Бьет руль при торможении: причины и устранение проблемы
О чем речь? Если бьет руль при торможении, то следует незамедлительно озадачиться устранением проблемы. Ведь в данном случае речь идет о неисправности тормозной системы автомобиля, которая напрямую влияет на безопасность водителя и пассажиров. Как исправить? Данная проблема представляет серьезную угрозу, поскольку водитель во время торможения из-за биения в руль теряет управление машиной. В некоторых случаях вибрация настолько сильная, что практически выбивает «баранку» из рук. Чтобы все починить, следует обратиться в сервисный центр или попробовать устранить неисправность самостоятельно.
- Почему бьет руль при торможении
- Дефект тормозных дисков
- Сильная вибрация появляется при активном торможении
- Вибрация возникает при торможении на большой скорости
- Что делать, если бьет руль при торможении
- Мнение автовладельцев о биении руля при торможении
Почему бьет руль при торможении
Это не очевидно, но факт – эффект биения при торможении может наблюдаться на любой модели легкового автомобиля, будь то «Лада-Приора», «Калина», ВАЗ-2108, «Митсубиси-Лансер 9» или же «Форд-Фокус 2».
Устранять данный деструктивный эффект нужно не медля. Но почему же при торможении бьет руль? Источник неисправности обычно находится в следующих узлах, элементах и системах:
- тормоза (суппорты и сам диск);
- рулевое управление;
- подвеска;
- колеса.
Но чаще всего для выявления причины автовладельцам приходится полностью перебирать все перечисленные выше узлы.
Биение представляет собой чувствительную вибрацию, отдачу на руль некого силового воздействия от передней подвески или же любых других систем, имеющих связь с колесами или же с системой рулевого управления. Например, биение может появиться из-за погнутого тормозного диска или же иных дефектов в тормозах.
При этом, если неисправность не устранить, то вибрация станет проявляться не только при снижении скорости. Плюс к тому биение будет прогрессировать.
Откладывать решение проблемы на потом в данном случае недопустимо, поэтому настоятельно рекомендуется отправить машину в сервис как можно скорее. Диагностирование эффективнее всего проводить в условиях обслуживающего техцентра, на специализированном оборудовании, при участии компетентных специалистов.
Разумеется, попробовать выяснить причину, почему при торможении бьет в руль, можно и самостоятельно, однако вероятность успешного безошибочного выявления корня проблемы человеком без опыта крайне невелика.
Ошибочные предположения могут стоить вам необходимости полной замены тех или иных узлов и элементов, которые вы успеете разобрать, но не сможете привести в агрегатное состояние. Так что не тратьте время и нервы понапрасну, а обращайтесь к специалистам-профессионалам.
Дефект тормозных дисков
Одной из наиболее частых причин возникновения вибрации является дефект тормозных дисков на передних колесах, а именно их погнутый профиль. Диск крутится вместе с колесом, но при замедлении колодки начинают зацеплять ротор (диск) и на руль передается неприятная вибрация – отдача. Езда в таком состоянии крайне опасна – просто недопустима. Так что диски необходимо вовремя менять.
Но как же тормозной диск может погнуться? При нажатии на педаль колодки с двух сторон крепко зажимают тормозной диск. Вызываемое трение приводит к уменьшению скорости машины, однако эта кинетическая энергия никуда не девается – она переходит в тепловую.
Проще говоря, колодки и сами сильно нагреваются, и буквально раскаляют диск. При этом на ротор в процессе торможения может запросто попасть вода.
Такие перепады температур, а также давление колодок, приводят к изменению структуры металла дисков, а в последующем и к их деформации. На них начинают появляться неровности, которые вызывают вибрацию соприкасающихся с диском колодок. В результате на руль идет отдача, да и вся машина тоже при этом начинает дрожать.
Снимите колесо. Присутствующий синеватый оттенок – главный признак деформации. Также можно произвести диагностику с помощью ручного тормоза. Колесо поднимается домкратом, далее раскручивается вручную, а затем производится торможение ручным тормозом.
Если на руль при этом передается вибрация, то можно сказать, что проблема выявлена.
Конечно же, лучше просто заменить диск на новый. Впрочем, приобретение нового элемента обойдется, не менее чем в 10 тыс. рублей, поэтому тем, кому хочется сэкономить средства, рекомендуется произвести его расточку. При данной процедуре образовавшиеся волны будут стачиваться до тех пор, пока поверхность ротора снова не станет гладкой.
Вибрация возникает при торможении на большой скорости
Если вибрации появляются при разгоне автомобиля до 80-120 км/ч, то причина, почему на такой скорости при торможении бьет руль, кроется, скорей всего, в подвеске, а также в самой рулевой системе. Очень плохо (и даже опасно), если руль при этом уводит в сторону. Здесь уже точно не нужно заниматься самодеятельностью и пытаться выявить неисправность лично, а лучше сразу обратиться в технически оснащенный сервисный центр. Не нужно расковать своей жизнью и экономить на безопасности.
Сильная вибрация появляется при активном торможении
Чаще всего в качестве источников вибрации в автомобиле подозревают подвеску и рулевую систему. Если с дисками все в порядке (это должна подтвердить официальная диагностика), но вибрация все еще осталась, то нужно последовательно проверять все остальные узлы по порядку. Причины здесь могут быть следующие:
- При условии отсутствия дефектов в ходовой части вибрация руля связана с проблемами именно в нем самом.
- Если производилась замена ступицы или подшипника, то вполне возможно, что виной всему является какое-нибудь некорректно затянутое крепление.
- Также вибрация может стать следствием неправильно осуществленного ремонта. (Ищите автослесарей с хорошими отзывами).
А теперь перечислим не гипотетические причины, а четкие источники возникновения вибраций при снижении скорости движения авто:
- Изношенное шаровое соединение в ходовой системе.
- Неполадки в рулевой рейке.
- Сбой функции амортизаторов (данные элементы нужно срочно менять).
- Произошедший удар по тормозному диску.
- Неисправность наконечников рулевого типа.
Сильный удар по тормозному ротору может вызвать его растрескивание. Как следствие, во время торможения будет наблюдаться вибрация. При этом не нужно грешить на колодки. Они могут стать причиной биения руля только в случае запредельного износа.
Что делать, если бьет руль при торможении
Сила отдачи на руль не важна. Какой бы она ни была – большой или терпимой, все равно необходимо произвести диагностику всех перечисленных выше узлов и элементов автомобиля в условиях сервисного центра. Во-первых, это снимет угрозу вашей безопасности при движении, а во-вторых, позволит вам не проводить более разорительный ремонт.
Однако, пока вы не оказались на станции технического обслуживания, можно предпринять следующие действия (частично проведенная проверка позволит уменьшить счет за обслуживание в сервисе):
- Следует проверить чистоту поверхности тормозных дисков (не снимая их с колес).
- Осмотрите колеса – проверьте балансировку и крепления грузиков.
- Нужно также протестировать тормозные диски на предмет их возможной деформации (она может быть не заметна невооруженным глазом).
- Следует проверить качество покрышек.
- Визуально обследуйте подвеску на предмет чего-то незатянутого и незакрепленного.
- Следует осмотреть лонжероны мотора.
- Оцените состояние привода (всех элементов трансмиссии).
Прочищать тормозные диски проще всего на современной мойке: струя воды под большим давлением выбьет даже плотно застрявший в структуре металла абразив.
Все балансировочные мероприятия должны осуществляться только на шиномонтаже. Проверять нужно все колеса, особенно если вибрации наблюдаются при неспешной езде. Деформацию дисков нужно устранять при токарной обработке. Покрышки, содержащие дефекты, надо заменить, а колеса заново отбалансировать.
Если наблюдается мелкое дрожание руля на малой скорости, то дело, скорей всего, в дефектах подвески или рулевого управления. Чтобы решить проблему, нужно разобрать и проверить ходовую часть – в основном причинами биения являются гранатки, металлические шарниры и рулевые втулки. Устранить такие неполадки можно только в условиях автомастерской.
Если руль дает отдачу при движении на скорости, превышающей 40 км/ч, то ремонтировать такую неисправность своими руками просто недопустимо (и даже откровенно запрещается). Нужно ехать в автосервис, причем следует заблаговременно уточнить у сотрудников, работает ли данный центр с автомобилями вашей марки. Тогда определение и устранение причины неисправности произойдет быстрее.
Откладывать решение данной проблемы настоятельно не рекомендуется. Время в данном случае – деньги. Чем больше затяжка, тем дороже впоследствии будет устранять побочные неисправности, которые вызовет биение руля. Помните, что данная неисправность имеет свойство усиливаться. Так что всегда осуществляйте ремонт вовремя!
Мнение автовладельцев о биении руля при торможении
- Надо определить колесо
«Присутствовала отдача в руль. После замены тормозного диска через некоторое время вибрация возобновилась. При детальном рассмотрении оказалось, что погнулась ступица. После замены и новой проточки диска все, вроде, тьфу-тьфу, работает нормально. Так что, если определили, от какого именно колеса идет вибрация, то сначала снимите само колесо, потом диск с него и с помощью алюминиевой проволоки проверьте вибрации самой ступицы».
«Расточенный тормозной диск можно погнуть при обратной сборке. Следует помнить, что по дискам недопустимо стучать молотком (равно как и по барабанам). Вибрации могут возобновиться и на обработанных дисках, если с ними случится перегрев. Произойдет наволакивание металла с перекрытием графитовых зерен, и в результате разные части диска будут иметь разный коэффициент трения. Ремонт неисправности производится более глубокой расточкой до однородного металла (можно ориентироваться по звуку).
Если же тормозная педаль вибрирует не только на скорости, но и при замедлении, а машина тормозит характерными толчками, то это означает, что ротор точно погнулся и его нужно заменять.
Главная допускаемая ошибка – расточка только тех тормозных дисков, которые бьют. По-правильному, нужно точить все, ведь толчки гидравлики с задних колес передаются вперед и наоборот (жидкость ведь несжимаема)».
«При налипании грязи на тормозные диски они будут давать вибрацию всегда, сколько ни протачивай. Особенно сильно будет бить при большом нагреве дисков».
«Вибрация может появляться даже на дорогих иномарках (БМВ) по разным причинам:
- Разбалансировка колес. Лечится обратной балансировкой.
- Изменение формы и геометрии тормозных дисков. Что тут поделаешь – надо менять.
- Термическая деформация дисков после длительного стояния на морозе (от полугода). Тоже надо менять.
- Руль также может бить при торможении на скоростях от 110 км/ч и выше. Здесь нужно проверить сайлентблоки рычагов. Если они разболтались, значит нужно их заменить.
Во всех случаях с ремонтом не стоит затягивать».
«Наблюдалась вибрация руля при торможении. Произвел расточку передних тормозных дисков, но через 2 тыс. км пробега вибрация возобновилась, причем стала усиливаться. Диагностика в сервисном центре выявила проблемы с сайлентблоками и с шаровыми опорами. Заменил – биение существенно уменьшилось, но не ушло! Избавиться от вибрации удалось лишь после установки новых тормозных дисков и колодок.
Мораль для себя вынес такую: не нужно ничего растачивать (в смысле, диски) – надо сразу заменять».
Возникновение вибрации, передающейся на руль, – явление частое. Для устранения этой неполадки следует сначала выявить корень проблемы (а их может быть множество). Нужно производить полную диагностику и обязательно в условиях сервисного центра – тогда работы будут проведены качественно. И не стоит затягивать с «лечением», иначе появление аварийной ситуации на дороге окажется не за горами.
Почему возникают вибрации при торможении?
Вибрации при торможении часто беспокоят водителей. Они могут свидетельствовать о серьезных проблемах с техническим состоянием автомобиля, при которых дальше его эксплуатировать просто запрещено. Между тем в некоторых случаях подобное поведение элементов подвески и колес машины встречается из-за банальностей, не угрожающих техническому состоянию транспортного средства. Как отличить одни от других и что делать, если вибрации застали в дальней дороге?
Обрыв колодки
Если вибрация не заметна при прямолинейном движении автомобиля и возникает только когда водитель нажимает педаль тормоза, то стоит насторожиться. Особенно опасно, если вибрации сильно отдают в педаль, чувствуются ногой и частично передаются через руль в руки. При этом иногда дребезжат панели интерьера и внутрисалонное зеркало. Вероятнее всего, произошел обрыв одной из колодок в задних барабанных тормозах. Колодка тогда закусывает барабан, из-за чего подвеска начинает вибрировать. Бывает, что деталь бьет по поршням суппорта и срезает их манжеты или уплотнители, что приводит к разгерметизации системы, потере тормозной жидкости и выходу из строя одного из двух тормозных контуров. В общем, при сильных вибрациях необходимо остановиться в безопасном месте и проверить колеса. Если при снятии колеса из механизма тормозов полилась жидкость, то придется вызывать эвакуатор. С неработающими тормозами ехать уже нельзя.
Потерявшиеся болты
Если вибрации несильные и затухают по мере интенсивности торможения, то причина здесь не настолько очевидна и ее придется поискать. Лучше найти ровное и спокойное место для проведения нескольких тестов, чтобы оценить работоспособность тормозов. Это может быть площадка для отдыха или пустой паркинг у супермаркета.
Сначала необходимо проверить наличие и затяжку всех болтов на колесах. Они могут ослабнуть и даже потеряться, из-за чего в креплении возникает люфт, вызывающий периодические биения при торможении. Этот люфт часто приводит к росту ударных нагрузок на болты и отрыву и потере колеса во время движения.
Если все с колесами в порядке, то можно разогнаться до 60 км/ч и несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы вызвать максимальное замедление. По характеру биения можно определить тип неисправности.
Износ колодок и диска
Биение иногда возникает из-за сильного износа колодок. Под конец службы их фрикционный слой теряет однородность и схватывает диск неравномерно, что приводит к рывкам. Они не отражаются на руле и на кузове и чувствуются водителем только как слабые толчки в педаль. Иногда колодка вырабатывается полностью и тогда при торможении раздается металлический скрип.
Таким же образом ведут себя и изношенные диски. При активном торможении тонкие стенки диска может «повести», что при перегреве оборачивается искажением плоскости тормозного диска. Он искривляется и при вращении бьет выступающими краями по колодкам. Такие вибрации могут сильно отражаться не только в педаль, но и в руль.
Разбитый подшипник
К биениям приводит и изношенный ступичный подшипник. Во время торможения нагрузка на него сильно возрастает, из-за чего колесо вибрирует. Правда, эта неисправность сопровождается сильным гулом не только при замедлении, но и при поступательном движении автомобиля. Проверить люфт можно покачиванием колеса из стороны в сторону. Для этого упираются в него ногой или руками. Если чувствуются щелчки или свободный ход, то пора отправляться в мастерскую на ремонт.
Застрявший камень
Однако самая распространенная причина вибраций — это камешек, попавший в тормозной механизм и застрявший в креплении колодки. При торможении он чиркает о диск и нарушает однородность прижимных усилий. В этом случае вибрация сопровождается скрипом и металлическим визгом. Как правило, после нескольких циклов интенсивного торможения камешек вылетает и вибрации пропадают.
Вопрос-ответ
Вытянувшиеся колеса
Иногда биение возникает из-за слежавшихся шин. Если летние покрышки хранились неправильно и несколько месяцев стояли вертикально или висели на крюках, то они могли потерять форму. Из-за получившейся вытянутой формы они начинают вращаться с легкими вибрациями, которые нарастают с увеличением нагрузок. Правда, через несколько дней активной езды резина вновь облегает диск и вибрации прекращаются.
Источник https://rad-star.ru/pressroom/articles/bet-rul-pri-tormojenii/
Источник https://aif.ru/auto/safety/pochemu_voznikayut_vibracii_pri_tormozhenii