Классификация грузового автотранспорта
Встречаются самые разные грузовики, используемые для перевозок разных видов груза — наливного, насыпного, опасного и других. Итоговый выбор транспортного средства зависит от понимания того, какой груз необходимо доставить перевозчику.
Виды грузового автомобильного транспорта
Существуют следующие группы классификаций:
- По количеству осей (встречаются с двумя, тремя, четырьмя и большим количеством);
- По составу транспорта — грузовик может быть одиночным или проезжать автопоездом, состоящим из нескольких частей (например, быть в составе с прицепом);
- Делится на группы по грузоподъемности: малые до 2 тонн, средние до 5 тонн, большие до 16 тонн и особо большие от 16 тонн;
- По максимальной массе выделяют группы до 1,2 тонны, до 2 тонн, до 8 тонн, до 14 тонн, до 20 тонн, до 40 тонн и более 40 тонн.
Виды грузового автотранспорта могут разделяться по типу кузова, среди которых встречаются:
- Открытые (бортовые, низкорамные, платформенные);
- Закрытые (с тентом, цельнометаллические, изотермические, с рефрижератором);
- Специальные (цистерны, спецтехника с особой конструкцией (например, бетономешалка).
От классификации и видовой принадлежности зависит, для каких целей эксплуатируется транспортное средство и что можно в нем перевозить.
Бортовой тип кузова
В данном случае конструкция представляет собой платформу с бортами по трем сторонам, которые легко можно откинуть или снять. Кузов является открытым, поэтому перевозимые объекты не защищены от дождя и ветра, воздействия прямого солнечного света, грязи и других явлений окружающей среды.
Кузов с тентом
От бортового вида отличается специальными распорками с натянутым поверх тентом. Один из самых популярных видов грузового транспорта. Подходит для транспортировки грузов, которым не требуется поддержания особых условий перевозки, но которые не должны попадать под воздействие погодных условий.
Кузов из цельного металла
Цельнометаллический кузов отличается стенками из металла, в которых можно перевозить предметы, не требующие поддержания особых температур или ухода в процессе перевозки. Плотные стенки обеспечивают усиленную защиту от погодных явлений и воров (груз можно запереть на замок). Гарантируют безопасность от ударов, не позволяют рассыпаться или потеряться грузу в процессе движения.
Изотермический кузов
Кузов обшивается теплоизолирующим материалом, благодаря которому внутри надолго сохраняется определенная температура. Данный вид способен противостоять жарким температурам и холодам, атмосферным осадкам. Используется для перевозки объектов, которым необходимы особые температурные условия. Подходят для транспортировки продуктов.
Хотя изотермические кузовы способы сохранять температуру, при таком перемещении нельзя создать определенный уровень прохлады или тепла. Поэтому при перевозке на дальние расстояния груз может нагреться или остыть. От количества теплоизолирующего слоя и толщины стен зависит, насколько долго авто способно поддерживать нужную температуру.
Рефрижераторы
Этот вид грузового транспорта оснащен холодильной установкой. Благодаря возможности поддерживать и создавать определенный климат подходит для грузов, которым требуется особая температура, например, скоропортящимся продуктам, живым цветам, лекарственным изделиям.
Кузов такого вида отличается высокой стоимостью. Обслуживание и цена грузоперевозки увеличиваются, поскольку холодильная установка требует дополнительного расхода горюче-смазочных материалов.
Тралы с низкой рамой и платформы
Открытые виды кузовов без бортов и стенок. Тралы обычно включают пандусы или аппарели, которые могут опускать гидравлическим приводом несколько помостов. Виды грузового автомобильного транспорта с таким кузовом способы перевозить технику, которая может заезжать на платформу. Тралы выдерживают вес до 200 тонн.
Кузов в виде цистерны
Предназначены для транспортировки жидкости и газа. Обычно выполнены в виде цилиндра, но могут иметь форму сечения в виде чемодана для устойчивости к опрокидыванию. К изготовлению кузовов такого типа предъявляются особые нормы и стандарты. Цистерны должны быть прочны, устойчивы к агрессивным веществам (кислотам, щелочам и другим).
Встречаются следующие конструкции цистерн, подходящие для разных видов грузов:
- С секциями, в которых можно транспортировать несколько разных веществ;
- С возможностью прокручивания для постоянного размешивания;
- С камерой, расположенной вокруг корпуса для подогрева;
- С кожухом, снижающим испарение вещества.
Независимо от вида, каждый кузов имеет свои параметры вместимости и максимальной массы. Ориентируясь на возможности разных авто, можно подобрать подходящий вид грузового транспорта для перевозки того или иного вещества, предмета, товара.
Самые популярные грузовые транспортные средства
Существует ряд грузовых авто, которые чаще других выбирают для грузоперевозок. К ним относятся грузовики с цельнометаллическими или тентованными прицепами, которые подходят для перевозки неприхотливого груза или объектов, нуждающихся в поддержке определенных условий:
- Стандартная еврофура из тягача и полуприцепа на 82 кубических метра, способная вместить груз весом до 20 тонн. При наличии ДОПОГ может использоваться для транспортировки опасного груза.
- Джамбо из тягача и полуприцепа для 96 кубических метров с грузоподъемностью до 22 тонн, отличающаяся основанием пола в форме Г, увеличивающей высоту и объем. Подходит для перевозки высоких грузов.
- Мега из тягача и полуприцепа на 100 кубических метров с вместимостью 22 тонн. Характеризуется колесами с меньшим радиусом, позволяющим использовать транспорт для высоких грузов.
- Автопоезд из фургона и прицепа вместимостью 120 кубических метров. Часто применяется для перевозок больших партий товара.
Для любого вида грузового автотранспорта и коммерческой перевозки необходимо получить путевой лист и пройти предрейсовые осмотры. Сделать это можно в нашей компании: для получения дополнительной информации свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на сайте. Мы найдем индивидуальный подход к каждому клиенту!
Основные виды грузового автотранспорта
Классификация грузового автотранспорта производится по разным критериям. Ниже приводятся основные критерии и перечисляются основные характеристики грузового автомобильного транспорта.
Классификация грузового автотранспорта по типу
Грузовые автомобили
К грузовым автомобилям относятся автомобили, конструктивно объединенные с кузовом, который крепится к несущей раме автомобиля. Часто автомобили с такой конструкцией называют «грузовиками». По типу кузова грузовики подразделяются на бортовые и фургоны.
Бортовым грузовиком называют тип грузового транспортного средства, конструктивно объединенное с открытым бортовым кузовом как единое целое. Бортовые автомобили предназначены преимущественно для перевозки грузов строительного назначения, а также грузов не требующих особых условий транспортировки.
Фургон представляет собой транспортное средство, объединенное с закрытым металлическим или тентованным кузовом как единое целое. Основное отличие от бортовых автомобилей — закрытый кузов. Он позволяет значительно расширить спектр перевозимых грузов — осадки, пыль и грязь не попадают внутрь. Кузов, предназначенный для поддержания микроклиматический условий, называется изотермическим, а оборудованный специальной холодильной установкой, способной поддерживать определенный температурный режим, — рефрижератором. Такие типы фургонов позволяют перевозить быстропортящиеся продукты, а также грузы, требующие особых климатических условий.
Тягачи
Тягач — самоходное транспортное средство, оборудованное двигателем. Тягачи предназначены для буксировки прицепов, полуприцепов, а также любой прицепной техники. Часто приходится слышать название «седельный тягач». Это разновидность тягачей, предназначенных для буксировки полуприцепов при помощи специального сцепного устройства- седельно-сцепного механизма. Седельные тягачи, совместно с полуприцепами, обладают неоспоримыми преимуществами перед сочлененными с кузовами грузовыми автомобилями. Они более маневренные, имеют более высокую грузоподъемность, позволяют перевозить длинномерные грузы. Тягач легко заменить в случае его поломки без проведения перегрузки товара на другую машину.
Прицепы
Прицеп это транспортное средство, не оборудованное двигателем, которое предназначено для передвижения в составе транспортного средства («автопоезд»). В отличие от полуприцепов, прицеп опирается не на тягач, а на собственные колесные оси. Прицепы служат для перевозки различных категорий грузов. По своему назначению прицепы делятся на бортовые, тентованные, изотермические, рефрижераторные, самосвальные и др.
Часто прицепы используются как дополнение к полуприцепам для перевозки большего объема груза в составе автопоезда. В этом случае они сцепляются с полуприцепами.
Полуприцепы
Являются разновидностью прицепов, которые своей передней частью опираются на тягач при помощи сцепного устройства (седельно-сцепной механизм) и приводятся им в движение. Предназначены для транспортировки самых разнообразных видов груза. Основное преимущество перед цельными фургонами и конструктивно объединенными с кузовом грузовыми автомобилями заключается в возможности быстрой замены «головы» машины — тягяча, например, в случае его поломки, без необходимости разгрузки-погрузки перевозимого груза. Преимущество полуприцепа перед обычным прицепом заключается в более быстрой и простой сцепке головы машины с ведомой частью. Именно эти преимущества объясняют популярность полуприцепов перед другими транспортными средствами. К тому же увеличенная грузоподъемность, повышенная маневренность, возможность перевозки длинномерных и негабаритных грузов являются неоспоримыми достоинствами полуприцепов.
Стандартные полуприцепы имеют две или три оси. Часто одна из осей является подъемной, которая задействуется лишь в случае транспортировки очень тяжелых грузов. Данная особенность помогает заметно уменьшать износ резины, в случае, если автомобиль идет порожняком или везет маловесящий груз.
Полуприцепы также делятся по своим конструктивным особенностям на тентованные, бортовые, рефрижераторы, цистерны, тралы, платформы, самосвалы и другие специализированные виды.
Классификация по типу кузова
Кузов грузового автомобиля — это часть грузового автотранспортного средства, предназначенная для перевозки грузов. Кузов крепится к раме транспортного средства. Независимо от вида грузового транспортного средства, кузова классифицируются по назначению на:
Бортовые
Являются самыми древними (по происхождению) из всех кузовов грузовых автомобилей. Бортовой кузов представляет собой платформу, ограниченную со всех сторон бортами. Каждый из бортов может быть снят или откинут для упрощения процедур погрузки и разгрузки.
Тентованные
Являются модификацией бортовых кузовов за счет установки на кузов специальных распорок, на которые натягивается «матерчатый» тент и закрепляется шнуровкой. Такая конструкция позволяет перевозить различного рода грузы, защищая их от внешних воздействий окружающей среды и посторонних глаз. Тентованные прицепы, полуприцепы и грузовики отличаются друг от друга видом загрузки, самый распространенный из которых — задняя загрузка. Однако очень часто встречаются кузова с боковыми и верхними загрузками, а также возможностью снятия всех стоек (полная растентовка), что позволяет повысить удобство погрузки-разгрузки, сокращая при этом время.
Цельнометаллические
В отличие от тентованных, цельнометаллические кузова имеют металлические стенки. Это существенно повышает прочность кузова, а установленные на него металлические запирающиеся двери защищают перевозимый груз от возможной кражи. Однако такое конструктивное исполнение кузова накладывает ограничения на способы погрузки-разгрузки.
Изотермические
Изотермический кузов — это кузов, изготовленный на базе цельнометаллического за счет проклейки на его стенках теплоизоляционный материалов. Это позволяет предотвратить резкие температурные перепады внутри кузова, в случае, например, когда машина движется под палящим солнцем. Это создает благоприятные условия для перевозки капризных к температурным перепадам грузов.
Рефрижераторы
Рефрижератор (от лат. refrigeratus — охлаждённый) — это усовершенствованный изотермический кузов, который комплектуется специальной климатической установкой (холодильником). В таком типе кузовов поддерживается определенный температурный режим. Диапазон поддерживаемых температур зависит от класса рефрижератора. Различают шесть классов рефрижераторов.
Класс A: | от +12°C до 0°C |
Класс B: | от +12°C до -10°C |
Класс C: | от +12°C до -20°C |
Класс D: | менее или равно +2°C |
Класс E: | менее или равно -10°C |
Класс F: | менее или равно -20°C |
Перевозка грузов рефрижераторами обходится значительно дороже, чем их перевозка в других типах кузовов, за счет постоянно работающей холодильной установки. Это значительно увеличивает расход топлива.
Цистерны
Цистерны предназначены для перевозки жидких, газообразных, мелко-дисперсионных и сыпучих (мука, цемент) грузов. Как правило, цистерны изготовляются из металла — стали или алюминия. Алюминиевые цистерны имеют некоторые преимущества перед металлическими — они более легкие, обладают большим сопротивлением к коррозии, не требуют нанесения специального покрытия, хорошо сохраняют свои характеристики в условиях низкой температуры.
По своей форме сечения цистерны делятся на три вида — круглые, эллиптические и в форме «чемодана». Круглые цистерны являются наиболее прочными в плане давления на стенки, эллиптические — имеют компактную форму по высоте и прочность, близкую к круглым цистернам. «Чемодановидные» имеют смещенный к низу центр тяжести, что делает их более устойчивыми к опрокидыванию на бок при резком маневрировании на поворотах.
Цистерны бывают односекционными и многосекционными. Многосекционные цистерны содержат несколько изолированных друг от друга секций, каждая из которых имеет собственный люк, «дыхательный клапан» и сливной-наливной тракт, расположенный внизу, через который происходит слив или заправка цистерны. Использование нижнего наливного тракта позволяет более быстро заливать жидкости, имеющие повышенное пенообразование и пузырение, а также избежать испарения и утечки веществ, чем при их заливке через горловину. Для контроля уровня заливки используются специальные электронные датчики, расположенные внутри цистерны.
Некоторые цистерны оборудованы насосами, позволяющими производить слив вещества, путем создания избыточного давления внутри цистерны.
Для сохранения температуры перевозимого вещества цистерны часто имеют, так называемую, «паровую рубашку«, представляющую собой камеру, окружающую корпус цистерны, через которую проходит греющий пар. Также для поддержания нужной температуры при перевозке груза в холодное время применяются ТЭНы — специальные обогреватели, расположенные внутри цистерны.
Если цистерна заправлена не полностью, то существует риск ее переворачивания из-за образующегося биения жидкости о стенки цистерны при изменении скорости и направления движения автомобиля. Чтобы снизить силу гидравлического удара жидкости о стенки, цистерны оборудуются поперечным волнорезом. В этом плане многосекционные цистерны более предпочтительны — из за разделенного количества вещества сила гидравлических ударов на каждую из стенок заметно снижается.
Существует еще немало применяемых на цистернах приспособлений и устройств, зависящих от характера перевозимого груза. Так, например, на цистерны для перевозки нефтепродуктов могут быть установлены раздаточные пистолеты со счетчиком количества слитого вещества.
Самосвалы
Исполняются в виде открытого цельнометаллического бортового кузова с гидравлическим устройством для автоматической выгрузки перевозимого груза. При этом сзади имеется крепящийся на верхних шарнирах борт, автоматически открывающийся при наклоне кузова под действием силы собственной тяжести.
Применяются самосвалы преимущественно для перевозки сыпучих грузов строительного назначения (щебень, песок, кирпич).
Платформы и низкорамные тралы
Платформа, а также ее разновидность — низкорамный трал, является специализированным грузовым транспортом для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов. Их отличает повышенная грузоподъемность (до 200 тонн) и наличие специальных крепежных приспособлений. В зависимости от характера перевозимого груза, используются различные приспособления. Например, платформа для перевозки автомобилей оборудована специальными подъемниками для облегчения процесса погрузки. К тралам также относят платформы, перевозящие автомобили, другую технику, оборудование, лесовозы, трубовозы и т.д.
Источник https://transavto7.ru/blog/klassifikaciya-gruzovogo-avtotransporta
Источник https://gruzoved.com/blog/post/osnovnye-vidy-gruzovogo-avtotransporta/