3 сферы контроля водителей: здоровье, честность, эффективность
В этой статье мы расскажем, как предприятия контролируют работу водителей.
Система контроля работы водителей: какие показатели следует учитывать
Контроль состояния водителей на предприятии делится на 2 этапа — предрейсовый контроль и контроль на линии. Как правило, учитывают следующие показатели.
- здоровье и самочувствие водителя,
- трезвость водителя
- время начала и завершения смены,
- состояние водителя в течение смены, уровень его усталости,
- соблюдение водителем режима труда и отдыха,
- местоположение и маршрут водителя,
- количество и длительность заявок,
- соблюдение ПДД и скоростного режима,
- особенности поведения водителя при погрузке и выгрузке транспорта,
- уровень топлива на начало и конец смены.
Предрейсовый контроль проводят медицинские работники, а контроль на линии — диспетчеры, заведующие гаражом и другие ответственные сотрудники.
Документальное оформление проведения ТО
У юридического лица или ИП должны быть документы, подтверждающие соблюдение установленных сроков проведения технического обслуживания ТС.
- Ежеквартальный план-график техобслуживания. В нем планируются месяцы проведения ТО на каждый автомобиль с учетом последнего ТО и рекомендуемого периода (километража). Предприятие всегда должно иметь такой график на квартал вперед.
- Копии документов о проведении ТО и текущего ремонта для каждого транспортного средства. Это акты выполненных работ (с расшифровкой) и накладные (где отражены расходные материалы). Копии этих документов должны храниться на предприятии.
- Инструкция по охране труда при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств — если ТО и ремонт автомобилей проходят на базе предприятия.
Многие серьезные организации предпочитают перестраховаться и проводят дополнительные техосмотры сами. Документально это оформляется просто. Локальным актом предприятие создает специальную комиссию и вводит регулярную проверку автомобилей (регулярность зависит от самого предприятия). Результаты вносятся в Типовой лист контрольного осмотра.
Читайте также: Возможно ли узнать номер СТС по номеру авто или ПТС онлайн, и где посмотреть владельца ТС
Контроль водителей на линии: как организовать
Руководители нанимают медицинских работников, механиков и диспетчеров для организации контроля водителей на линии. Каждый отвечает за свой этап работы: медицинские работники контролируют состояние водителей, механики — исправность автомобиля, а диспетчеры — распределение заявок.
Чтобы отслеживать эффективность и честность работы водителей, компании оснащают транспорт различными датчиками. Они показывают местоположение водителя, скорость движения, количество топлива в баке. Это создает видимость контроля, но на самом деле его нет. Датчики просто выдают большой объем неструктурированной информации, который не дает возможности контролировать автотранспорт в настоящем времени.
Для организации контроля работы водителей существуют специализированные системы. Они интегрируются с датчиками, собирают показатели, формируют отчет и организуют эффективную работу водителей. Расскажем о них чуть позже.
Предрейсовый контроль технического состояния
Проверяющими органами дополнительное мероприятие по обеспечению БДД в организации явно будет оценено положительно.
Приказ Минтранса от 15 января 2014 г. N 7 обязывает все организации, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом обеспечивать предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. Выпускать на линию автомобили без такого контроля запрещено.
Предрейсовый осмотр автомобиля проводится контролером технического состояния транспортных средств — это требование Минтранса (приказ № 296 от 08.08.2018). Про требования к образованию контролера мы рассказывали в видео по ссылке. А если надо обучить контролера ТС, то все подробности про обучение в нашем учебном центре на странице Обучение контролеров технического состояния.
Система контроля состояния водителей: как это работает
Поддержание и контроль состояния здоровья водителей — важная задача для компании. Для безопасной перевозки груза и пассажиров водитель должен быть здоров и внимателен за рулем. Поэтому необходимо осмотреть водителя до начала рейса, контролировать режим его отдыха и работы, следить за его состоянием в течение рабочей смены. Это поможет избежать ДТП по причине утомления водителя.
Предрейсовый контроль водителей
Медицинский работник проверяет здоровье и самочувствие водителя перед началом смены. Он должен убедиться, что водитель нормально себя чувствует, и его состояние не угрожает безопасности дорожного движения.
Обычно порядок действий при медосмотре следующий: врач или фельдшер осматривает водителя, измеряет артериальное давление и пульс. В некоторых организациях все это выполняет электронный доктор — система для автоматического медицинского осмотра водителей.
Предрейсовый медосмотр должен пройти каждый водитель, независимо от того, откуда и куда он выехал и каким транспортом управляет. Без прохождения медицинского осмотра водитель не имеет права начать работу.
Контроль трезвости водителя
Если на предрейсовом осмотре фельдшер заметил у водителя признаки употребления алкоголя — неадекватное поведение, нарушение походки и речи, тремор рук, запах алкоголя и другие, он обязан провести контроль трезвости водителя.
Если алкотестер действительно показывает наличие алкоголя, медицинский работник в обязательном порядке заполняет протокол в двух экземплярах. Один остается у врача, второй — направляют руководителю организации.
Контроль режима труда и отдыха водителей
Даже здоровый водитель должен выделить время на отдых в течение рабочей смены. Это поможет избежать переутомления и сохранить бдительность до конца смены.
Согласно законодательству, рабочая смена водителя должна длиться не более 10 часов. При этом у него есть право на полноценный обед продолжительностью от 30 минут до 2 часов.
Читайте также: Разрешена ли проверка документов вне стационарного поста ДПС?
Если водитель вместо отдыха ездит по личным делам — это создает для него определенные риски. Он утомляется и уже не так внимательно следит за дорогой. Возможно, по этой причине попадет в ДТП. Поэтому необходимо контролировать не только время работы водителя, но и количество отдыха от вождения автомобиля в течение дня.
Система контроля внимания водителей
Чем дольше водитель находится за рулем, тем больше снижается его внимание. А невнимательность — частая причина аварий.
Существуют специальные системы для контроля внимания водителя. Система анализирует физиологические параметры водителя с помощью видеокамер, специальных датчиков и даже фитнес-браслета. Учитывается движение глаз, частота дыхания, температура тела, потоотделение и манера вождения.
Если параметры меняются, система присылает водителю уведомление с рекомендацией отдыха. Отключить уведомления нельзя.
Документы для проверки по БДД.
О проведении проверки обеспечения БДД высылается Уведомление, направленное начальником территориального МАДИ, УГАДН. В нем должны быть указаны время и место проверки, цели и задачи ее проведения, исполнитель и его контактный телефон, а главное — перечень документов, которые необходимо предоставить проверяющему.
Стандартный перечень для проверки обеспечения БДД:
Уставные документы Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц Документы о назначении генерального директора Штатное расписание Документы, подтверждающие возложение обязанностей за обеспечение безопасности дорожного движения на конкретных должностных лиц Документы, содержащие сведения о квалификации сотрудников, чьи должности связаны с обеспечением безопасности дорожного движения, с эксплуатацией автотранспорта и организацией перевозок Справка о наличии автотранспортных средств находящихся в эксплуатации (на балансе, в аренде, в лизинге и т.п.), с указанием типа, марки АТС, года выпуска АТС, государственного регистрационного знака, показаний одометра на момент проверки Документы о наличии территории для стоянки автотранспортных средств В случае осуществления деятельности по перевозке опасных грузов — документация по подвижному составу и работникам, задействованных в процессе перевозки ОГ Документация по организационным мероприятиям, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий Документация по учету путевых листов Отработанные путевые листы за текущий месяц и два предшествующих проверке месяца Товарно-транспортные накладные — выборочно по каждому типу перевозимого груза Документы, подтверждающие организацию и учет проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей Документы, подтверждающие организацию и проведение ТО и ремонта автотранспортных средств Список водителей с указанием даты их приема на работу Медицинские справки водителей Документы по работе с водительским составом (занятия, инструктажи, семинары и т.п.) Имеющиеся данные о нарушениях водителями ПДД Документация по учету работы водительского состава за текущий месяц и два предшествующих проверке месяца Документы, подтверждающие обязательное страхование гражданской ответственности Документы , подтверждающие оснащение автотранспортных средств навигационными системами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также тахографами Другие документы по организации работы водительского состава и автотранспорта, относящиеся к предмету проверки.
Какие нормативные документы по БДД нужны при проверке УГАДН.
Законодательство вменяет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим транспорт, обеспечивать безопасность дорожного движения. Это достаточно широкий круг мероприятий по обеспечению БДД, который, собственно то, и заключается в ведении документов по БДД.
Именно нормативные документы как раз и фиксируют соблюдение требований закона в сфере транспорта. Ниже приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых для обеспечения БДД на предприятии. Имея шаблоны всех документов, организовать обеспечение БДД на предприятии не составит труда. Останется лишь внести данные сотрудников и автомобилей, сформировать из документов толстую папку и во время проверки выложить ее перед сотрудником МАДИ, УГАДН. Проверяющий даже не заподозрит, что вы обеспечили БДД в своей организации только вчера.
Полный перечень нормативных документов, входящих в комплект по обеспечению БДД:
Должностные инструкции по Безопасности Дорожного Движения (БДД)
Должностная инструкция лица ответственного за безопасность дорожного движения (БДД) Должностная инструкция лица ответственного за работу по обеспечению технического состояния и эксплуатацию ТС Должностная инструкция лица ответственного за выдачу и учет путевых листов Должностная инструкция лица, управляющего легковым автомобилем Должностная инструкция лица, управляющего грузовым автомобилем Должностная инструкция водителя, управляющего автобусом
Журналы по БДД
Журнал учета проверок органами контроля Журнал учета ДТП владельцами транспортных средств Журнал учета нарушений Правил дорожного движения Журнал регистрации вводного инструктажа Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте Журнал учета учебных занятий по БДД (20-часовая программа) Журнал учета медицинского осмотра водителей Журнал учета движения путевых листов Журнал учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии
Инструкции по БДД
Инструкция по охране труда при буксировке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) Инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств Инструкция диспетчера автотранспорта Инструкция водителя по мерам безопасности при вождении автопоездов Инструкция по охране труда для водителя автомобиля Инструкция оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии Инструкция по охране труда для водителей, выезжающих в командировку (дальние рейсы) или на работу в отрыве от организации Инструкция по экстренной эвакуации пассажиров из салона автобуса при дорожно-транспортных происшествиях Инструкция. Движение автомобиля и стоянка в темное время суток Инструкция по охране труда для водителя автобуса Инструкция по мерам безопасности при проезде железнодорожных переездов Инструкция по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте Инструкция для водителя по обеспечению безопасности движения на горных маршрутах Перечень инструкций по охране труда для водителей Инструкция для водителя по обеспечению безопасности движения в темное время суток, туман, снегопад, гололёд Инструкция по мерам безопасности при преодолении спусков и подъемов Инструкция для водителя по соблюдению скоростного режима и правил обгона транспорта Инструкция по мерам безопасности при перевозке детей Инструкция водителя об особенностях работы в весенне-летний период Инструкция по безопасности на паромах, баржах, платформах Инструкция водителя об особенностях работы в осенне-зимний период
Планы, графики, программы по БДД
Порядок выпуска автомобилей на линию План мероприятий по предупреждению ДТП Программа стажировки водителей Программа проведения вводного инструктажа по охране труда Программа проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте водителя Учебно-тематический план ежегодных занятий с водителями (20ч) План-график прохождения обязательных периодических медицинских осмотров водителей График рабочего времени на месяц Личная карточка водителя План-график технического обслуживания транспортных средств
Приказы по БДД
Приказ о проверках соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Акт проверки Приказ о назначении ответственного по обеспечению безопасности дорожного движения Приказ о назначении контролера технического состояния автотранспортных средств Приказ о назначении диспетчера автотранспорта Приказ об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий. Образец. Положение о порядке проведения служебного расследования ДТП Приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования дорожно-транспортных происшествий. АКТ служебного расследования ДТП. Образец Приказ о назначении водителя-наставника Приказ о прохождении стажировки водителем с листом стажировки Приказ о допуске к самостоятельной работе водителя, с Актом закрепления Приказ об утверждении Положения о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения для водителей и лиц, управляющими служебным транспортом, с Положением Приказ о создании комиссии по проверке знаний по 20-ти часовой программе безопасности дорожного движения, с Протоколом Приказ об утверждении положения о проведении обязательных медосмотров водителей, с Положением
Путевые листы автомобилей
Путевой лист легкового автомобиля Путевой лист грузового автомобиля Путевой лист автобуса
Порядок выпуска автотранспортных средств на линию
В общем случае за выпуск на линию подвижного состава автотранспортных предприятий несут ответственность три должностных лица: — диспетчер – за правильность оформления путевой документации и проверку водительского удостоверения (нельзя выдавать путевку, не проверив водительское удостоверение); — медицинский работник – за проверку состояния здоровья водителя; — механик-контролер (механик КТП) – за исправность транспортного средства, выпускаемого на линию. Каждое должностное лицо подписывает путевой лист в соответствующих графах. Механик проверяет автомобиль последним, и после его проверки транспортное средство (ТС) может выезжать на линию, поэтому он должен убедиться не только в исправности автомобиля, но и в наличии допусков ТС к работе со стороны диспетчера и медика. В отдельных случаях допускается совмещение обязанностей диспетчера и механика-контролера одним должностным лицом.
На должность механика-контролера (в отдельных случаях – механика-диспетчера) по выпуску автотранспорта принимается лицо, имеющее не ниже средне-технического образования по инженерно-технических должностях или среднее специальное образование и профессиональная переподготовка по программе Контролер технического состояния транспортных средств. Последовательность операций, выполняемых механиком-контролером (механиком КТП) перед выпуском автомобиля на линию приведена ниже. ***
Проверка документации
Механик проверяет наличие в путевых листах:
штампа предприятия и подписи диспетчера; штампа и подписи медицинского работника; записей о дате выпуска ТС на линию и дате возвращения в транспортное предприятие (фиксирует в планшете механика); записей показаний спидометра и остатков топлива; отметок о метеорологических и дорожных условиях; записей и отметок работников ГИБДД и других должностных лиц. После того, как транспортное средство подано на КТП для проверки, необходимо взять у водителя путевой лист (путевка выдается диспетчером, после чего водитель обязан пройти медицинский осмотр у медика) и проверить правильность его заполнения, в т. ч.: проверить правильность даты и времени выезда автомобиля на линию и возвращения с линии; зафиксировать эти данные в планшете механика; проверить соответствие фамилии водителя в путевом листе с фамилией водителя, выезжающего на линию (при необходимости – по водительскому удостоверению); проверить наличие в путевке подписи диспетчера и штампа медицинского работника о допуске водителя к работе; проверить соответствие типа подвижного состава характеру перевозимого груза (т. е. на бензовозе, например, нельзя перевозить песок и т. п.); проверить наличие в путевке специальных записей для водителей автомобилей, осуществляющих перевозку опасных грузов, а также записей о метеорологических и дорожных условиях; проверить соответствие реальных показаний спидометра записям в путевом листе. В случае фиксации нарушений механик запрещает выезд автомобиля на линию, отправляя водителя устранить выявленные недостатки. В случае, если на механика КТП возлагается контроль за своевременностью прохождения транспортными средствами планового технического обслуживания (ТО1, ТО2, СО), необходимо проверить, нет ли выпускаемого автомобиля в списках на очередное ТО. ***
Читайте также: Список переделок авто, незаконных с 2021 года, и как их легализовать
Осмотр автотранспортного средства
После проверки правильности оформления путевой документации механик приступает к проверке технического состояния автотранспортного средства.
При этом в обязательном порядке проверяются:
Внешний вид автотранспортного средства, общая комплектность и наличие повреждений на кузове и элементах конструкции: автомобиль должен быть чистым, не иметь подтеков ГСМ из агрегатов и систем; автомобиль должен быть укомплектован в соответствии с конструктивными требованиями: наличие зеркал заднего вида, стандартных номерных знаков (в т. ч. нанесенных на кузов), стекол кабины, фар, фонарей, запасного колеса (или колес), брызговиков и т. п.; если на автомобиле планируется перевозить насыпные грузы он должен быть укомплектован палаткой для предохранения от россыпи; на автомобиле не должно быть следов повреждений, имеющих признаки участия в ДТП, если таковые не зарегистрированы ранее; проверяется исправность замков дверей кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн; проверяется отсутствие внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства (например, незаконная установка газового оборудования, дополнительного топливного бака, световых приборов и т. п.)
В кабине автомобиля проверяются следующие элементы:
приборная панель на наличие сигналов предупреждающих значков, свидетельствующих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения; проверка обзорности с места водителя (лобовые стекла не должны иметь трещин, затемнений, штор и т. п., другие стекла кабины должны иметь хороший обзор); проверка обзора в зеркалах заднего вида; проверка ремней безопасности и подголовников; проверка исправности механизмов фиксации подушки и спинки водительского сиденья; проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол; проверка укомплектованности транспортного средства аптечкой, огнетушителем, противооткатными упорами и знаком аварийной остановки; работоспособность тахографа (при наличии); исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное)
Проверка исправности тормозной системы:
утечка тормозной жидкости (визуально по подтекам на колесах со стороны рабочих цилиндров, из трубопроводов и шлангов, главного цилиндра и гидровакуумного усилителя); утечка воздуха из пневматического привода тормозов (на слух при заглушенном двигателе и номинальном давлении в пневмоприводе); ход штоков тормозных камер (для пневмоприводных тормозных систем); свободный и полный ход педали тормоза; работа гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов
Проверка исправности рулевого управления:
общий осмотр состояния и крепления элементов рулевой трапеции и рулевого механизма; проверка отсутствия деформации рулевых тяг (особенно поперечной тяги); проверка люфта в шарнирных сочленениях рулевых тяг (водитель слегка вращает рулевое колесо в разные стороны, при этом люфта в сочленениях тяг и рычагах быть не должно); проверка герметичности рулевого механизма (отсутствие подтеков смазки) и ГУР (отсутствие подтеков жидкости из трубопроводов и элементов усилителя); проверка свободного хода рулевого колеса; для автомобилей с ГУР или ЭУР выполняется при заглушенном двигателе, после чего двигатель запускается и проверяется эффективность работы усилителя руля
Проверка состояния колес и шин:
соответствие шин данному типу транспортного средства; состояние протектора (глубина рисунка, однотипность шин на всех колесах); крепление колес к ступицам (крепежные элементы должны быть хорошо затянуты; проверяется визуально или простукиванием специальным молотком с длинной ручкой); давление в шинах (проверяется манометром); отсутствие признаков отслоения и повреждения элементов покрышки (визуально); наличие и состояние шипов или цепей противоскольжения (при необходимости); проверка состояния держателя запасного колеса
Проверка работоспособности световой и звуковой сигнализации, световых приборов и электрооборудования
(водитель по сигналу механика включает приборы): состояние и работоспособность фар (ближний и дальний свет, габаритная подсветка фар); состояние и работоспособность габаритов, указателей поворота, стоп-сигнала, фонаря заднего хода, фонарей подсветки номерных знаков (обращать внимание на цветовую гамму приборов – запрещается размещение впереди фонарей красного цвета); состояние и работоспособность дополнительных световых сигналов (указатель автопоезда, сигнализатор перевозки опасных грузов и т. п.); работоспособность стеклоочистителей; исправность клаксона (звукового сигнала); наличие установленных без соответствующего разрешения дополнительных световых приборов
Если автомобиль-тягач выпускается на линию с прицепом или полуприцепом:
проверка состояния тягово-сцепного устройства (фаркопа): фаркоп должен быть надежно закреплен в поперечине, детали головки не иметь значительных люфтов, износ зева фаркопа не должен превышать нормы, обязательно наличие предохранительной шпильки; наличие и состояние страховочных тросов, предохраняющих увод прицепа при самопроизвольной расцепке с тягачом; состояние дышла прицепа (износ петли дышла, наличие повреждений и деформаций элементов конструкции дышла); состояние седельного устройства тягача; проверка положения опор полуприцепа и работоспособность механизма их подъема и опускания; проверка состояния тормозной системы и системы световой сигнализации прицепного ТС осуществляется совместно с соответствующими системами тягача По результатам проведенного технического осмотра в путевом листе проставляется соответствующая отметка о допуске ТС к работе, подтверждаемая подписью механика.
В случае фиксации нарушений механик запрещает выезд автомобиля на линию, отправляя водителя устранить выявленные недостатки. ***
Ответственность
В соответствии с действующим законодательством за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность, по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. При этом должностные лица, ответственные за выпуск подвижного состава на линию, а также водители, уклонившиеся от предрейсовых процедур, в зависимости от правонарушения, могут быть подвержены административному наказанию в виде штрафа от 20 тыс. руб (для должностных лиц) до 100 тыс. руб (для юридических лиц). Следует иметь в виду, что механик-контролер подчиняется непосредственно руководителю автотранспортного предприятия (либо предприятия, эксплуатирующего автотранспорт для нужд производства), и на его действия и решения не могут влиять другие должностные лица (главный инженер, заместители директора и т. п.). Т. е. распоряжениям со стороны, например, главного инженера «… ладно, пусть сегодня выезжает, а завтра обязательно починим…» механик-контролер подчиняться не обязан, и за выпуск неисправного транспорта на линию ответственность будет нести он, а не главный инженер. Проверка автомобиля при заезде в гараж
При проверке автомобиля, прибывшего из рейса, механик контрольно-технического пункта (КТП) несет меньшую административную нагрузку и ответственность, чем при выпуске на линию. Тем не менее, он обязан выполнить ряд работ по осмотру автотранспортного средства, зафиксировать отдельные факты в документации, а также осуществить определенные распорядительные функции.
При осмотре автомобиля
(автотранспортного средства), прибывшего в предприятие после выполнения задания по автоперевозкам,
механик КТП обязан
:
1.
Убедиться, что дата прибытия в расположение предприятия соответствует записи в путевом листе. Если заезд в гараж выполняется со значительным отклонением (в ту или иную сторону) от планового времени, выясняет причины и, при необходимости, берет у водителя письменное объяснение о причинах отклонения от планового времени заезда;
2.
Внимательно осмотреть автомобиль (автопоезд) на предмет наличия явных неисправностей, в том числе — указывающих на пребывание транспортного средства в ДТП (наличие повреждений кабины, кузова и т. п.); В случае обнаружения таких повреждений, фиксирует их в листе учета (планшете механика КТП) и составляет докладную записку руководителю предприятия;
3.
При наличии ремонтного листа, указывающего на необходимость выполнения работ по очередному техническому обслуживанию автотранспортного средства, направляет автомобиль (автопоезд) на соответствующие ремонтные участки (зонаТО1, ТО2, СТО) для выполнения профилактических работ; (список автомобилей и прицепов, нуждающихся в выполнении очередного технического обслуживания представляется на КТП работниками производственно-технического отдела автотранспортного предприятия или аналогичными структурами предприятий, эксплуатирующими автотранспорт);
4.
Проверяет и фиксирует в планшете механика показание спидометра, а также остаток топлива в топливных баках автомобиля (мерной линейкой);
5.
При необходимости, если водитель по возвращению с линии сообщил об обнаружении неисправности агрегатов или систем автомобиля, выписывает направление на ремонт в виде ремонтного листа. В небольших автотранспортных предприятиях, или структурах, эксплуатирующих автотранспорт для удовлетворения собственных производственных нужд, выполнение ремонтных работ, в том числе — техническое обслуживание, возлагается чаще всего на водителя. В достаточно крупных АТП допуск водителя к выполнению ремонта и технического обслуживания ТС подтверждается главным инженером предприятия (или его заместителем) записью в ремонтном листе (или аналогичном документе). В противном случае (если допуск водителя к выполнению ремонтно-обслуживающих работ принят нецелесообразным) ремонт ТС выполняется специализированными структурами. ремонтно-технической службы предприятия без привлечения водителя. В отдельных случаях механик КТП может доводить до водителя информацию о следующем задании (дата, маршрут следования и т. п.) по перевозкам на закрепленном за водителем автотранспортном средстве. При этом выпуск автотранспортного средства на линию должен осуществляться в строгом соответствии с установленными требованиями,
Мероприятия по БДД. 7 важных моментов.
Семь важных мероприятий по БДД с персоналом, которые никак нельзя забыть.
Проверьте все ли мероприятия по БДД вы делаете? Если нет, то запишите их и используйте как «шпаргалку». Наличие и полнота данных мероприятий напрямую влияет на всю работу по обеспечению БДД в целом. Постараюсь кратко обозначить мероприятия и емко раскрыть суть каждого из них в разрезе обеспечения БДД. Итак, сверяйте:
Регулярное повышение квалификации персонала; Вводный инструктаж с персоналом; Первичный инструктаж на рабочем месте; Стажировка лиц, управляющих служебными автомобилями; Закрепление за служебными автомобилями и передача авто по акту; Периодические и внеплановые инструктажи; Периодические и предрейсовые медицинские медосмотры.
Мероприятие по БДД «Регулярное повышение квалификации персонала»
Повышение квалификации персонала обязательно. Многие думают, что можно ограничиться только повышением квалификации водителей. Однако наряду с этим есть обязанность повышать квалификацию других работников организаций, обеспечивающих БДД. Цитирую п. 1 ст. 20 ФЗ-196 «О БДД»: Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения… Поэтому для лиц, управляющих служебным транспортом есть 20-ти часовая программа по БДД, а для ответственных лиц есть специальные программы повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях.
Мероприятие по БДД «Вводный инструктаж с персоналом»
Наличие такого мероприятия как вводный инструктаж не обсуждается. Этот инструктаж проводится вообще со всеми работниками, поступающими на работу (начиная от дворника и заканчивая директором). Цитирую Трудовой Кодекс статья 212 : Работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда… И это еще не все. Цитируем п.10.7 Постановления Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте»
Вводный инструктаж проводит работник по охране труда или работник, назначенный для этой цели из числа специалистов организации, со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или в должности, а также с командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
Вводный инструктаж проводится в кабинете охраны труда с использованием современных технических средств обучения и пропаганды, а также наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов).
Мероприятие по БДД «Первичный инструктаж на рабочем месте»
Это мероприятие БДД идет сразу после вводного инструктажа. Цитата статьи 212 Трудового выше. Ссылаюсь еще раз на документ Постановления Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» п.10.8: Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми в организацию работниками, работниками, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или на практику, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также работниками, выполняющими строительно-монтажные работы на территории организации.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят индивидуально с каждым работником с практическим показом безопасных приемов и методов труда в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными для отдельных профессий и видов работ с учетом требований стандартов.
Первичный инструктаж на рабочем месте не проводится с работниками, не связанными с обслуживанием, испытанием, наладкой, ремонтом подвижного состава и оборудования, использованием инструмента, хранением сырья и материалов. Список профессий работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом.
Первичный инструктаж на рабочем месте. Не забываем, что рабочим местом у водителя является автомобиль. Мероприятие по БДД «Стажировка лиц, управляющих служебными автомобилями» Это мероприятие БДД идет после первичного инструктажа на рабочем месте. Цитата статьи 212 Трудового выше. Ссылаюсь еще раз на документ Постановления Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» п.10.9: Каждый работник, имеющий профессию, после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасных приемов работы прикрепляется на 2-5 смен (в зависимости от характера и сложности профессии) к бригадиру-наставнику или опытному работнику, под руководством которого он выполняет работы. После этого руководитель участка, убедившись в усвоении вновь поступившим работником безопасных приемов работы, оформляет допуск к самостоятельной работе.
Многие думают, что стажировка не нужна. Вы не правы. НУЖНА!
Мероприятие по БДД «Закрепление за служебными автомобилями и передача авто по акту»
Любой материальный объект, принадлежащий организации передается лицу, которое им будет пользоваться, по акту приема-передачи. А если этот материальный объект является еще и рабочим местом, то без Приказа не обойтись. Поэтому это мероприятие по БДД оформляется через Приказ по организации о закреплении за конкретным автомобилем и передается по акту приема-передачи.
Мероприятие по БДД «Периодические и внеплановые инструктажи»
Все инструктажи начиная от вводного и заканчивая целевым должны проводится, руководствуясь утвержденной программой. В ней указываются наименования инструктажей, что каждый из них представляет, как часто проводится. Опять цитирую Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» п.10.5:
Работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами.
Мероприятие по БДД «Периодические и предрейсовые медицинские медосмотры»
Читайте также: Нужно ли возить с собой ПТС?
Медицинские осмотры играют одну из ключевых ролей при обеспечении БДД. К этим мероприятиям необходимо отнестись со всей серьезностью. Многие путаются в количестве и наименованиях медицинских осмотров. А есть еще и медицинское обследование. Это уже другое мероприятие. Цитирую п.2 и п.3 статьи 23 ФЗ-196 «О БДД»: 2.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится за счет средств водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств).
3.
Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.
Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Как контролировать водителей по топливу
Как мы уже говорили, водитель вправе останавливаться в течение поездки. Иногда это необходимо по состоянию здоровья.
Однако недобросовестные водители сливают топливо во время таких остановок. Чтобы этого не допустить, компания устанавливает специальный датчик — прибор для контроля водителя. Он отслеживает уровень топлива в баке в течение смены водителя. По показателям руководитель может вычислить, что водитель сливает топливо.
Но некоторые датчики имеют высокую погрешность. А у водителей есть способы эти датчики обмануть. Поэтому механикам необходимо регулярно осматривать топливную магистраль транспорта. Возможно, кроме датчика он обнаружит подозрительные краны и другие посторонние предметов.
Контроль маршрутов водителей: 4 показателя, которые стоит учитывать
Холостые пробеги — еще один существенный пункт расходов автопарка. Они увеличиваются, когда водитель отклоняется от маршрута или использует автомобиль для личных целей в свободное время. Поэтому во время работы водителей важно контролировать: соблюдение маршрута, поведение водителя на дороге и при погрузке, статус водителя,.
Маршрут водителей. Водитель может выбрать неверный маршрут или менять его на свое усмотрение. Например, заехать в гости к родственникам по пути в другой город. Для предприятия это холостые пробеги и перерасход топлива. Важно отслеживать передвижение водителя по маршруту.
Соблюдение ПДД и скоростной режим. Когда водитель перевозит ценный груз или пассажиров, необходимо, чтобы он соблюдал ПДД и скоростной режим. К тому же важно, чтобы он не разгонялся на железнодорожных переездах и дорогах, где много «лежачих полицейских». Иначе есть риск повредить груз.
Статус водителя. Диспетчерам важно знать не только местоположение водителя, но и его статус — выполняет заявку или ожидает заказ, на обеде или на ремонте. Так диспетчер сможет быстрее найти свободного водителя.
Поведение при погрузке и выгрузке груза. Водитель может задержаться при погрузке и выгрузке автотранспорта. Например, поспать или попить чай с диспетчерами. Это увеличивает время на перевозку груза, что в некоторых случаях опасно.
Обычно для контроля маршрута транспорт оснащают датчиками GPS или ГЛОНАСС. Однако они показывают лишь местоположение и скорость водителя. Остальные данные они не дают. Для этого требуются более современные системы.
Документы предрейсового контроля (выпуск на линию)
Прохождение предрейсовых технических осмотров должно быть правильно оформлено. Какие документы для этого требуются?
- Приказ о назначении контролера технического состояния.
- Должностная инструкция контролера.
- Перечень операций при проведении контроля технического состояния. Именно в нем отражается необходимая пошаговая работа.
- Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. Журнал должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. На обороте последней страницы необходимо сделать надпись: «В журнале прошито, пронумеровано и скреплено печатью столько-то листов». Эту надпись должен заверить руководитель организации или иной уполномоченный сотрудник.
- Путевой лист. Результатом проверки является подпись контролера в путевом листе. Рядом расписывается водитель
Обязанности водителя перед выездом на линию
Обязанности водителя перед началом рабочего дня и обязанности водителя на линии всеми транспортными предприятиями строго регламентируются. Такой подход связан с требованиями законодательства и отвечает интересам охраны труда и требованиям безопасности дорожного движения.
Где закреплены обязанности водителя перед выходом на линию
Водители-частники несут ответственность за соблюдение ПДД и применение способов снижения аварийности самостоятельно. Иное дело юридические лица. Все организации, эксплуатирующие транспортные средства и занимающиеся перевозками, проводят инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД), регламентируют обязанности водителя автомобиля перед выездом на линию, при нахождении на линии, в сложных дорожных условиях и т. д.
Вопросы безопасности работы на транспорте и обеспечение безаварийной эксплуатации транспорта, его технические стандарты не входят в инструкции по охране труда (ИОТ). Все вопросы, касающиеся транспорта, выделены в отдельный блок. Обязательность такого подхода зафиксирована в ст. 20 ФЗ-196 — в ней перечислены основные требования к обеспечению БДД, которые закон предъявляет к юрлицам.
Действующие правила распространяются на ИП, занимающихся перевозками либо эксплуатацией транспортных средств (ТС) — п. 1 ст. 20 ФЗ-196.
Коротко о том, какие документы, касающиеся безопасности дорожного движения, должны присутствовать на предприятии. Перечень содержит документы, регламентирующие деятельность ответственных за БДД лиц и исполнителей.
В основные обязанности службы БДД входит:
- подготовка ТС перед выходом на линию;
- контроль исправности в начале и конце рабочего дня;
- проведение инструктажей.
Инструкция для водителей разрабатывается ответственным или руководителем подразделения по БДД, который является специально аттестованным при Ространсе специалистом. Требования к нему перечислены в Приказе Минтранса № 282.
Для разработки инструкции по безопасности дорожного движения для водительского состава используется принятая давно, но до сих пор актуальная О. Она утверждена Министерством автомобильного транспорта РСФСР 10 января 1986 года и содержит шаблоны (типовые тексты). Внутренний вариант ИБДД (инструкции по безопасности дорожного движения) представляет собой папку с правилами. Правила (пронумерованные инструкции) содержат:
- Обязанности, являющиеся общими для всех водителей.
- Обязанности перед выездом и при работе на линии.
- Порядок работы в сложных условиях на дороге.
- Работа и стоянка ночью.
- Особенности весенне-летнего периода.
- Особенности осенне-зимнего периода.
- Правила движения по скользкой дороге.
- Порядок экстренной эвакуации пассажиров.
- Правила перевозки детей.
- Особенности эксплуатации ТС при перевозке людей и др.
Организация самостоятельно определяет перечень используемых инструкций в сборнике и дорабатывает типовые до соответствия требованиям конкретной организации.
Действия водителя перед началом рабочего дня и на линии
Вторая инструкция (глава) в сборнике БДД содержит обязанности водителя перед началом работы и непосредственно на линии. Отдельная часть, как правило, посвящена тому, что делать на линии строго запрещено:
- превышать максимальную скорость;
- перевозить людей в буксируемом транспортном средстве;
- двигаться при низкой видимости, угрожающей безопасности (в туман, ливень и т. д., когда видимость из кабины составляет менее 50 м);
- совершать прочие действия, запрет которых связан со спецификой деятельности организации.
В качестве примера — описательная часть общей Инструкции БДД организации, выполняющей грузовые перевозки различного вида. В примере порядок выхода на смену и порядок выполнения обязанностей водителя при работе на линии разделены на два документа.
Запрещенные действия перечислены при описания обязанностей.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие есть особенности работы водителей автомобилей. Используйте эти инструкции бесплатно.
Ответственность за нарушение правил
Ответственность за отсутствие документа, в котором отражаются правила БДД для водителя, обязанности водителя перед выездом в рейс и на линии, прямые запреты и ограничения, которые приведут к аварийным ситуациям, возложена на руководство. Уполномоченное лицо несет ответственность согласно ТК. В отношении работника обычно применяют дисциплинарные меры, а при неоднократном нарушении должностных обязанностей его могут уволить ( ст. 192 ТК ).
Если работник, ответственный за БДД, отсутствует либо не соответствует установленным требованиям, его обязанности возлагаются на руководителя. За выявленные нарушения накажут штрафом в соответствии со ст. 12.31.1 КоАП:
- для должностного лица — 20 000 рублей;
- для юрлиц — 100 000 рублей.
Проверкой вправе заниматься Ространснадзор и ГИБДД.
Источник https://autocreta.ru/registraciya-i-uchet/vypusk-transporta-na-liniyu.html
Источник https://clubtk.ru/obyazannosti-voditelya-pered-vyezdom-na-liniyu