Что делать, чтобы спастись от аварии с лобовым столкновением

Что делать, чтобы спастись от аварии с лобовым столкновением

Аварии с лобовым столкновением очень опасны. У них часто гибнут и получают травмы, а шансов спастись немного. Поэтому лучший вариант для всех – предотвратить такое ДТП.

Опасность лобовых аварий связана, прежде всего, с тем, что скорость двух транспортных средств суммируется. Даже если оба автомобиля двигались со скоростью 70 километров в час, то при ударе общая скорость составит 140 км/ч, что очень много даже для продвинутых систем безопасности современных авто.

За 11 месяцев 2021 года из-за выезда на полосу встречного движения в Украине произошло 1580 ДТП, в которых погибли 150 человек, травмированы 849 человек.

Чтобы уменьшить шанс лобового ДТП, нужно, прежде всего, соблюдать правила дорожного движения. Пристегивать всех пассажиров и иметь соответствующую сезону резину. Впрочем, только Правилами дело не ограничивается. Есть еще несколько важных моментов, которые помогут предотвратить такую ​​аварию или уменьшить тяжесть последствий.

Обычно знак “Обгон запрещен” ставят заранее, прежде чем начнется опасный участок. Поэтому начинать обгон после знака нельзя, а вот завершить – да

Следите за дорогой

На первый взгляд, совет следить за дорогой может показаться слишком очевидным, но на самом деле не все водители наблюдают за происходящим на встречной полосе. Чаще лобные столкновения происходят при обгонах. Именно поэтому, если навстречу движется медленный транспорт (грузовик или сельскохозяйственная техника), шанс на то, что их кто-то будет обгонять, очень высок – к этому нужно быть готовым. Кроме того, лобовые аварии часто случаются в местах, где обгон запрещен – на подъемах-спусках и затяжных поворотах с ограниченной обзорностью.

Если вам навстречу выехал автомобиль

Если вы понимаете, что встречный автомобиль уже начал обгон и может не успеть окончить маневр, лучше сразу включить правый поворот, сбросить скорость и сместиться правее, тем самым дать ему место для окончания маневра. Конечно, если разрешают дорожные условия. Сигналить и мигать фарами в такой ситуации вряд ли конструктивно, ведь, скорее всего, водитель вас видит и просто не может прекратить маневр.

В такой ситуации лучше сразу включить правый поворотник, взять правее и максимально снизить скорость

Если места для маневра совсем мало, а взять правее невозможно, нужно тормозить, чтобы максимально снизить скорость. Конечно, если столкновение произойдет, виновным в нем будет выехавший на полосу встречного движения, но со своей стороны следует сделать все возможное, чтобы избежать или максимально уменьшить последствия аварии.

Если вы оказались на занятой встречной полосе

Если вы начали обгон, не убедившись в безопасности маневра (что является грубым нарушением Правил), в большинстве случаев правильным решением будет тормозить и возвращаться в свою полосу. Но если разница в скорости между вами и тем, кого вы обгоняете, слишком велика, и становится ясно, что торможение здесь не поможет, лучшим решением будет включить правый поворотник и подать звуковой сигнал, чтобы привлечь внимание того, кого вы обгоняете.

Решение выехать на встречную обочину обычно ошибочно и часто заканчивается трагически – лучше как можно плотнее «прижаться» к тому, кого вы обгоняете. Из двух неприятностей нужно выбирать меньшую, а удары по касательной обычно имеют менее трагические последствия, чем лобовые столкновения.

Если обгоняют вас

Если идущий сзади автомобиль приблизился и намерен вас обогнать, а встречная полоса занята, то по правилам хорошего тона (не по Правилам дорожного движения) рекомендуется включить левый поворотник. Таким образом вы предупредите едущего позади об опасности. Когда встречная полоса освободится, рекомендуется включить правый поворотник, чтобы обгон был безопасен. Этим правилом обычно пользуются опытные и вежливые водители.

Читать статью  Ремонт AIRBAG

В ситуации, когда вы понимаете что обгоняющий вас автомобиль может не успеть закончить маневр, лучше притормозить и (или) взять правее, дав ему таким образом больше пространства для маневра. Ведь если авария произойдет, высока вероятность того, что коснется и вас.

Правила дорожного движения, а именно пункт 14.3, запрещает водителю обгоняемого транспортного средства препятствовать обгону путем повышения скорости движения или другими действиями.

Выбирайте безопасный автомобиль

Количество звезд безопасности, полученное в краш-тестах, конечно, имеет значение, но при лобовом столкновении решающее значение имеет вес автомобиля. При одинаковом количестве звезд от EuroNCAP большой кроссовер даст больше шансов на выживание, чем компактная легковушка.

При лобных столкновениях масса автомобиля сильно влияет на безопасность. Но и звезды безопасности тоже очень важны

Ну и конечно, чем автомобиль поновее, тем больше у него систем безопасности. Здесь речь не только о подушках и сверхпрочных элементах конструкции. Очень важны и активные системы безопасности, например ESP, которая сможет вовремя исправить ошибку водителя и не допустить выезда на встречную полосу.

Выбирать дороги с отбойниками

Не всегда можно проложить маршрут по дороге, на который установлен отбойник между встречными полосами, но если есть выбор – лучше выбирать именно такую. Обычно такие дороги находятся в лучшем состоянии, чем другие, и поэтому даже если она на несколько километров длиннее, проехать по ней можно будет быстрее и безопаснее.

Если есть выбор, по какой дороге ехать, лучше выбрать ту, что с отбойником

Требования к государственным и местным органам власти

Активная гражданская позиция в вопросе безопасности дорожного движения не всегда приносит свои плоды сразу. Но, как говорится, вода камень точит. Обращение к соответствующим органам местных или центральных властей с требованием установить отбойник на определенном участке дороги будут иметь последствия. Также можно использовать механизм петиций и другие средства воздействия на ответственных лиц.

К сожалению, в Украине сейчас нет действенного сообщества автовладельцев для отстаивания своих прав. Однако опыт показывает, что даже небольшое количество людей в организованной группе может добиться значительных изменений. Яркий пример – требования велосообщества и появление велодорожек по всему Киеву.

Пассивная безопасность: от чего люди гибнут в ДТП и что их от этого бережёт в машине

24 апреля 2019 Категория: Секреты автомобилей.

Мы уже писали о том, как электронные системы безопасности спасают жизнь. Современные системы активной безопасности «дожмут» педаль тормоза за нерешительного водителя, вернут нужную траекторию в повороте, автоматически затормозят при опасности и поддержат дистанцию. Всё для того, чтобы предотвратить аварию. Вместе с банальными условиями безопасного вождения, вроде достаточной обзорности, корректно настроенных зеркал и шин по сезону, это отличный шанс на выживание на дороге.

Но если столкновения не избежать, в игру вступает совсем другиая система в автомобиле — пассивная безопасность.

auto automobile blur 242276

Пассивная безопасность вступает в работу в сам момент ДТП и помогает снизить тяжесть последствий столкновения.

К системам безопасности относят ремни безопасности с преднатяжителями, подушки, подголовники, безопасные стёкла. Также пассивная безопасность — конструкция педального узла, руля и мотора, которая позволяет им не влетать в салон при аварии. Важнейший элемент пассивной безопасности — жёсткость кузова и зоны его деформации, заложенные при конструировании, чтобы гасить силу удара.

Почему в серьёзном ДТП выживут только Грэмы

В 2016 году Австралийская транспортная комиссия по ДТП представила модель человека, который выживет в любой аварии. Знакомьтесь, это Грэм, и его не назовёшь симпатягой.

pb 1

  • Голова Грэма — как огромный мягкий защитный шлем.
  • Внутри большого черепа — много спинномозговой жидкости и связок, которые удерживают мозг от удара о черепную коробку.
  • Нос Грэма меньше, уши защищены от травм тоже.
  • Шеи нет, рёбра переходят в шею — это защищает от перелома позвоночника.
  • Грудная клетка Грэма напоминает бронированный жилет с «мешками» вроде подушек безопасности под каждым ребром, которые снижают импульс движения тела вперёд при столкновении.
  • Жир защищает кости и также поглощает энергию удара.

Создатель Грэма — художник Пиччинини. Перед рисованием макета он несколько месяцев консультировался с ведущими хирургами и травматологами в стране и анализировал случаи автоаварий.

Читать статью  Обязанности водителя перед выездом на линию

pb 2

Грэм — отражение того, чего не хватает человеческому телу, чтобы противостоять силам и энергии, которые действуют на него в момент аварии.

При столкновении на скорости, когда одна машина бьёт другую или машина врезается в стену (ограждение, дерево), происходит на самом деле три вещи.

Сначала удар от столкновения принимает машина, затем импульс разрушительной силы принимает тело водителя, затем внутренние органы водителя бьются изнутри о череп или грудину.

  • Сила этого удара такова, что происходит разрыв аорты, несовместимые с жизнью повреждения внутренних органов или мозг бьётся о черепную коробку так, что разрываются аксоны — части нейронов, которые передают нервный импульс. Внешне такие повреждения не очевидны, но после них не выживают.

Тело человека, в отличие от тела Грэма, не рассчитано на колоссальные перегрузки и ускорения, которые испытывают люди в машине в момент аварии на скорости.

Причём убивают не сами разрушения, а их скорость. Чем более концентрирован импульс во времени, тем он мощнее.

Импульс от удара машины дойдёт до водителя за миллисекунды — буквально, моргнуть не успеешь. Если бы удалось растянуть время, за которое машина входит в другую или в препятствие, буквально на 5 секунд — люди бы выживали.

pb 9

Банальный пример — ремень безопасности. Многие считают, он нужен, чтобы удержать людей внутри салона, не дать вылететь через окна.

На самом деле главное предназначение пристёгнутого ремня — дать телу водителя чуть больше времени до полной остановки, чем у машины.

  • Автомобиль во время катастрофы может остановиться за 50-100 миллисекунд, у тела водителя, пристёгнутого ремнём, на обработку удара будет 150-200 миллисекунд — это мало в цифрах, но много в прогнозе выживаемости.

Такие расчёты приводит Джоэл Ститцель, эксперт Центра биомеханики травм Виргинского политехнического университета в статье «Как не погибнуть в автокатастрофе».

pb 10

Устройство систем безопасности отражает этот принцип.

Всё, что находится между водителем и ударом — бампер, зона смятия кузова, стойка, ремень безопасности — сконструировано так, чтобы передавать ударный импульс как можно дольше.

Иными словами — при столкновении в автоаварии людей убивает не скорость, а резкая остановка. И чем более плавно получится остановиться у тел людей в салоне — тем больше шансов выжить.

Другая проблема — в момент столкновения в салоне автомобиля всё становится потенциальным орудием убийства.

  • Двигатель, влетев в салон, оставит водителя калекой или трупом.
  • Педальный узел — перебьёт ноги.
  • Рулевая колонка может сломать рёбра.
  • Ремень безопасности ломает ключицу, отбивает селезёнку и мочевой пузырь.
  • Передняя и средняя стойки кузова пройдется по телу как бейсбольная бита.
  • Выстреливающая подушка безопасности способна сломать руки, нанести щелочные ожоги глаз, а в случае брака — даже убить водителя, как это было с подушками Takata.

Поэтому система пассивной безопасности в автомобиле продумана так, чтобы, с одной стороны, погасить скорость при столкновении, а с другой — оставить пространство для выживания людей и не травмировать их узлами и конструкциями самого автомобиля.

Система пассивной безопасности автомобиля — шансы есть?

Представим лобовое столкновение двух машин на высокой скорости. Машина получает удар, сминается и останавливается. Люди в салоне по инерции летят вперёд, навстречу лобовому.

Ускорение их «полёта» определяется в основном скоростью, на которой произошло столкновение, и может достигать десятков g: это равносильно прыжку с многоэтажного дома.

Принцип спасения тоже аналогичен: нужно погасить скорость, причём делать это так, чтобы внутри машины оставалось достаточно жизненного пространства. То есть чтобы деформированные при ударе узлы и детали машины не зажали людей насмерть.

Для погашения энергии удара современные машины конструируют так, чтобы при аварии передняя и задняя часть машины сминалась по запрограммированным зонам деформации.

Целым должен остаться салон, «жилая зона». Его и людей внутри защищает жёсткий каркас — он выполнен из сверхпрочной стали, двери усилены брусьями. Каркас деформируется при аварии в последнюю очередь.

kuzov delaut2

Можно долго упирать на маркетинг и пристрастность краш-тестов Euro NCAP, но суперпрочные «Волги», Audi и BMW из 1980-х останутся «капсулами смерти» именно потому, что их кузов из толстой стали при ДТП, оставался в целостности и не сминался, читай — не гасил силу удара, что приводило к смерти людей.

Читать статью  Рисунки по теме ПДД в детских садах – безопасность глазами детей

Современный автопром выбирает жертвовать машиной. Производители делают каркас кузова жёстким, а остальные зоны сминаемыми специально, чтобы гасить скорость при столкновении — это важнейший и сложнейший элемент пассивной безопасности.

Поэтому на фотографиях в сводках аварий часто видно, что перед кузова раскурочен, или багажник стал короче на полметра — а салон уцелел.

pb 4

Но одного складывания кузова гармошкой для выживания людей внутри авто недостаточно

Большую угрозу при лобовом столкновении представляет собой двигатель. Чтобы он не влетел в салон при аварии, его опоры делают так, чтобы он уходил вниз или вообще выпадал из машины. При этом стойки, передняя панель и педальный узел остаются на месте, чтобы оставить пространство для людей.

Рулевая колонка при столкновении поглощает частично энергию удара и складывается, кронштейн педального узла ломается, чтобы водитель не получил увечий рук и ног.

В случае удара сзади самая распространённая травма, которая угрожает жизни — повреждения шейного отдела позвоночника. Для защиты шеи в автомобиле придуманы подголовники и даже активные подголовники, которые срабатывают в момент удара, предотвращая смещение головы. Подголовники — тоже элемент пассивной безопасности автомобиля.

Автомобильные стёкла, даже разбившись, не должны ранить людей. Поэтому триплексное лобовое стекло остаётся на удерживающей плёнке, а боковые закалённые стёкла высыпаются осколками с неострыми гранями.

pb 8

Подушка безопасности работает как нужно только в паре с ремнём: если сидящий не будет пристёгнут, вылетевший на скорости 270-300 км/ч аирбег травмирует водителя вместо того, чтобы эффективно замедлить тело.

Сейчас производители выпускают целую палитру подушек безопасности — от классической внутри рулевого колеса до центральной, которая предотвращает столкновение рядом сидящих людей при перевороте машины или боковом ударе. Подушки встраивают прямо в ремни безопасности, на их основе выпускают разнообразные шторки, которые защитят головы пассажиров сзади при столкновении. Надуваются подушки азотом.

Внутреннее давление и степень раскрытия адаптивных подушек безопасности регулируется. Такие аирбеги могут быть открыты до 10 секунд, чтобы защитить водителя и пассажиров от травм при перевороте или повторном столкновении.

  • Современные подушки безопасности срабатывают по команде датчика удара и полностью надуваются за 20-50 миллисекунд, это примерно в 2-4 раза быстрее, чем моргает человек.

pb 5

Ремни безопасности призваны вовремя «словить» человека, который начинает движение по инерции от удара, и плавно погасить его скорость.

  • Трёхточечная конструкция ремня за счёт достаточной площади взаимодействия с телом безопасно гасит удар и удерживает человека в салоне.
  • В автоспорте применяются 5- и 6-точечные ремни, которые держат пилота в кресле накрепко.

Ремень плотно прижимает седока любой комплекции к креслу и не сковывает его движений, а если срабатывает датчик удара или электроника, фиксирующая критическое ускорение (занос, экстренное торможение) — преднатяжители ремня срабатывают и вжимают водителя и пассажира в кресло.

Ремень безопасности — простое, но действенное средство при аварии, которое снижает риск летального исхода при ДТП на 45-60%. Для сравнения — подушка безопасности лишь на 12%.

  • Кроме того, у оставшихся внутри автомобиля при аварии шансов выжить больше, тем у тех, кто вылетает через стекло. В трёх из четырёх случаях вылететь из автомобиля при ДТП — значит погибнуть.

Тому, как ремень безопасности спасает жизни, посвящён проект транспортного агентства Новой Зеландии. На фото водители, чудом выжившие в авариях, примерили грим по мотивам реальных ситуаций и рассказали свои истории.

pb 7

Итого

Система пассивной безопасности в автомобиле закладывается ещё на этапе его конструирования. Это и материалы кузова, и программируемые сминаемые зоны деформации, которые гасят силу удара, и множество конструктивных решений — от уходящего вниз двигателя до срабатывающих по датчикам аирбегов и преднатяжителей ремней.

Но несмотря на то, что система пассивной безопасности в автомобилях всех классов постоянно совершенствуется, а краш-тесты всё больше приближаются к реальным условиям, у современных машин практически не осталось резервного запаса, чтобы повысить показатели выживаемости. 80 км/ч — предельная скорость, при которой системы пассивной безопасности ещё дают шанс выжить в ДТП.

Помните об этом, когда захочется «притопить» по трассе.

Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка

ООО «РитейлМоторс» УНП 191477517, з арегистрировано Мингорисполкомом 20 марта 2012г.
Регистрационный номер в торговом реестре 402310, д ата регистрации 11 января 2018г.
Юридический и почтовый адрес: 220020 г. Минск, ул. Тимирязева, д. 85а, пом. 204

Источник https://auto.24tv.ua/ru/avariya_s_lobovym_stolknoveniem_chto_delat_chtoby_spastis_n36134

Источник https://retailmotors.by/secrets/passivnaya-bezopasnost-ot-chego-lyudi-gibnut-v-dtp-i-chto-ikh-ot-etogo-berezhjot-v-mashine