Регулировка ручного тормоза: пошаговое руководство
Как отрегулировать ручной тормоз: правильная регулировка ручника
Бывают ситуации, когда стояночный тормоз может предотвратить аварийную ситуацию. Простой пример. Водитель поставил машину на уклоне и включил «ручник». Если все в порядке, автомобиль останется на месте. В противном случае транспортное средство покатится вниз. Если нет устойчивости, необходима срочная регулировка ручного тормоза. На механике (МКПП) можно компенсировать недостатки тормозной системы включением первой передачи, на автоматике (АКПП) это сложнее, режим паркинга не так надежен. Без стабильно работающего рычага не получится нормально тронуться с места под горку.
Устройство «ручника»
Исторически первая система стояночного тормоза работает по механическому принципу. Внутри салона есть рычаг, который через систему регулировочных болтов соединен с колодками на задних колесах:
Водитель «взводит» рычаг. Количество щелчков достигает 2–8. Передний трос скользит внутри рубашки, усилие передается на задние тросы. Это приводит к размыканию колодок в барабане или выдвижению суппортов на дисковых системах. В результате автомобиль остается на месте, пока его владелец не нажмет на кнопку рычага. Блокировка будет снята, натяжение троса ослабится и колодки перестанут блокировать движение.
Существуют и другие виды ручных тормозов. В гидравлической системе роль троса выполняет жидкость в тонких трубках. Рычаг толкает поршень гидроцилиндра, тормозная жидкость давит на суппорты или колодки. Рабочий орган электронного «ручника» — электродвигатель. При нажатии на кнопку он управляет тросиком, а в момент начала движения автоматически снимает машину с тормозов.
В каких случаях нужна регулировка
По правилам дорожного движения (ПДД), рабочий «ручник» должен держать машину на месте без водителей, пассажиров и грузов на уклоне до 23 %. Под нагрузкой удерживающие способности уменьшаются. Машина не скатится при стоянке на уклоне с углом 16 %. Для грузовиков допустимый уклон составляет 31 %. Вот как это выглядит:
Стояночный тормоз быстро изнашивается, когда водитель забывает отпустить рычаг при начале движения. Если автомобиль продолжает ехать на «ручнике», значит нужно как можно быстрее заняться регулировкой.
Это последняя стадия деградации системы. Когда без регулировки не обойтись:
- поменяли тормозные колодки;
- заменили тросик стояночного тормоза;
- поставили новые диски или регулировочные блоки;
- количество щелчков выросло до 8 и более.
Универсальный совет таков — увидели симптомы неисправности стояночного тормоза, займитесь диагностикой. Типичный признак проблемы — большой свободный ход рычага. Он должен фиксировать автомобиль в одном положении на втором‐третьем щелчке.
Причины неисправности ручного тормоза
Сложности появляются из-за механических факторов. Расслабляется система регулировки, растягиваются тросики. Это не миф. Если приложить к тросу с сечением 10 мм² и длиной 50 м усилие в 500 кг, то он растянется на целых 122 мм. Для «ручника» используют короткие приводы, но даже в них удлинение может составить 3–4 мм. Вот какие причины вызывают поломку:
- стерлись накладки тормозных колодок;
- нет сцепления с диском из‐за больших зазоров.
Колодки можно поменять (периодичность замены), а тросик придется подтягивать. Это можно сделать в гаражных условиях. Есть альтернативный вариант — приехать на станцию технического обслуживания (СТО). Порой тросик «закисает» в обойме из‐за коррозии, перестает двигаться. В этом случае надо залить в зазор между тросом и рубашкой трансмиссионное масло. Останется разработать привод.
Самые уязвимые места гидравлических стояночных тормозов — резиновые шланги, сальники и трубки. Достаточно неудачно заехать на бордюр, чтобы перебить металлическую трубку. Жидкость вытечет наружу, тормоз перестанет работать. К типичным неисправностям электронных «ручников» можно отнести поломку электрических двигателей, нарушение работы датчиков и электронного блока управления (ЭБУ).
Самостоятельная диагностика
Советуем проверять состояние ручного тормоза как минимум раз в месяц или через каждые 30 тыс. км пробега. Есть два варианта диагностики:
- Поставить машину на ручник, а потом включить первую передачу и попробовать тронуться с места. Если колеса свободно прокручиваются, значит все плохо. Мотор должен дернуться и заглохнуть.
- Найти безопасное место с уклоном в районе 16 %, поставить транспорт на него и включить стояночный тормоз. Если нет отката, значит все в порядке. В противном случае нужна регулировка
Попытаемся развить второй метод для тех, кто любит заморочиться. В природных условиях вы вряд ли найдете нужный уклон. Поэтому предлагаем собрать нехитрую конструкцию из деревянных досок и обрезков столбов. Первым делом нужно убедиться, что поверхность прямая. Для этого подойдет строительный уровень. Самодельная эстакада будет выглядеть так:
Тестовая площадка подойдет для большинства легковых авто. Достаточно заехать на нее и включить «ручник». Если машина не катится назад, значит все в порядке и про диагностику можно забыть на ближайшие 30 тыс. км. В противном случае самое время взяться за регулировку.
Пошаговое руководство по регулировке
Сначала советуем найти схему стояночного тормоза для своего автомобиля. На ней легко увидеть, в каких местах есть регулировочные гайки. Обычно это привод «ручника», места соединения передних и задних тросов, а также разводящий механизм тормозных колодок. В 90 % случаев при потере устойчивости на уклонах достаточно подтянуть гайку рядом с рычагом.
Установка домкрата
В большинстве машин «ручник» блокирует задние колеса. Надо вывесить одно из них. Первым делом стоит подложить под передние колеса противооткатные упоры. Если на борту механическая коробка передач, лучше включить первую скорость. Селектор «автомата» выставляем на режим «паркинг», это буква P. Баллонным ключом страгиваем болты на одном колесе, поднимаем домкратом. Важно, чтобы под гидравлическим инструментом была надежная опора. Если манипуляции проводятся на голой земле, необходимо подложить под основание отрезок деревянной доски. Примерно так:
Можно обойтись без этого шага, но тогда есть шанс перетянуть тросик, при движении колодки будут тереться о диск или барабан. Прокрутка колеса поможет понять, когда пора останавливаться с закручиванием регулировочных узлов.
Подтяжка регулятора
Основной узел для регулировки находится у основания рычага. В большинстве случаев придется снять обшивку и пластиковые вставки вокруг «ручника», чтобы добраться до нужного места. Если там стоит два тросика, то их объединяет металлическая пластина — уравнитель. Сначала советуем проверить натяжение вручную. Нажимаем на кнопку рычага и считаем щелчки. Если их более 6–7, дело плохо. Надо брать в руки ключ. Примерный вид регулировочного узла:
Сначала ослабляем контргайку, если она есть. Потом закручиваем гайку натяжителя по часовой стрелке. Делаем так до тех пор, пока свободный ход троса не станет минимальным. Для проверки достаточно потянуть рычаг. Он должен туго фиксироваться на втором‐третьем щелчке. Если этого не произошло, продолжаем закручивать гайку. В конце фиксируем соединение с помощью контргайки, чтобы основной крепеж не разболтался от вибрации.
Разводка колодок
Перед процедурой ставим селектор коробки передач на нейтральную позицию, чтобы разблокировать трансмиссию. Беремся за вывешенное колесо и пытаемся его прокрутить. Если скат вращается на оси без шелестящих звуков и достаточно легко, значит все в порядке. В противном случае надо слегка ослабить гайку регулятора свободного хода рядом с «ручником». В большинстве барабанных тормозов есть зубчатое колесо, которое отвечает за разводку:
На этом этапе придется снять колесо. Доступ к регулятору открывается без разборки барабана. На его поверхности есть резиновая заглушка, которую нужно убрать. Появится отверстие. В него надо засунуть отвертку с плоским шлицем и вращать ею зубцы до тех пор, пока барабан не начнет цепляться за накладки. Тогда стоит слегка отпустить механизм разводки.
Для проверки качества регулировки достаточно включить ручной тормоз и попробовать провернуть прикрученное колесо. Оно не должно вращаться даже во время применения максимальных усилий. Останется снять авто с домкрата и попробовать тронуться с места на «ручнике». Если двигатель глохнет, а машина остается на площадке, значит все в порядке.
Выводы
Настроить свободный ход привода стояночного тормоза можно своими руками. Но проблемы возникают на этапе диагностики. Сложно найти естественное место с уклоном 16-23 %. Проблему можно решить с помощью сборки самодельной эстакады, но придется потратить деньги, силы и время. Бывает так, что правое колесо блокируется, а левое нет. В домашних условиях это никак не диагностировать.
В автосервисе есть специальный стенд для проверки «ручника» с подвижными роликами. Оборудование подтвердит соответствие тормозной системы правилам дорожного движения, выявит отклонения от нормы для каждого колеса. При диагностировании нарушений их можно устранить на месте, без долгой и нудной настройки в домашних условиях. Гидравлический и электронный стояночный тормоз не получится отрегулировать своими руками. Понадобится помощь специалиста.
Электрический, гидравлический и другие виды стояночного тормоза
С момента времени Х, когда заурчал двигателем первый, пока экспериментальный, прототип автомобиля, конструкторская мысль непрестанно двигалась вперед, воплощаясь в металле, пластмассе или в пластинках кремния. Шла черепашьим шагом, летела, как птица, но только вперед, придавая нашим любимцам такой привычный и узнаваемый вид.
Герой сегодняшней статьи, стояночный тормоз, так же претерпел ряд кардинальных изменений, приобрел «интеллект», а сложностью конструкции превосходит станки с ЧПУ, собиравшие автомобили в середине 70-х годов двадцатого столетия.
Сколько в автомобиле тормозных систем
Три. И все они обеспечивают функции изменения скорости движения автомобиля, остановку и удержания на месте, используя силу трения и реакции опоры между колесом и материалом дорожного покрытия. Итак, разновидности тормозных систем:
Рабочая — обеспечивает управляемое снижение скорости движения автомобиля, при необходимости вплоть до остановки. Состоит из привода для передачи усилия и тормозного механизма. Он бывает, как правило, фрикционного типа, устанавливается в колесе и делится на два типа, барабанный и дисковый. Система привода и передачи усилия так же разделяется на несколько видов:
- Механический привод
- Гидравлический
- Электрический
- Пневматический
Первые три вида приводов будут детально рассмотрены в дальнейшем материале статьи.
Запасная — выполняет функции рабочей, при ее полном или частичном отказе. Конструктивно может представлять собой автономный узел или быть частью основной системы. Использует механизмы рабочей системы.
Как это работаетПринцип работы стояночного тормоза легче всего пояснить на примере системы с механическим приводом.
Механический ручной тормоз представляет собой систему из управляющего рычага, посредством тяг и системы тросов связанного с фрикционными механизмами колес.
Рычаг ручного тормоза, оснащенный храповым колесом для фиксации в рабочем положении, передает усилие на систему из одного, двух или трех тросов, соединенных с тормозным механизмом задних колес транспортного средства. Наибольшей популярностью пользуется схема с использованием трех тросов, одного центрального и двух боковых. Для обеспечения равного усилия на тормозных механизмах правого и левого колеса, центральный трос соединен с боковыми через специальную деталь сложной формы, так называемый уравнитель.
Элементы стояночного тормоза соединены с тросами посредством регулируемых наконечников. Такая схема позволяет производить подстройку системы без трудоемкой замены основных элементов привода.
Рычаги фрикционных механизмов, связанные с тросами, разводят тормозные колодки, прижимая их к поверхности барабана. Разблокировать стояночный тормоз, или снять автомобиль с ручника, можно опустив рычаг механического привода. Возвратное устройство вернет колодки в первоначальное положение и освободит тормозной барабан.
Просмотр небольшого видеоролика позволит яснее понять принцип работы стояночного тормоза.
Историческая справка. Барабанные тормоза были изобретены французским инженером Луи Рено в 1902 году. До 1930-х годов использовалась схема, в которой колодки разводились при помощи системы рычагов, позднее стали использовать небольшие по размеру тормозные цилиндры. Устройство барабанного тормоза подразумевает быстрый износ колодок, и до изобретения в 1950-х годах саморегулирующегося механизма, система требовала постоянной подстройки. С 1970-ого года на передние колеса легковых автомобилей устанавливают дисковые тормоза. На задние – как правило, барабанные, поскольку стояночный тормоз наиболее эффективно работает именно с этим видом фрикционных механизмов.
Тюнинг гидравлической системы
Гидравлический привод используется в большинстве современных машин. Простое и надежное устройство, минимум сложных и ломких деталей, позволяют оставаться в строю даже в век электронных вычислительных и управляющих блоков, заменивших многие механические элементы в конструкции автомобиля.
Простая схема включает в себя:
- главный тормозной цилиндр;
- расширительный бачок;
- регулятор давления;
- два тормозных контура, для передних и задних колес транспорта.
При нажатии на педаль, в системе создается давление, передающееся на тормозные цилиндры, расположенные в колесах, которые прижимают колодки к поверхности дисков или барабанов. Разблокировка при снятии давления выполняется при помощи возвратного механизма.
Схема работы гидравлического ручника станет яснее после просмотра следующего видео.
Многие автолюбители, недовольные тем, как работает механический привод стояночного тормоза, решаются на модификацию основной тормозной системы. Гидравлический ручной тормоз устанавливается на контур, обслуживающий механизмы задних колес. Все элементы механического привода безжалостно удаляются.
По внешнему виду ручной тормоз, используемый для проведения модификации, практически не отличается от механического «собрата». Та же рукоять с кнопкой разблокировки, тот же храповой механизм, но вместо центрального троса – гидроцилиндр, мало чем отличающийся от ГТЦ основной системы.
Внешний вид ручного гидравлического тормоза.
Теперь давление в тормозном контуре, отвечающем за задние колеса автомобиля можно создать не только совместно с передним контуром, как происходит при штатном срабатывании основной системы, но и затянув рукоять ручного стояночного тормоза.
Схема установки ручного тормоза в гидравлическую систему автомобиля ВАЗ.
Основное преимущество модификации такого рода заключается в простоте обслуживания. Гидравлический привод стояночного тормоза работает без уравнителя усилий на правом и левом колесе. Согласно закону Паскаля, описывающему поведение жидкости в сообщающихся сосудах, давление во всех точках тормозного контура будет одинаковым.
Основной недостаток – снижение надежности системы в целом. Механический привод стояночного тормоза работал независимо от гидравлической рабочей тормозной системы. Теперь же, пробой контура и потеря жидкости, грозит оставить автомобиль без средств экстренной остановки.
Электромеханический стояночный тормоз
Развитие электронно-вычислительных систем и активное использование бортовых компьютеров в автомобилестроении привело к замене многих механических элементов блоками с программным управлением. Не обошло стороной это нововведение и тормозную систему. Электрический, или как его еще называют, электронный стояночный тормоз представляет собой автономный узел, работающий под управлением бортового компьютера автомобиля.
Конструктивно данное устройство состоит из электродвигателя, ременной передачи, планетарного редуктора и винтового привода. Электрический стояночный тормоз устанавливается на суппорте задних колес автомобиля.
При подаче управляющего сигнала электродвигатель посредством ременной передачи сообщает вращательное движение планетарному редуктору. Последний, снизив частоту оборотов электродвигателя, воздействует на винтовой механизм, отвечающий за прижатие колодок к тормозному диску.
Электронный привод стояночного тормоза. Схема исполнительной части.
Электромеханический стояночный тормоз включает в себя:
- входные датчики;
- электронный блок управления.
Датчик уклона информирует бортовой компьютер о положении автомобиля относительно линии горизонта, датчик сцепления фиксирует положение педали и скорость ее отпускания.
При нажатии кнопки включения, расположенной на передней панели автомобиля, электрический привод стояночного тормоза, воздействуя на прижимной винт, притягивает колодки к тормозному диску. Электрический стояночный тормоз отключается автоматически, при нажатии на педаль акселератора. Предусмотрен и «ручной» режим снятия – при нажатии на педаль тормоза.
При отключении тормоза электронный блок управления анализирует угол наклона автомобиля, положение педали акселератора и скорость отпускания сцепления. Эти данные помогают выбрать правильное время для разблокировки тормозных дисков, что создает исключительно комфортные условия вождения.
Схема включения электромеханической тормозной системы в бортовую управляющую сеть современного автомобиля.
Общие рекомендации при использовании стояночного тормоза
Не следует оставлять автомобиль на продолжительное, более двух недель, время на стояночном тормозе. На влажном воздухе тормозные колодки могут «прикипеть» к дискам или барабану, полностью обездвижив машину. Такая же ситуация может случиться в холодное время года. Осевшая на тормозных механизмах влага может препятствовать нормальной работе системы.
Следует не реже раза в месяц проводить проверку работоспособности ручника. Особенно это касается автомобилей с механическим приводом стояночного тормоза. Тросы, передающие усилие, могут растянуться, что приведет к крайне неприятным последствиям.
Источник https://ddcar.ru/blog/remont/regulirovka-ruchnogo-tormoza-poshagovoe-rukovodstvo
Источник https://znanieavto.ru/stop/stoyanochnyj-tormoz-ustrojstvo-i-mexanizm-ruchnogo-tormoza.html