Меняем мотор: как оформить замену двигателя в ГИБДД в 2023?
Представим: вы купили машину, а двигатель другой! Как быть? Неужто невнимательность при проверке автомобиля сыграла с вами злую шутку? А что, если это более мощный мотор или, скажем, он не соответствует требованиям безопасности к транспортным средствам? А если он не проходил по базе ГИБДД? А если инспектор угрожает штрафом, «розгами» и конфискацией автомобиля?
Спокойно! Вопрос решаемый: никто вас не накажет, а возможные проблемы при регистрации легко устраняются. Прежние проблемы ушли в прошлое, по новым правилам оформление замены двигателя в ГИБДД нужно вам, только если это повлечет конструктивные изменения в автомобиле. А иначе не стоит и «дергаться» – изменения в регистрационные данные внесут при следующем посещении автоинспекции, скажем, при продаже машины новому владельцу. Разбираем нюансы по новым правилам 2020 года.
Изменения в конструкции: есть или нет?
Сразу уточним: действующий сегодня порядок актуален с 2018 года. И хотя сами правила регистрации и административный регламент изменились, по факту поменялись лишь формулировки и номера приказов, принцип остался тот же. А он таков: если вы устанавливаете на автомобиль новый двигатель, идентичный прежнему, какие-либо действия по его регистрации проводить не нужно – оформление замены двигателя на аналогичный не осуществляется.
Дело в том, что номер мотора, маркировка и любые другие сведения о нем, кроме мощности, не относятся к регистрационным данным. Они указываются лишь в паспорте ТС, а его водитель с собой возить не обязан.
Вот и получается, что сверить соответствие номера и маркировки инспектор в дорожных условиях не сможет. Изменения в госреестр вносятся, но только при последующем обращении в ГИБДД по иной причине, специально «сдаваться» с новым мотором не нужно. Но это, уточним, касается только идентичного, «юридически чистого» двигателя, без перебитых номеров, розысков и прочих проблем.
Читайте также
Иная ситуация, если новый мотор мощнее или, наоборот, слабее прежнего.
Мощность двигателя – один из регистрационных реквизитов ТС (пп. 9 п. 2 ст. 11 ФЗ № 283 «О государственной регистрации ТС в РФ»), отображается в свидетельство о регистрации (его водитель возить с собой обязан).
Если она меняется, это признается внесением изменений в конструкцию автомобиля. И тогда владельцу придется пройти все 7 кругов оформления замены двигателя на более мощный через Ростехнадзор и ГИБДД.
Когда изменений в конструкции нет
Представим, что в ТС установлен новый контрактный двигатель аналогичной мощности. Конструктивных изменений не произошло, а значит подаваться в ГИБДД специально не нужно. Что в реальности было установлено под капот автомобиля или бензобак мотоцикла, выяснится лишь при перепродаже или иных регистрационных процедурах, когда автомобиль будет представлен к осмотру на площадке в автоинспекции.
Если замена двигателя не связана с изменением конструкции ТС, внесение сведений в госреестр ТС о его номере осуществляется ГИБДД при производстве регистрационных действий на основании результатов осмотра (п. 52 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1764 от 21.12.2019).
Раньше замену двигателя без документов инспектор бы точно не пропустил: будь добр представь целый комплект бумаг, включая договор купли-продажи мотора в сборе как отдельного силового агрегата. Сегодня все гораздо проще: никакие документы на замененный двигатель при перерегистрации ТС ни новому, ни старому владельцу не нужны. Прямо на площадке осмотра инспектор проверит, ни изменялась ли маркировка, не объявлен ли мотор в розыск, предназначен ли агрегат для этой модели ТС и т.д.
Читайте также
Если все это в порядке, оформление замены двигателя на мотоцикле или авто пройдет «без сучка и задоринки»: инспектор внесет новые данные в государственный реестр и выдаст новый ПТС. Всё! Каких-либо других манипуляций проводить не нужно. Цена вопроса – госпошлина в размере 350 рублей (275 рублей при оплате через Госуслуги) за замену ПТС.
А если изменения в конструкции есть?
В таком случае будьте готовы к чрезмерной бюрократии, нервотрепке, очередям и непомерным расходам, явно превышающим 350 рублей. Дело в том, что конструктивные изменения влекут изменения содержания и состава регистрационных данных, содержащихся в соответствующей записи госреестра и документах, идентифицирующих автомобиль.
Это уже отдельное регистрационное действие, предусмотренное пп. 2 п. 4 ст. 10 ФЗ № 283, проходить его обязательно. И все бы ничего, но пройти его можно только на основании свидетельства о соответствии ТС требованиям безопасности.
Если замена двигателя связана с внесением изменений в конструкцию ТС, внесение сведений в госреестр транспортных средств о его номере осуществляется ГИБДД при производстве регистрационных действий на основании свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (абз. 2 п. 52 Правил).
Это правило касается случаев замены двигателя на меньший объем, на большую мощность, количество оборотов и при изменении прочих характеристик. Без указанного свидетельства переоформить двигатель невозможно, а его эксплуатация – повод для привлечения владельца к ответственности по ст. 12.1 КоАП. Получить такое свидетельство сложно. Но, возможно. Рассказываем, как.
Шаг 1. Проходим предварительную экспертизу
Первая ваша цель на пути к оформлению замены контрактного двигателя – это заключение предварительной технической экспертизы конструкции ТС на предмет возможности внесения в нее изменений, выданное испытательной лабораторией. Без него ГИБДД не выдаст разрешение на внесение изменений. Заключение оформляется как государственными инспекциями, так и частными аккредитованными сертификационными центрами. Что выбрать, решать владельцу – экспертиза проводится на платной основе. Вот пример такого заключения.
В документе обосновывается возможность внесения конструктивных изменений с технической точки зрения, описывается порядок необходимых для этого работ, а также делается вывод о соблюдении требований к безопасности ТС.
Шаг 2. Получаем разрешение на внесение изменений в конструкцию ТС
Такое разрешение выдается технадзором ГИБДД. Для его получения владелец ТС должен представить (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства № 413 от 06.04.2019):
- заявление на внесение изменений в конструкцию;
- гражданский паспорт заявителя;
- заключение предварительной экспертизы.
На практике инспектор может потребовать представить еще и автомобиль для осмотра и фотографирования, но законом это не предусмотрено. Инспектор должен провести проверку документов, и на их основании выдать разрешение или отказать в его выдаче (п. 6 Правил, утв. Постановлением № 413)
Шаг 3. Меняем двигатель
Проводить модификацию могут лишь сертифицированные организации, аккредитованные на выполнение соответствующего вида технических работ. Их может провести в том числе частная организация, выдавшая вам заключение предварительной экспертизы. Затем она должна составить заявление-декларацию об объеме и качестве работ». Ниже – образец такого заявления на случай, если вы будете менять двигатель самостоятельно.
Образец заявления-декларации
Zayavlenie_declaration.doc ≈ 45 КБ
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
Шаг 4. Проходим повторную экспертизу
Ее можно пройти в той же организации, которая давала предварительное заключение. Если все в порядке, аккредитованная организация выдает протокол проверки безопасности конструкции ТС. В нем подтверждается, что результаты оценки безопасности соответствуют требованиям технических регламентов в части внесенных конструктивных изменений. Вот пример такого заключения.
Шаг 5. Проходим техосмотр
Пройти его можно у любого оператора ТО. Список аккредитованных из реестра операторов размещен на сайте РСА. Оператор выдает вам диагностическую карту.
Шаг 6. Проходим проверку в ГИБДД
Финальный этап – оформление замены двигателя в Ростехнадзоре ГИБДД. Для этого обращаемся в уполномоченное подразделение и подаем (п. 8 Правил, утв. Постановлением № 413):
- заявление о выдаче свидетельства;
- гражданский паспорт владельца;
- заполненное заявление-декларацию;
- заключение (протокол) проверки безопасности конструкции ТС;
- квитанция об оплате госпошлины в размере 850 рублей;
- разрешение ГИБДД на внесение конструктивных изменений.
Подразделение ГИБДД производит осмотр автомобиля с внесенными в его конструкцию изменениями, осуществляет проверку представленных документов и по результатам этих действий выдает свидетельство о соответствии ТС требованиям безопасности (п. 9 Правил, утв. Постановлением № 413).
Ну вот и все, на этом процедура оформления замены двигателя в ГИБДД в 2020 году завершится. Останется только получить на основании свидетельства новый паспорт на автомобиль и продолжать его законно эксплуатировать. Цена вопроса – 15-50-100 тысяч рублей в зависимости от марки автомобиля, двигателя и запросов аккредитованной на проведение экспертиз организации.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Оформление документов после замены двигателя
Свап-комплект, ГИБДД, постановка на учет — эти слова вводят в ступор многих, у кого возникла необходимость поменять двигатель автомобиля. Для замены на новый будут действовать одни правила, на б/у двигатель — другие. Известны и причины отказа в регистрации: наличие запретов от приставов, неуплата госпошлины. Зачем этим заниматься, если все так сложно? Замена двигателя часто является единственным решением проблемы. ЕвроАвто почти 30 лет продает и устанавливает б/у двигатели, и сегодня мы расскажем, где скрываются подводные камни!
Нужно ли регистрировать двигатель после замены
Номер двигателя перестали указывать в свидетельстве о регистрации ТС после публикации Приказа № 399 в 2018 году (Правила государственной регистрации автомототранспортных средств). Процедура намного проще, если поставлен аналогичный мотор: совпадают мощность, конструктив, объем и т.д. В противном случае регистрация обязательна. Более того, поставить двигатель с новыми параметрами можно только после согласования действий с ГИБДД.
Тонкость заключается в том, что исполнительные органы на местах по-разному восприняли норму закона. А именно — что делать с установкой нового мотора с аналогичными параметрами. В одной области РФ на это не обратят внимания, а в другой нужно будет согласовать и зарегистрировать изменения.
Мы советуем заранее выяснить, нужна ли регистрация, на горячей линии МРЭО ГИБДД. Поможет ли это, если потом автовладелец переедет в соседнюю область, где к этому вопросу другое отношение? Нет, не поможет. С “неправильными” документами вы не сможете поставить машину на государственный учет и снять с него.
“Если в разных регионах действительно практика отличается, то это повод для обращения как минимум с жалобой в вышестоящую инстанцию. Решения должностных лиц, являющиеся незаконными, могут быть обжалованы”, — комментирует адвокат Сергей Филиппов.
Регистрация двигателя с аналогичными параметрами
При покупке двигателя с такими же параметрами нужно в первую очередь убедиться, что он не был снят с угнанного автомобиля, не имел криминального прошлого и запрета на регистрацию. Пробейте VIN по открытым базам (например, gibdd.ru, avtocod.ru), проверьте наличие номера на самом двигателе. Если есть сомнения, откажитесь от покупки. Лучше перестраховаться: проблемы могут возникнуть при продаже машины.
Вот как описал риски Сергей Филиппов: “К приобретению двигателя следует отнестись максимально внимательно. Покупатель двигателя с похищенного автомобиля рискует оказаться соучастником преступления, если будет доказано, что он знал о криминальном происхождении механизма. В любом случае, вероятнее всего будет изъят весь автомобиль. Правоохранительные органы не могут демонтировать двигатель и обеспечить его надлежащее хранение, а вот стоянки для изъятых автомобилей «в сборе» имеются. Поэтому велик риск признания вещественным доказательством всего автомобиля и его изъятия до вступления в силу приговора суда. В зависимости от сложности дела это займет от года до нескольких лет. Таким образом, проблема, как «извлечь» двигатель и вернуть автомобиль владельцу, ляжет на него самого”.
При покупке двигателя в ЕвроАвто мы: выясним, есть ли правоустанавливающие документы, нет ли арестов и запретов от приставов, не числится ли автомобиль в угоне, читается ли серийный номер двигателя.
Перед покупкой обязательно запросите документы: товарный чек, договор купли-продажи и акт приема-передачи агрегата. У контрактных двигателей должна быть таможенная декларация. Она нужна для постановки автомобиля на учет и его перерегистрации, а также как подтверждение того, что в России двигатель не использовали.
Следующий этап — оформление модификации в ГИБДД. Сейчас автовладельцу достаточно пройти осмотр сотрудниками технадзора, которые передадут все данные о двигателе инспектору. Он в свою очередь поставит отметку о смене двигателя в ПТС.
Регистрация двигателя с другими параметрами
Часто замена двигателя — повод провести апгрейд автомобиля: сделать его более мощным или заменить мотор на дизельный. Наверняка потребуется и обновление других узлов: коробки, электроники, привода, подвески или тормозов. И точно понадобится заключение соответствующих инстанций о безопасности модернизации. Ведь изменится уровень надежности транспортного средства. Процесс будет намного сложнее, чем в первом случае. Оцените сами, выглядит он так:
Шаг 1. Необходимо подать заявление по установленной форме в ГИБДД о желании внести изменения в конфигурацию транспортного средства.
Шаг 2. Обратиться в экспертную организацию для проверки и оценки безопасности установки нового двигателя. По итогу они должны выдать заключение с разрешением модификации и порядком установки нового мотора.
Шаг 3. Передать документы в ГИБДД для получения резолюции, разрешающей переоборудование.
Шаг 4. Обратиться в специализированный автосервис, который имеет лицензию на выполнение подобных манипуляций.
Шаг 5. После работ получить копии лицензии, сертификата автосервиса и заявление-декларацию.
Шаг 6. Пройти проверку работоспособности всех агрегатов и узлов машины в отделении техосмотра и получить диагностическую карту.
Шаг 7. Принести нужные документы в ГИБДД и предоставить автомобиль для контроля сотрудникам гостехнадзора.
В завершении вам выдадут свидетельство, подтверждающее его соответствие с согласованной конструкцией, документ о регистрации и паспорт транспортного средства с необходимыми отметками.
Выглядит всё это сложно, но если вы твердо решились на апгрейд автомобиля, запаситесь терпением или делегируйте некоторые шаги экспертной организации. Для них это рутинная работа, многие действия они за деньги с радостью возьмут на себя. Если все равно кажется сложно, то подумайте о первом варианте. Может, прежние характеристики не так уж плохи и лучше их сохранить?
Документы для регистрации
При сохранении прежних параметров двигателя, для регистрации потребуются следующие документы:
• Паспорт технического средства (ПТС);
• Страховка;
• Свидетельство о регистрации ТС;
• Грузовая таможенная декларация;
• Квитанция, подтверждающая факт оплаты госпошлины;
• Паспорт владельца ТС;
• Документы, полученные при покупке мотора.
Если новый агрегат отличается по характеристикам от предыдущего, в дополнение приготовьте эти документы:
• Заявление на изменение конфигурации ТС, подписанное инспектором ГИБДД;
• Заключение экспертов;
• Заявление-декларацию о выполненных работах, полученную в автосервисе;
• Протокол технической экспертизы;
• Свежую диагностическую карту.
Может потребоваться доказательство легального происхождения агрегата и того, что он не нарушит характеристик, геометрию и другие параметры авто.
Бывают ли отказы в регистрации замены двигателя
Бывают, когда установка агрегата требует конструктивных изменений в несущий механизм автомобиля и представляет опасность на дороге, либо если экологический класс снизится. Другой вариант — не будет совпадать маркировка двигателя в ПТС и на блоке двигателя. Могут отказать, если найдут признаки изменения идентификационных номеров узлов и агрегатов. Серийный номер позволяет определить историю двигателя: ввезен ли он, эксплуатировался ли в России, нет ли на автомобиле штрафов и так далее. Проще говоря, это возможность проверить юридическую чистоту.
Мы в ЕвроАвто понимаем, что бумажная волокита — стресс для автовладельца, здесь есть много рисков и неожиданностей. Залог успеха — покупка и установка сложного агрегата в проверенной компании. ЕвроАвто десятилетия занимается авторазборкой и исключает риски на каждом этапе работы. Перед приобретением контрактного двигателя на аукционе специалисты ЕвроАвто проверяют все документы, а после поступления на предприятие мотор осматривают на повреждения, проверяют работоспособность, фотографируют оригинальные отметки и номера. Мы профессионалы в формировании нужного пакета документов. Так что приезжайте, и сотрудники ЕвроАвто предложат лучший вариант для вашего автомобиля: от покупки до установки.
Смотреть видео о маркировке двигателя
Источник https://pravoved.ru/journal/oformlenie-zameny-dvigatelia-gibdd/
Источник https://euroauto.ru/blog/details/2023-01-30-dokumenti-dvigatel/