Как расположены педали на механике
Порой по телевизору показывают сюжеты о ДТП, где причиной аварии стало то, что водитель перепутал педали. Почему так происходит? Мозг не в силах запомнить правильную последовательность даже после многократного повторения. Стоит заново прокрутить в голове информацию, чтобы она окончательно закрепилась в памяти. В статье речь пойдет про расположение педалей на механике и о принципах вождения машин с МКПП.
Верная последовательность
Обычно педали располагаются в таком порядке: сцепление, тормоз, газ. Последовательность слева направо. За процесс переключения скоростей отвечает педаль сцепления. Останавливает машину педаль тормоза. Дроссельную заслонку карбюратора открывает педаль газа.
Педали в машине с механической коробкой выполняют несколько функций. Основная из них — контролировать скорость, регулируя количество топлива и воздуха, поступающих в двигатель. Правая педаль, также известная как акселератор, увеличивает динамику, открывая дроссельную заслонку и позволяя бо́льшему количеству топлива и воздуха поступать в камеру сгорания. Средняя педаль, также известная как тормоз, замедляет или останавливает, оказывая давление на колодки, которые прижимаются к дискам или барабанам, создавая трение.
Расположение педалей в машине на механике
Назначение педалей в автомобиле на механике
Чтобы приводные валы не сломали шестерни коробки во время переключения ступеней, их надо временно отключать. Эту задачу решает левая педаль — сцепление. Она позволяет водителю плавно переключаться между различными передаточными числами, не нарушая поток мощности от двигателя к колесам.
Помимо основных функций есть вспомогательные. Педаль тормоза можно использовать для включения стояночного тормоза (ножник), который представляет собой отдельную тормозную систему, предотвращающую скатывание автомобиля, когда он припаркован. Педаль сцепления можно использовать для «раскачки» двигателя, что означает регулировку оборотов в соответствии со скоростью.
Педали в машине с механической коробкой нужны для управления ускорением и траекторией движения. Они позволяют водителю регулировать мощность силового агрегата и переключать скорости без рывков. Это нужно для эффективного и безопасного вождения.
Проще запомнить информацию в стихотворной форме. Вот пример:
Слева сцепление, справа газ, в середине тормоз защищает нас.
Размещение ног на педалях
После запуска мотора надо использовать обе ноги для управления. Левую стоит оставить над сцеплением, а правая решает две задачи: давит на газ и тормоз. Процесс переключения передач прост. Для его реализации достаточно нажать левую педаль, переместить селектор на первую скорость, а потом плавно снять левую ногу со сцепления, прибавляя газу. Такой подход позволит тронуться максимально плавно, без рывков.
Как размещать ноги на педалях
Правильное расположение ног на педалях
Бывалые водители советуют не убирать ноги с педалей. Так легко обеспечить полный контроль над дорожной ситуацией. Если машина впереди резко затормозит, хватит времени, чтобы предотвратить аварию. На стрессе легко перепутать педали, нужна дополнительная секунда, чтобы переставить стопы с резинового коврика на органы управления. Это сложно, но лучше использовать обе ноги для управления и всегда держать наготове, чтобы сохранить контроль над машиной в экстремальной ситуации.
Принцип работы МКПП
Механическая коробка передач, также известная как механика, представляет собой тип трансмиссии. Движением управляет водитель, а рычаг нужен для ручного переключения скоростей. Автоматика не предусмотрена на МКПП. Принцип работы коробки основан на концепции передаточных чисел.
На механике мотор соединен с КПП через сцепление. Это устройство, позволяющее соединять и отключать двигатель и коробку друг от друга. Когда сцепление включено, силовой агрегат и трансмиссия связаны, и машина может ехать вперед или назад. При выключении сцепления двигатель и коробка разъединяются, и автомобиль останавливается.
Принцип работы МКПП
Используя набор шестерен с различными передаточными числами, трансмиссия может изменять скорость и крутящий момент двигателя, чтобы обеспечить необходимое количество мощности для движения транспортного средства вперед или назад, а также для ускорения или замедления. Это позволяет водителю полностью контролировать скорость.
Для выбора ступеней водитель использует рычаг. На нем есть схема, обозначающая направление поворота селектора. Чтобы переключиться на другую ступень, нужно сначала выжать сцепление. Затем стоит с помощью рычага переключить трансмиссию на нужную передачу. На финальном этапе остается убрать ногу со сцепления.
Плюсы и минусы механики
На транспорте с механикой все зависит от водителя. Поэтому нужна длительная практика, особенно в городских условиях. Использование механической коробки имеет такие преимущества:
- Повышенная экономия топлива. Поскольку водитель полностью контролирует, когда переключать передачи, он может переставить рычаг в оптимальное время для уменьшения расхода горючего.
- Больше координации. С механикой водитель имеет больше контроля над машиной, может быстрее и точнее реагировать на изменяющиеся дорожные условия.
- Меньше расходов. МКПП дешевле при покупке транспортного средства и в обслуживании, чем автоматическая.
- Повышенная надежность. Механику считают более долговечной, чем АКПП, особенно в долгосрочной перспективе.
Не обошлось без недостатков. Минусы механической трансмиссии таковы:
- Нужно больше навыков вождения. Управление МКПП требует хорошего понимания того, как работают коробка, а также умения координировать использование педалей и селектора. Это может усложнить процесс, особенно для неопытных водителей.
- Больше усилий. Ротация скоростей и управление сцеплением требует использования ног и рук, что может быть физически сложно. Это особенно утомительно в пробках с остановками или в длительных поездках.
Все больше производителей стараются поставить на свои машины АКПП. Это связано с увеличением популярности электроники и автоматики. Водителю не обязательно развивать навыки, обо всем позаботится бортовой компьютер с многочисленными цифровыми помощниками. По статистике, порядка 67 % российского авторынка составляет транспорт с АКПП на борту, доля в 33 % принадлежит механике.
Правила вождения машин с механикой
Вождение немного сложнее, чем движение на машине с АКПП. Вот шаги, которые необходимо выполнить:
- Перед запуском силового агрегата проверить, что включен ручник, а рычаг стоит на нейтралке.
- Завести мотор с ключа или кнопкой. Второй вариант чаще характерен для новых транспортных средств.
- После прогрева двигателя полностью отпустить ручник и правой ногой нажать на акселератор.
- Выжать сцепление и выбрать скорость: повышенную или пониженную. Зависит от дорожной обстановки.
- Использовать левую ногу, чтобы плавно отпустить сцепление. Это включит передачу.
Надо практиковаться в вождении автомобиля. Тогда легко понять по звукам мотора и тяге, когда стоит перейти на пониженную или повышенную ступень. Это может занять долгое время на привыкание, но с опытом легко стать настоящим профессионалом.
Плавный старт с места
Начинающим водителям трудно тронуться с места. Мотор глохнет из-за сильного рывка. Вот что нужно делать, чтобы избежать ошибок:
- Убедиться, что коробка находится на нейтрали, для этого достаточно покачать рычаг, если есть свободный ход, значит все в порядке.
- Выжать сцепление до упора и зафиксировать ногу в таком положении на некоторое время.
- Повернуть ключ для пуска силового агрегата, в некоторых машинах вместо ключа есть специальная кнопка.
- Надавить на педаль тормоза. Это нужно сделать правой ногой, иначе будет откат, особенно на дороге с уклоном.
- Отпустить стояночный тормоз, потянув рычаг вверх или нажав кнопку.
- Включить первую или заднюю передачу с использованием селектора.
- Очень аккуратно, по миллиметру убирать ногу со сцепления. Одновременно нажимать на акселератор.
- При начале движения, осторожно отпустить тормоз.
Легкое прикосновение лучше резкого рывка. Такой подход позволяет предотвратить повреждение трансмиссии или потерю контроля над транспортным средством. Практика ведет к совершенству, поэтому не надо спешить. Стоит освоиться с процессом, прежде чем пытаться водить машину по дорогам в плотном потоке.
Когда стоит переключиться
Схема переключения передач на механике
Схема переключения передач на МКПП
Чтобы понять, когда пора переключаться на МКПП, следует обратить внимание на обороты и скорость. Если при разгоне мотор начинает реветь и стрелка тахометра уходит в красную зону, значит пора переходить на повышенную ступень. После перехода обороты нормализуются, громкие звуки исчезнут.
При снижении скорости ситуация похожа. Из-за высоких оборотов на замедлении силовой агрегат начнет издавать рев. Значит передаточное число не соответствует скорости, мощность тратится впустую. Пора переходить на пониженную ступень. Еще один сигнал необходимости переключения — потеря тяги. Такое часто случается под горкой, особенно если машина не успела набрать разгон. Средние показатели тахометра для экономичного режима вождения:
За что отвечают педали газа тормоза и сцепления в автомобиле
Для бывалых водителей нет ничего сложного в управлении автомобилем, но для начинающих в процессе обучения сложности вызывает слаженная работа ног и рук, то есть работа с педалями газ, тормоз, сцепление.
Но, стать владельцем собственного авто мечтает каждый, поэтому число автолюбителей неуклонно растет. Чтобы приобрести автомобиль своей мечты, нужно знать, что делятся они на авто:
- с трансмиссией;
- механического типа;
- автоматического;
- DSG – разновидность автомата;
- CVT – вариаторного типа.
Различия между ними заключаются в способе переключения скоростей. Раньше самой распространенной была четырехступенчатая система переключения передач со стабильно размещенными в салоне тремя педалями – газ, тормоз, сцепление.
Чтобы включить первую передачу, достаточно включить «нейтралку», ключ зажигания повернуть в замке, запустить двигатель и выжать сцепление, отпуская его затем и синхронно добавляя «газку». Транспортное средство начинает двигаться.
Но, на первой передаче далеко не уедешь, поэтому важно научиться их переключать. Значит, необходимо пользоваться педалями, которые новички пока не ощущают, а смотреть на них категорически запрещается, поскольку теряется связь с дорогой. Навыки приобретаются спустя некоторое время (кому – то его потребуется больше, кому – то – меньше) и доводятся до автоматизма.
Чем отличаются автоматы?
У автомата и его разновидностей имеется только педаль газа и тормоз. Сцеплением здесь выступают муфты и валы внутри трансмиссий. Ничего выжимать в автоматах не требуется, что считается их большим плюсом.
Главное – на старте включить режим Драйв, плавно нажав на газ. Остальное все за водителя выполнят «мозги» коробки. Трогаться с места и управлять автоматами намного проще, чем механикой, с чем и связана их широкая популярность.
В роботизированных автомобилях получить навыки вождения гораздо проще. Основное – научиться чувствовать авто и обороты.
Для этого нужно, прежде всего, уяснить расположение педалей, т.е. где находится газ, где тормоз, где сцепление?
Назначение педалей
Педаль сцепления, отвечающая за плавное трогание с места транспортного средства и переключение скоростей, есть у автомобилей, снабженных механической коробкой передач. Расположена она слева и выжимают ее левой ногой.
Тормоз – это важнейшая деталь, присутствующая у любого транспортного средства и нажимаемая ногой правой. Расположена она в центре. По важности она опережает другие педали, даже «газ», и кулису.
Ведь ехать с места можно (хотя не желательно) не совсем плавно, а остановиться необходимо быстро и четко в любом случае, тем более, когда требуется экстренная остановка.
«Газ» – эта педаль также присутствует во всех авто. Нажимают на «газ» правой ногой, поскольку расположена педаль «газ» в крайней правой позиции. Ногу размещают так, чтобы не перемещать ее, т.е. пятка стоит стационарно под тормозом, а носок перемещается между педалями, к газу «заходя только погостить».
При нажатии на «газ», топливная система получает сигнал, по которому увеличивает подачу топливно-воздушной смеси. Напротив, при отпускании педали «газ», количество смеси уменьшается. Сравнить ее можно с краном, который открывают и закрывают, регулируя подачу воды.
Кулиса, или рычаг, с помощью которого переключают скорости, предусмотрена, чтобы в различных условиях выбирать оптимальную скорость движения. Она расположен между сидением водителя и переднего пассажира.
Схемы переключения
Любое действие с кулисой проводится при нажатой до упора педали сцепления.
Заводим автомобиль правильно
Автоинструкторы настоятельно рекомендуют не спешить (эта привычка нужна в другом случае – при ловле насекомых). Обязательно нужно убедиться в том, что включен стояночный тормоз, кулиса стоит в нейтральной позиции, а сцепление выключено. Если все так и есть, можно выжимать последнее и включать зажигание. Спустя 2-4 секунды после начала работы стартера, двигатель начнет издавать характерные звуки.
Когда завелся мотор, на панели гаснут индикаторы, показывающие давление масла и зарядку батареи. Стартер выключается, а двигатель продолжает работать. Теперь можно кулису перевести в I или II положение, отпустив тормоз стояночный.
Водитель, в этот момент, обязан проверить, отсутствие помех слева, для чего имеется левое боковое зеркало. Если таковые отсутствуют, он может нажимать плавно на газ.
Как правильно запустить двигатель при низких температурах
Зимой машина (особенно, если у нее «за плечами» сотни километров) мерзнет, как и люди, поэтому запускается мотор труднее. Чтобы ему помочь «согреться» рекомендуется прикрывать заслонку мотора, а стартер не запускать дольше 10 секунд, делая перерыв хотя бы в пару минут между попытками. За это время батарея успеет вернуться в нормальное состояние.
Если после 3-4 попыток завести двигатель не удалось, нужно разобраться в причине.
Если мотор завелся, необходимо выждать время, контролируя его работу, т.е. нужную частоту вращения коленвала. Иначе авто может вновь заглохнуть.
Выполняют это с помощью педали газа и заслонки. Заглохнуть двигатель может при сильно или недостаточно открытой заслонке, поэтому задача водителя – научиться ее корректировать, прислушиваясь к работе двигателя.
Для прогревания мотора в стоячем автомобиле, времени потребуется больше, увеличится и количество вредных выбросов в окружающую среду, но к минимуму сведется износ двигателя.
Значительно меньше времени понадобится на разогрев движущегося автомобиля. Но износ, участвующих в процессе деталей, значительно возрастет.
Существует еще понятие «частичный» прогрев, называемый «золотой серединой», поскольку он сокращает время прогрева (износ при этом невелик).
Как нажимать на педали правильно
Размещая на педалях газа, тормоза, сцепления ногу, выбирают такую зону, в которой жать смогут постоянно и эффективно. Зон существует четыре:
- пяточная;
- подушечная;
- пальцевая;
- зона впадины.
Первую следует сразу исключить, отдав предпочтение зоне подушечек под пальцами, которой чувствовать педаль нужно постоянно, чтобы в нужный момент приложить усилие. Чтобы нажатие было правильным – плавным и до упора, движением ноги управлять должно колено.
Усилия, прикладываемые правой ногой к газу и тормозу также должны быть плавными, выполняемыми носком стопы.
Долго держать выжатым сцепление (например, на светофоре) не желательно, поскольку это уменьшает срок службы выжимного подшипника. При езде, когда водитель не пользуется этой педалью, левая нога размещается рядом с ней.
Скорость, при не экстренном торможении, сбавляют плавно, для чего, на тормоз надавливают мягко, отпуская его, и вновь придавливая, т.е. несколько раз. Если в авто есть система ABS, жмут на педаль по-иному: уверенно, до упора и полной остановки.
Для новичков важны навыки. Опыт даст почувствовать автомобиль и освоить методы нажатия на педали.
Не должны касаться руля, во время взаимодействия с педалями, колени. Ногу, при управлении транспортным средством, на педали «газ» не задерживают. Ее, переносят на тормоз, т.к. ничего не случится, если опоздать с нажатием на «газ», но можно потерять метры тормозного пути, задержавшись на 0,5 сек с нажатием на вторую.
На полувыжатом сцеплении также ездить неправильно, поскольку быстро подгорят диски. Работа с ним выглядит следующим образом – быстро нажали и плавно отпустили.
Источник https://mashinapro.ru/2491-kak-raspolozheny-pedali-na-mehanike.html
Источник https://motocarrello.ru/blog/pedali-gaza-tormoza-sceplenija.html