ГБО: что это такое, как работает, какие поколения?
ГБО — это газобаллонное оборудование, устанавливаемое на автомобили для обеспечения возможности работать не только на классическом топливе как бензин, но и на газу. Тем более сейчас, когда цены на традиционное топливо (бензин или дизель) поднимаются чуть ли не ежедневно, популярность установки будет расти. Даже несмотря на то, что двигатель на газу на 100 км потребляет немного больше, чем бензин, дизель, за счет цен на газ, в конечном итоге затраты меньше. Даже если сейчас сравнить расценки на заправках, то за литр бензина приходится отдавать в среднем от 40 до 45 руб., за литр «солярки» минимум 43 руб.
Тогда же стоимость литра пропан-бутан или метана в среднем 18-20 руб. Как видим, получается экономия практически в 50%, с учетом немного больше расхода получается где-то 40-45% можно сэкономить на том же отрезке пути. Для дизеля экономия, безусловно, чуть меньше, почему читайте ниже. Но все равно в среднем можно сэкономить где-то до 25-30%.
Поэтому разберемся с тем, как работает ГБО, какие разновидности есть, в чем их основное отличие? Кстати, много вопросов касательно того, а можно ли устанавливать ГБО на дизель? А почему нельзя? Оборудование то же самое. Единственно исключение это то, что для воспламенения солярки необходимо давление, а газ в таких случаях не горит. Поэтому ДВС будет работать постоянно на двух видах топлива, только в зависимости от разновидности оборудования и вида самого газа, пропорция может отличаться. К примеру, для запуска всегда используется порция дизеля, потом уже добавляется газ. Как правило, соотношение не превышает 50/50%, если работает на пропане. У метана больше возможностей, тогда же доля может увеличиться до 75%.
В целом, система достаточно сложная, как для дизеля, так и для бензина и представляет собой россыпь всевозможных деталей, включая механические (в зависимости от поколения) и электронные блоки. Все оборудование в конечном итоге подключается к ЭБУ, в простонародье «мозгам». Кстати, отличие дизельного ГБО от бензинового, в том, что в первом случае в комплект деталей прибавляется устройство для регулировки соотношения дизеля/газа.
Состоит газовое оборудование из следующих компонентов:
• Редуктор-испаритель, предназначен для подогрева горючей смеси и испарения.
• Газовый редуктор обеспечивает понижение давления газа при его «транспортировке» из баллона.
• Электромагнитый газовый и бензиновый клапан-фильтр, два устройства устанавливаемые для перекрытия газовой магистрали в первом случае, при неработающем моторе. Второй устанавливается только на ДВС оснащенные карбюратором, где необходимо отсекать бензиновую магистраль при работе на газу. В инжекторах за это отвечает эмулятор форсунок.
• Дозатора, а также смесителя.
• Мультиклапан. Устройство по сути включающие в себя несколько клапанов и датчиков. Состоит из заправочного, расходного клапана, датчика уровня.
• Венткоробка. В этом «агрегате» помещается мультиклапан, а сам короб при утечке газа, отводит испарения на улицу.
• Емкости под топливо. Различают несколько разновидностей баллонов, в зависимости от используемого материала:
Кстати, используемый материал говорит о том или ином поколении ГБО. По внешнему виду, бывают как «таблетки», то есть в виде запаски и монтируемые в соответствующую нишу, а также цилиндрические.
• Фильтр грубой и тонкой очистки.
• Датчики давления и разряжения газа (МАП-сенсор).
Как работает ГБО?
Из бака под давлением газ «транспортируется» по топливоканалам. Распределение и проход газа производится через мультиклапан, через него также производится и заправка емкости с газом. Далее газ, в жидкой форме двигаясь по «трубопроводу», попадает в клапан фильтр, где очищается от примесей и прочих смолистых отложений.
Пройдя через фильтр, газ направляется в редуктор испаритель, откуда уже под меньшим давлением (с былых 16 атмосфер, до единицы) направляется дальше. Во время испарения, газ охлаждает редуктор. Кстати, для того чтобы редуктор не перемерзал и не перегревался, он соединяется с системой охлаждения ДВС.
После понижения давления, топливо из редуктора по магистрали низкого давления направляется к дозатору и смесителю. Последний устанавливается зачастую между воздушным фильтром и дросселем. Имейте виду, что данный принцип работы характерен только для первого и второго поколения ГБО.
Работа ГБО на более ранних поколениях несколько отличается. Из баллона газ движется к редуктору, далее к фильтру первой очистки (грубой). Затем редуктор нагревает и понижает давление газа. Дальше топливо проходит через второй фильтр и попадает на рампу форсунок. Какую именно порцию газа подать на форсунки, определяет ЭБУ согласно полученных данных с датчиков. Для принятия «решений», принимаются к сведению показания: ДПДЗ, ДПКВ, лямба-зонд. Газовый блок управления направляет импульсы, по которым форсунки открываются в определенной последовательности или по времени. Таким образом, фазируя впрыск и порции газа. Из форсунок газ попадает к впускному коллектору.
Виды и поколения ГБО
Газобаллонное оборудование, как известно, отличается поколениями, всего их насчитывается на текущий момент шесть. Итак, поколения ГБО:
1. I-поколение. Наиболее старое, здесь газ подается за счет разряжения в коллекторе. Подобные системы монтируются на карбюраторные ДВС, где за управление подачей газа отвечает вакуумный редуктор. Принцип работы в том, что при запуске двигателя в коллекторе создается разряжение, после чего в движение приходит мембрана на вакуумном редукторе и газ направляется к коллектору, через карбюратор.
Чуть позже появились электромагнитные клапаны, за счет чего редуктор начинал «гнать» газ раньше, не дожидаясь сигналов с самого коллектора. Сигналы изначально приходили с зажигания.
2. II-поколение. Ознаменовалось появлением инжекторов. Впервые был разработан и применен газовый смеситель, который размещается перед впускным коллектором. Применяются электронные дозаторы и редукторы, управляемые за счет сигналов с лямбо-зонда, ДПДЗ и ДПКВ.
3. III-поколение. Впрыск производится уже с помощью механических форсунок. Количество смеси формируется за счет показания датчиков, перечисленных выше, однако в этой версии к ним добавился датчик давления газа. Предусмотрели индивидуальную подачу газовой смеси в цилиндр, за счет дозирующих газовых инжекторов.
4. IV-поколение. Более совершенно, подача производится последовательно, параллельно, за счет установки электромагнитных форсунок. Их работа регулируется ЭБУ. Кроме того, при формировании «порции» газа учитываются показания давления газа, температуры топлива и редуктора, уровня разряжения в коллекторе. Таким образом, управление происходит за счет полученных данных со штатного ЭБУ. При этом блокируется подача бензина путем обрыва сигнала газовым ЭБУ на бензиновые форсунки.
Не стоит также забывать и о поколении 4+, где управление и работа, как газовых, так и бензиновых форсунок одновременна. В таких случаях, подача на бензиновые форсунки не прекращается, а только сокращается. Как правило, пропорция составляет 20/80%, где 80% соответственно газ.
5. V-поколение. Особенность в том, что горючка подается в жидком виде. Специально установлен газовый насос, нагнетающий и циркулирующий топливо по трубопроводу к форсункам под давлением. Отпала необходимость в охлаждении, а соответственно в редукторе-испарителе, так как были созданы специальные форсунки, позволяющие подавать жидкий газ в коллектор. То есть теперь, возможно запускать ДВС в любую погоду, непосредственно с газа.
6. VI-поколение. Последняя ныне версия подойдет не для каждого ДВС, а только для тем, где инжектор оснащается насосом высокого давления (ТНВД), то есть это ДВС с непосредственным впрыском.
Принцип работы частично отличается, так как добавлено еще звено в роли блока клапанов. Сначала насос «гонит» топливо из баллона в блок клапанов, естественно минуя все необходимые системы очистки. Далее через ТНВД горючка подается на форсунки и оттуда уже в коллектор. За счет того, что в блок приходит две магистрали (бензин и газ), использования бензина не обязательное.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели, что такое ГБО, как оно работает, а также его разновидности. В следующей статье разберемся с тем, действительно ли газ «убивает» мотор, а также рассмотрим другие возможные плюсы и минусы установки оборудования, как долго будет окупаться и кому лучше не ставить ГБО?
ГБО: устройство и назначение. Стоит ли ставить?
Газобаллонное оборудование (ГБО) – комплекс устройств и механизмов, позволяющий перевести автомобиль на газ. С установленным ГБО машину можно заправлять сжиженным газом , который будет подаваться в двигатель внутреннего сгорания.
Эта системаподает топливо через штатные форсунки. Из-за своей дороговизны она используется редко. На сегодняшний день разработано шесть поколений ГБО. Эксперты Моторпейдж рекомендует установку более современных систем – четвертого и пятого поколения.
Основные составные элементы
Для полноценного перехода на газ необходимо оборудовать автомобиль целым комплектом устройств. Независимо от поколения ГБО включает следующий набор механизмов:
- Редуктор-испаритель отвечает за нагревание пропанобутановой смеси, осуществляет контроль над ее испарением, снижает давление. Конструкция этого элемента предполагает наличие нескольких камер, разделенных клапанами и последовательно соединенных.
- Редуктор газа используется для того, чтобы перевести пропан-бутан из жидкого в газообразное состояние. Может управляться при помощи электроники или вакуума. Оснащается системой регулировки давления.
- Электромагнитный газовый клапан ответственен за блокировку топливного трубопровода в периоды стоянки авто. Благодаря этой детали исключается подача бензина в двигатель. Также он оборудован фильтром топливной очистки.
- Переключатель видов топлива необходим для возможности менять газовое или бензиновое топливо,без необходимости выключения мотора. Конструктив у этих приспособлений может быть разным,
- Мультиклапан – устройство, которым оборудуется горловое основание газового баллона. Используется для того, чтобы перекрыть подачу газа и исключить его утечку в случае аварийной ситуации.
- Вентиляционная камера отводит наружу газовые пары при возникновении течи и располагается на горловине баллона.
- Газовый баллон – емкость, содержащая в себе смесь из сжиженных пропана и бутана. Баллон может быть стальным, алюминиевым, или композитным (смотря какого поколения ГБО). Наряду с этим различаются виды емкостей – например, цилиндрические или торроидальные. В зависимости от формы определяется место монтажа. Так, торроидальный вид удобно разместить в нише, отведенной под «запаску». При этом любой баллон заполняется только на 80% своего объема.
Механизм работы ГБО
Установка вышеперечисленного оборудования позволяет обеспечить цепочку эффективной и безопасной передачи топлива из газового баллона в двигатель. Пропанобутановая смесь под давлением из баллонной емкости поступает в газовую магистраль. Мультиклапаном контролируется подача газа. Далее смесь попадает в фильтрационный клапан, где очищается от различных смолистых отложений и взвесей. В таком виде горючее поступает в испарительный редуктор, где снижается давление. Затем через шланг низкого давления подготовленное топливо отправляется в смеситель. В конечном итоге газ достигает цилиндров мотора. При помощи переключателей газа и бензина можно менять систему подачи топлива по мере необходимости.
Плюсы и минусы
Целесообразным ли в нынешнее время будет переход на газовое оборудование? Существует несколько преимуществ и недостатков ГБО, которые могут склонить чашу весов как в одну, так и в другую сторону.
К плюсам относят:
- экологичность, ведь в газовой смеси куда меньше вредных для окружающей природы компонентов, чем в бензине;
- экономичность – на топливном рынке сложилась ситуация, при которой газ стоит в два раза дешевле бензина (примерно при одинаковом расходе);
- продуктивность: моторное масло темнеет медленнее из-за минимального количества вредных примесей.
Преимущества ГБО весомы и неоспоримы, но и недостатков достаточно:
- мощность двигателя снижается;
- нагрузка на выпускной коллектор повышается;
- газовые баллоны взрывоопасны;
- ГБО занимает полезное пространство автомобиля;
- опасность утечки газа;
- установка оборудования требует солидных вложений.
Мифы и реальность
На деле вложение в газобаллонное оборудование быстро окупится, однако владельцы могут столкнуться с рядом проблем: снижением продуктивности мотора, сложностями запуска в холодную погоду, опасностью взрыва. К тому же ГБО не снижает шумность двигателя – это миф. По этим причинам пропанобутановое топливо так и не приобрело широкую популярность. Возможно, в будущем будут разработаны системы, которые позволят избежать всех перечисленных проблем.
Источник https://avtoexperts.ru/article/gbo-chto-e-to-takoe-kak-rabotaet-kakie-pokoleniya/
Источник http://www.motorpage.ru/faq/gbo__ustrojstvo_i_naznachenie_stoit_li_stavit_.html