Почему скрипят тормоза и как решить эту проблему

Почему скрипят тормоза и как решить эту проблему

Скрип тормозов испортит удовольствие от поездки любому водителю и станет сигналом о проблемах либо в тормозной системе, либо в элементах подвески. Авто Mail.ru рассказывает, как найти и устранить дефект

Читайте также

Тормозные колодки

Почему тормоза скрипят

Неприятные звуки, которые может издавать тормозная система, чаще всего связаны с некорректной работой ее элементов. Например, в случае с дисковыми тормозами существует, как минимум, восемь деталей, которые могут заставить тормоза скрипеть, свистеть или скрежетать.

В большинстве случаев речь идет о резонансе, который происходит в момент, когда колодки зажимают тормозной диск. Из-за высокой скорости вращения и неравномерного износа пары тормозной диск/барабан — колодка возникают вибрации, которые воспринимается человеческим ухом как скрип или писк. При этом не всегда такие раздражающие звуки являются признаком поломки.

тормоз

Игнорирование обкатки

Если скрип наблюдается на новом автомобиле или авто со свежезамененными элементами тормозной системы, речь, скорее всего, идет о естественной притирке элементов. В большинстве случаев такие раздражители исчезают сами собой после грамотной обкатки автомобиля. Причем достаточно часто скрип провоцируют сами обладатели новеньких машин, не удосуживающиеся «обкатать» тормозную систему должным образом.

Новые тормозные колодки, диски и барабаны не должны перегружаться в течение первых нескольких сотен километров, чтобы детали идеальным образом притерлись.

При агрессивной же езде с высокими скоростями, резкими стартами и экстренными торможениями велика вероятность неравномерного износа фрикционных поверхностей и, как следствие, возникновения скрипов и визгов.

Грязь и пыль

В ходе работы тормозная система загрязняется — на ее элементах оседает тормозная пыль. Ситуацию усугубляют также дорожная грязь и реагенты, битум и другие маслянистые вещества натурального происхождения. В результате на поверхности тормозных дисков образуются канавки, борозды и другие неровности. Отдельная история — с ржавчиной на тормозных дисках. Такое происходит, как правило, с машинами, на которых долгое время не ездили, и на элементах тормозной системы запустился процесс коррозии. Последняя повышает амплитуду колебаний, что нередко приводит к скрипу.

content image for: 41646

Во всех случаях эксперты рекомендуют провести очистку тормозных механизмов. Как минимум, тормоза следует тщательно промыть на мойке. Как максимум — воспользоваться очистителями тормозов. Такие химикаты используют для очистки автомобильных дисков, тормозов, элементов тормозной системы и других металлических поверхностей. Оптимально применять такие средства два раза в год, осенью и весной, совмещая эту процедуру с сезонной сменой резины.

Читайте также

Тормозной диск

Дешевые и поддельные «расходники»

Когда скрип возникает после замены отработавших свое деталей тормозной системы, виновниками, с большой степенью вероятности, становятся некачественные «расходники». Причем нередко дешевые колодки начинают скрипеть не сразу после установки, а через несколько тысяч километров пробега. Чтобы минимизировать такие риски, рекомендуется выбирать новые «расходники», и, прежде всего, тормозные колодки, из списка, рекомендованного автопроизводителем. Бюджетные колодки «No name» начнут с большой степенью вероятности шуметь и к тому же активно истачивать тормозной диск, поскольку в состав фрикционной смеси здесь, как правило, входит слишком много железной стружки.
Не менее важно обеспечить совместимость материалов, из которых изготовлены колодки и диски. В противном случае фрикционный слой колодок может начать «конфликтовать» с металлом тормозного диска. Верный рецепт — брать комплект от одного и того же авторитетного производителя.

Читать статью  Мягкая педаль тормоза

Естественный износ

Качественные колодки оснащают индикаторами износа, так называемыми «скрипунами», которые выглядят как небольшие стальные пластины. Когда фрикционный слой колодок изнашивается, «скрипуны» соприкасаются с диском, создавая характерный скрежет, чтобы привлечь внимание водителя.

Однако даже если колодки не сточены «в ноль», скрипы и биение диска могут возникать, например, из-за неровности диска, возникшей из-за перегрева и последующего резкого охлаждения. Обычно такое происходит зимой, когда водитель проезжает по глубокой луже, и вода попадает на разогретые тормозные механизмы.

Наконец, причиной скрипов нередко становятся изношенные тормозной диск или барабан. Речь может идти об уже упомянутых волнах, а также задирах, рисках и трещинах. Если же диск почти полностью выработался и стал слишком тонким, он может начать растрескиваться. Мало того, что такой диск может скрипеть, он может и вовсе разваливаться при торможении.

Автосервис

Ошибки установки

Нередко скрип возникает после того, как колодки меняют не в паре с дисками. Новый комплект колодок в таком случае может, по крайней мере, первое время провоцировать скрежет, взаимодействуя с не идеально ровными дисками или барабанами. Частично эту проблему могут решить специальные противоскрипные пластины, которые устанавливаются между тормозным поршнем и колодкой для их более плотного и ровного прилегания. Для наилучшего результата между колодкой и пластиной при этом наносится специальная смазка. В случае с задними тормозными барабанами нередко помогает их проточка на токарном станке.

Также при замене колодок нужно убедиться, что тормозные механизмы не подклинивают — диск должен свободно вращаться и не зажиматься колодками при отпущенной педали тормоза. Необходимо следить и за тем, чтобы смазка не попала на рабочую поверхность колодок и убедиться, что нет течи тормозной жидкости. К сожалению, проверкой всех этих нюансов нередко пренебрегают.

Неочевидные причины скрипа

Возникновение скрипов в тормозной системе могут вызывать и такие неочевидные моменты, как перетянутые болты колесных дисков, тормозных скоб, тормозных дисков и даже амортизаторов. Такой крепеж «с запасом» в итоге выливается в вибрации, а те, в свою очередь, провоцируют скрип тормозов.

Еще одна трудно выявляемая причина — износ подшипников ступицы колеса. А именно — когда подшипник начинает люфтить и разогревать ступицу, тепло от последней может передаваться на тормозной суппорт, диск и колодки. Отсюда — характерный писк, причину которого удается выявить, увы, далеко не сразу.

Наконец, у не новых машин появлению скрипа могут способствовать изношенные элементы подвески и рулевого управления. Главные виновники здесь — рулевые тяги, шаровые опоры, сайлентблоки, стойки стабилизатора или амортизационные стойки. Еще одна косвенная причина — нарушение кузовной геометрии. Стоит вспомнить, не побывал ли автомобиль в ДТП. Даже неподходящие или поврежденные колесные диски влияют на уровень вибраций тормозного узла и могут способствовать появлению шума.

Педаль

Способы устранения скрипов

Конечно, радикальным методом борьбы со скрипами будет замена тормозных дисков вместе с колодками, причем на комплект от одного производителя. Однако это требует значительных финансовых вложений. Поэтому на сервисах, практикуют, к примеру, такой доступный метод, как пропилы фрикционной части колодок. Последняя разделяется на несколько отдельных частей прорезями. С той же целью на рабочих поверхностях колодок формируют скосы. После проведения таких процедур вибрации минимизируются, и неприятный скрип, как правило, уходит или снижается до минимума.

Читать статью  Auto Hold в автомобиле. Надежный помощник или головная боль водителя?

Почему скрипят тормоза

Неприятные звуки, которые издает неисправная тормозная система, обобщенно называют скрипом. На самом деле у них есть, как минимум, две разновидности. Если научиться их различать, можно предположить причину еще до визита в автосервис. Чтобы стали понятны механизмы возникновения таких сигналов, нужно разобраться в устройстве дисковых тормозов.

Устройство тормозов

Основные детали, приводящие в действие тормозной механизм после того, как водитель нажал на педаль, это диск (или барабан), колодки и поршень. Диск крепится на ступицу колеса и поэтому вращается вместе с ним. По бокам от него расположены колодки, которые в момент торможения прижимает поршень, создавая сопротивление движению.

Схема устройства дисковых тормозов

Схема дисковых тормозов

При этом в системе одного диска есть еще как минимум восемь деталей, которые могут заставить тормоза издавать скрип, свист или скрежет.

Скрипят тормоза: 5 основных причин

Естественные вибрации

Когда колодки прижимаются к тормозному диску, останавливая его, они вибрируют. За счет акустики, которую создают колесные арки, этот звук усиливается и становится настолько громким, что его можно услышать.

Он – и есть тот самый легкий скрип, который полностью исправная тормозная система может издавать постоянно.

Чтобы этого не происходило, некоторые производители колодок дополняют их специальными накладками, гасящими резонанс. Другой способ – одна или две прорези шириной от 2 до 4 мм на рабочей поверхности детали: так площадь, которая соприкасается с диском, уменьшается и снижается резонанс. Такая причина скрипа – не повод беспокоиться и назначать встречу с автомехаником.

Новые колодки

На заводе их покрывают специальным защитным слоем с примесями, который может вызывать свист и скрип, пока не сотрется полностью. Чтобы сократить время его износа, нужно несколько экстренных торможений, то есть необходимо развить скорость не меньше, чем 100 км/ч и резко остановиться. При этом обязательно соблюдать технику безопасности. Если стало ясно, что причина скрипа – именно трение об диски новых колодок, вмешательство специалистов сервисного центра не требуется.

Неприятные звуки при торможении авто

Эмоции от скрипа тормозов

Несовместимость материалов колодок и дисков

Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:

  1. Несмотря на то, что для производства колодок используют одни и те же материалы, их соотношение каждый производитель подбирает самостоятельно. Похожим образом дела обстоят и с дисками. И тогда материал фрикционного слоя первых во время торможения может конфликтовать с чугуном вторых.
  2. Условие, при котором могут начать скрипеть даже давно установленные колодки: их физические свойства изменились после нагрева и резкого охлаждения. Так бывает, если автомобиль, который давно находится в пути, попадает колесом в глубокую лужу, или если машина долго простояла в очереди на мойку в жару. В результате появляется неприятный звук, который можно искоренить, лишь заменив колодки. Эта неисправность не требует спешного вмешательства, но устранить причину скрипа можно только в автосервисе.

Перегрев диска

Постоянная физическая нагрузка в дуэте с высокой температурой в некоторых случаях сказывается на геометрии диска даже без резкого охлаждения. И когда он теряет первоначальную выверенную форму, то неизбежно соприкасается с другими элементами системы при торможении. Чтобы избавиться от свиста, а то и скрежета в такой ситуации, требуется заменить тормозной диск. И здесь не обойтись без срочного визита в сервисный центр.

Пришло время смазать механизм

Кроме самой шайбы дискового механизма, которая крепится к двум, а то и ко всем четырем колесам, в тормозной системе достаточно механических узлов, которые требуют смазки.

Читать статью  Как правильно прокачать тормоза с АБС

Устройство тормозной системы

Устройство тормозной системы с указанием ключевых механизмов

Поэтому если скрип и свист стали постоянными спутниками поездок на автомобиле – то есть, слышны не только во время торможения, – велика вероятность, что причина в недостаточно хорошо смазанных механизмах. В целом такая неполадка не влияет на работу узлов, но может сократить срок их работы, поэтому срочное вмешательство остается на усмотрение автовладельца. Обработать детали специальным техническим маслом можно самостоятельно, если есть яма или другая возможность подобраться к системе.

Скрежет тормозов: 5 основных причин

Износились колодки или диски

В современных колодках установлены специальные индикаторы износа, изготовленные из металлических сплавов. Когда фрикционный слой детали истирается, колодка соприкасается с диском такой пластиной и возникает скрежет. Этот сигнал говорит о том, что необходимо срочно заменить детали в сервисном центре – иначе автомобиль будет хуже реагировать на нажатие педали тормоза, а со временем и вовсе перестанет останавливаться.

Менее заметное последствие продолжительных поездок с отслужившими колодками – ускоренный износ диска. Для его производства используется чугунный сплав, который в сравнении с фрикционным слоем колодок выглядит особенно прочным, но при этом чувствителен к резким перепадам температур и тоже со временем изнашивается, снижая эффективность нажатия на педаль тормоза. И если по разогретому диску начнет скрести индикаторы износа, этот процесс пойдет быстрее.

Изношенная и новая тормозная колодка

Изношенная (слева) и новая (справа) колодки

В систему попала грязь, вода или камень

За счет особенности конструкции в направляющих, между колодками и диском или барабаном может оказаться камень или песок. И когда во время торможения детали сближаются, эти элементы соприкасаются с фрикционным слоем и чугунной поверхностью, вызывая скребущий звук или даже скрежет. В этом случае стоит провести диагностику тормозной системы, чтобы выявить поврежденные детали и, если необходимо, разобрать и прочистить механизм.

Другая возможная причина скрежета – вода. Несмотря на то, что она не может механически помешать деталям работать, она способна вызвать деформацию разогретого тормозного диска, а если машина регулярно проходит брод или попадает в глубокие лужи, то и вызвать коррозию недостаточно защищенной системы. Профилактика таких ситуаций в том, чтобы избегать воды на дороге в жаркие дни и долгие поездки и регулярно смазывать узлы тормозной системы. А если проблема уже есть, необходим визит в сервисный центр.

Заклинило суппорт или цилиндр

Движимые части системы со временем могут начать подклинивать из-за недостаточного количества смазки или, в худшем случае, деформации. При этом в целом механизм изнашивается неравномерно, а первым сигналом о такой неисправности становятся неравномерно изношенные парные колодки.

В этом случае необходимо провести диагностику тормозной системы в автосервисе, чтобы вовремя заменить поврежденные запчасти или смазать исправный механизм.

Диагностика тормозной системы

Диагностика тормозной системы

Некачественные колодки

Иногда в составе деталей оказываются примеси, которые портят диск при истирании фрикционного слоя. Такая ситуация опасна не только скрежетом, но и повышенным износом механизма, и решается срочной заменой колодок. При их выборе стоит опираться на рекомендации автопроизводителя и официальных сервисных центров – так больше шансов установить качественную запчасть, которая сэкономит нервы, время и деньги.

Нарушена геометрия пылезащитного экрана

Так же, как и тормозной диск, металлический пылезащитный экран может перегреться и деформироваться. Он также может пострадать от удара или непрофессионального ремонта. Если при этом его края оказываются вогнуты внутрь, то будут соприкасаться с диском, во время движения создавая скрежет. Ситуацию исправит замена пылезащитного экрана или его механический ремонт.

Заключение

В большинстве случаев скрип, свист или скрежет тормозов предупреждает о проблемах, требующих вмешательства специалистов. При этом срочное вмешательство требуется редко. Поэтому, чтобы обеспечить автомобилю сохранность, а себе – безопасность, достаточно вовремя обратить внимание на сигналы, которые подает механизм.

Источник https://auto.mail.ru/article/88841-pochemu-skripyat-tormoza-i-kak-reshit-etu-problemu/

Источник https://www.tts.ru/blog/sovety-avtomobilistam/pochemu-skripyat-tormoza/