Изучаем сцепление от принципа работы до цен

Содержание

Изучаем сцепление от принципа работы до цен

полный копмлект

Трансмиссия

Автор CarPetr На чтение 10 мин Просмотров 96 Опубликовано 18.04.2023

Сцепление автомобиля — это наиважнейший механизм, с помощью которого мощность от двигателя переходит к коробке передач. Его качество влияет на управляемость, экономичность и мощность авто. Правильное использование и регулярное обслуживание сцепления позволит продлить срок его функционирования и избежать дорогого ремонта.

Немного теории

Сцепление, и как оно работает: его предназначение состоит в том, чтобы соединять и разъединять мотор с КПП. Подобное явление возникает за счет трения поверхностей сцепления диска с поверхностью маховика двигателя. Когда вы жмете на педаль сцепления, диск отделяется от маховика, благодаря чему представляется возможным переключить скорость. На автоматических и роботизированных коробках передач сцепление также есть.

Ведомый диск, корзина и выжимной подшипник

Что такое сцепление

Сцепление — это механизм, благодаря которому крутящий момент от мотора передается на КПП. Из-за трения крутящий момент при переключении передач передается плавно, что позволяет избежать ударных нагрузок на трансмиссию. Помимо этого, благодаря ему возможно отсоединить двигатель от осей, а затем плавно соединить обратно.

комплект

Но где же находится сцепление? Ответ очень прост: между коробкой и маховиком. Существует множество их разновидностей, которые отличаются количеством ведущих дисков, видом рабочей среды и видом привода.

Функции

Главные функции или для чего нужно сцепление:

  • Сопряжение и отделение двигателя с коробкой.
  • Передача мощности от мотора к трансмиссии без ее потери.
  • Сглаживание вибраций и нагрузок при работе двигателя.
  • Понижение нагрузок на различные узлы авто.

Конструкция

В основном, на всех машинах с МКПП используется стандартная муфта сцепления. Элементы, из которых она состоит:

  • ведущий диск
  • ведомый диск
  • корзина
  • выжимной подшипник
  • муфта выключения сцепления
  • вилка
  • привод сцепления.

устройство

По обе стороны диска расположены фрикционные накладки, которые позволяют отдавать мощность, используя силу трения. Еще, в диске находится пружинный демпфер, который позволяет смягчить контакт с маховиком.

Корзина сцепления — это сборный узел, объединяющий компоненты нажимного диска и диафрагменной пружины. Она оказывает воздействие на ведомый диск.

Как работает сцепление

Принцип работы сцепления механической коробки передач основывается на жесткой сцепке ведомого диска и маховика двигателя, которая достигается только при помощи трения. Сцепление может находиться в двух режимах: включенном или выключенным. Когда оно работает, то диск прижат к маховику. Мощность, передаваемая от маховика, сначала поступает на ведомый диск, а затем отдается на вал в коробке.

схема, как работает

  1. Для разрыва соединения между мотором и осями, человек жмет на педаль сцепления. Вилка же, смещает выжимной подшипник, а тот в свою очередь давит на лепестки диафрагменной пружины и перестает жать на нажимной диск.
  2. В конечном итоге ведомый диск перестает контактировать с маховиком, разъединяя двигатель с коробкой.
  3. Затем, как педаль опускается, вилка перестает жать на выжимной подшипник.
  4. Как итог, нажимной диск перестает оказывать давление на пружину.
  5. А, сила сцепления увеличивается, так как нажимной диск придавливает диск к маховику, и мотор снова присоединяется к коробке.

Разновидности сцепления

В автомобилях используют различные виды сцепления, каждых из них устанавливается исходя из конкретной конструктивной ситуации.

Сухое

сухое

Такой вид функционирует благодаря трению сухих поверхностей, таких как ведущий и ведомый диски, благодаря чему обеспечивается крепкий контакт двигателя и коробки. Сухое сцепление – этот самый популярный вид, и применяется он почти на всех машинах с МКПП.

Сухое двухдисковое

Механизм двухдискового сцепления сухого типа построен на двух ведомых дисках и промежуточной проставке посреди них. Благодаря этому, представляется возможным передавать больше мощности не увеличивая при этом механизм. Помимо этого, такое сцепление достаточно просто производить. Применяется он обычно на фурах, но также и на обычных машинах с большой мощностью.

двухдисковое

Сцепления двухмассового маховика

Этот тип является механизмом из двух частей: первая соединена с двигателем, а вторая — с ведомым диском. Оба компонента имеют небольшой зазор по отношению друг к другу в плоскости вращения. Явная особенность такого сцепление — это то, что у него нет пружинного демпфера, так как конструкция маховика, итак позволяет гасить колебания.

Сцепление с маховиком

Мокрое

Этот тип функционирует при помощи масляной ванны для поверхностей, которые трутся. Это позволяет достичь плавного соединения, а еще, эффективного охлаждения при помощи циркуляции масла. Кроме того, такой механизм способен передавать больше мощности на трансмиссию.

Мокрое

Керамическое

Оно может быть использовано в гоночных автомобилях испытывающих большую нагрузку. Фрикционный материал состоит из керамики и кевлара, что делает его износоустойчивым, а также способным выдерживать большие температуры не теряя свойства.

ведомый диск с керамическими элементами

Производители подбирают под каждый автомобиль свою конструкцию. Однодисковое сцепление – это недорогая и достаточно эффективная конструкция, которая активно используется как в легковых авто, так и на внедорожниках и фурах.

Поломки сцепления

Когда сцепление плохо функционирует при высокой нагрузке, то вероятнее всего его компоненты уже достаточно сильно износились. По мере использования, фрикционные диски уменьшаются в размере, а пружины слабеют. Если вдруг, сцепление внезапно начинает проскальзывать, вероятно это указывает на загрязнение поверхностей какими-то веществами, возможно маслом. Также, если слышны шумы или стуки при нажатии на педаль сцепления это тоже может указывать на неполадки.

развалился ведомый диск

Признаки неисправности

Неполадки в сцеплении штука серьезная, и ее нужно вовремя решать. Рассмотрим подробнее, какие признаки указывают на то, что ваше сцепление неисправно.

Поломка Устранения
Неполное выключение «ведет»
Уменьшен полный ход педали Регулировка привода выключения
Коробление ведомого диска (биение более 0,5 мм) Замена
Неровности на накладках ведомого диска Замена
Ослабление заклепок или отслоение накладок Замена
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала МКПП Очистка шлицов, покрытие смазкой ЛСЦ-15. Если шлицы заедают из-за повреждения, необходима замена
Воздух в гидравлической системе Прокачка
Утечка жидкости из главного или рабочего цилиндра выключения сцепления Замена главного или рабочего цилиндра
Ослабление заклепок крепления нажимной пружины Замена кожуха в сборе с нажимным диском
Перекос или повреждение поверхности нажимного диска Замена кожуха с нажимным
Неполное включение «буксует»
Высокий износ или подгорание фрикционных накладок диска Замена ведомого
Попадание масла на ведомый диск, маховик или нажимной диск Тщательная промывка элементов уайт-спиритом, устранение течи
Повреждение или заедание привода выключения Устранить неисправности, вызывающие заедание
Рывки при работе
Заедание ступицы диска на шлицах первичного вала Очистка шлицов, покрытие смазкой ЛСЦ-15. Если шлицы заедают из-за повреждения, необходима замена
Поломка или снижение упругости пружин демпфера нажимного диска Замена ведомого диска с корзиной
Попадание масла на ведомый диск, маховик или нажимной диск Тщательная промывка элементов уайт-спиритом, устранение течи
Заедание в приводе выключения Замена деформированных деталей. Устранение причин заедания
Высокий износ или подгорание фрикционных накладок диска Замена ведомого
Ослабление заклепок или отслоение накладок Замена ведомого
Перекос или повреждение поверхности нажимного диска Замена кожуха с нажимным
Повышенный шум при вЫключении
Износ, повреждение или утечка смазки выжимного подшипника Замена выжимного
Повышенный шум при включении
Поломка пластин, соединяющих нажимной с корзиной Замена корзины в сборе
Читать статью  Принцип работы сцепления для новичков: Видео

Буксует

Обычно симптомы проявляются, когда машина резко ускоряется или едет под нагрузкой. В таких случаях обороты при нажатии на педаль будут расти, а скорость не будет увеличиваться или будет, но медленно.

новый сверху, старый снизу

Наряду с этим, можно ощутить запах гари, а когда меняете передачу услышать посторонние шумы. Часто буксующее сцепление приводит к ухудшению динамики автомобиля и увеличению расхода. Наиболее распространенными причинами являются износ фрикционных накладок, маслянистость или деформация дисков, неправильно настроенная передача или ослабление пружин.

Сцепление «ведёт»

Существует две основные проблемы со сцеплением: оно может не отключаться или вообще не включаться.

Первый случай, это когда сцепление абсолютно не выключается, в таком случае можно сказать что оно «ведет». Имеется ввиду, что ведомый и ведущий диски расходятся не полностью, что приводит к трудностям при попытке сменить скорость, и поэтому вы слышите звуки хруста — это скрежет синхронизаторов.

изношенный фрикционный слой

Проблемы в системе гидравлики могут проявляться в виде утечек или износа любого из цилиндров, или в трубопроводе, где наличие воздуха может мешать передаче движения педали на выжимной подшипник, что приводит к недостаточному давлению.

Если рассматривать тросовой привод, то сам трос может быть поврежден или растянут. Если возникнет первая проблема, то приводу не хватает хода для полноценной работы. Если же трос заедает, то может создаться впечатление, что сцепление уже выжато, однако на практике полного разъединения между ведущим диском и маховиком не происходит.

обратная сторона изношенного

Одной из возможных проблем, которые связанны с приводом, также может быть поломка или деформация перемещающего подшипник рычага, также известного как «вилка». Последствием может быть недостаточный ход подшипника, что помешает правильному движению лепестков диафрагменной пружины.

Независимо от вида привода, неверная регулировка педали вполне может являться причиной. Если хода педали недостаточно для того, чтобы окончательно выключить сцепление, последствием может стать частичное размыкание, вместо полного.

части корзины

Еще одной возможной причиной неполного размыкания может быть неисправность ведомого диска. Ему свойственна деформация, из-за чего он может терять маневренность на валу КПП. На не свежих автомобилях иногда бывает даже так, что при длительной стоянке автомобиля накладки диска могут прилипать к маховику.

Ресурс сцепления

Продолжительность жизни сцепления очень сильно связана с эксплуатацией авто, т.е. стилем вождения. Обычно, оно может прослужить где-то до 120000-150000 пробега. Как и при естественном износе, происходящем при соприкосновении дисков, так и при искусственном фрикционные покрытия стираются и им нужна замена. Главной поводом для износа является то, что диски проскальзывают.

старый слева, новый справа

Двухдисковое сцепление содержит в себе гораздо больший ресурс благодаря тому, что рабочих поверхностей больше. Выжимной подшипник используется в каждом разрыве сцепления. В течение времени смазка находящаяся в нем изнашивается, что приводит к перегреву и поломке.

Что сокращает ресурс

  1. Проскальзывание. Обычно возникает тогда, когда на авто идет большая нагрузка. Это может привести к нагреву и износу фрикционных покрытий или дисков.
  2. Стук или рывки. Часто накладки сцепления могут пострадать от попадания жидкостей на них. Деформация маховика или утративший напряжение кожух сцепления тоже могут стать причиной.
  3. Воздух в гидроприводе. Когда воздух попадет в гидравлическую систему, он занимает место, которое требуется жидкости, что обычно приводит к клину.
  4. Неправильная регулировка тяги. Если сцепление залипло — это может быть признаком данной проблемы, которую можно решить, отрегулировав соответствующий узел.
  5. Нарушение привода. Если порвался или растянулся трос, повредилась гидромагистраль – это может привести к серьезной неисправности.

корзина

Зачем прокачивают сцепление

Обычно, прокачка сцепления требуется, когда педаль уходит вниз. Одной из основных причин этого является воздух в гидроприводе.

штуцер прокачки

Прокачку можно выполнить самому или же на СТО. Если выбран первый вариант, потребуется помощник. Один человек будет нажимать на педаль, а второй – убирать жидкость и проверять наличие неполадок. Существуют способы сделать это одному, но для этого потребуются некоторые навыки. Поэтому следует доверить эту работу профессионалам.

Важно избегать ошибок во время процесса прокачки, вследствие которых дополнительно в систему может попасть воздух. Также необходимо использовать правильную DOT-жидкость и производить работы только на отлаженном сцеплении. Рекомендуется делать данную процедуру пару раз для достижения наилучшего результата.

корзина со стороны пружины

Что обязательно менять при обслуживании

Когда обслуживаете сцепление, желательно заменять сразу весь комплект. Он состоит из нескольких элементов, каждый из которых играет важную роль.

Первым ключевой частью является сборная корзина сцепления. Эта конструкция состоит из литого металлического корпуса с чугунным нажимным диском и диафрагменной пружиной.

комплект сцепления

Следующей важнейшей частью является выжимной подшипник, связанный с педалью сцепления через приводную систему. Когда вы жмете на педаль, все усилие идет на диафрагменную пружину, это и приводит к разъединению всех элементов.

Ведомый диск тоже играет ключевую роль, обеспечивая связь с оставшимися компонентами механизма через фрикционные накладки находящиеся по обе стороны.

комплект с маховиком

Какое сцепление купить

Valeo. Компания уже много лет занимается производством автозапчастей, и пользуется большим доверием людей во многих странах благодаря прочности, качеству и долговечности своих компонентов. Но, сцепление этой марки стоит дороже, чем некоторые другие, что обусловлено его хорошими результатами и надежностью в использовании. В среднем, сцепление Valeo прослужит до 120 тыс. км. пробега, но часто бывает и так, что продолжает отлично функционировать даже после преодоления отметки в 200 тыс. км.

Валео

Sachs. Это сцепление спроектировано с целью ускорения разгона автомобиля с нулевой скорости, что снижает износ механизма. Кроме того, комплект поставляется с безасбестовыми накладками, а муфта находится в разряде необслуживаемых и легко выдерживает значительные нагрузки. Оно отлично подходит для водителей с агрессивным стилем вождения автомобиля. Благодаря высокому качеству обработки компонентов, после установки не требуется дополнительной настройки — механизм начинает работать в нормальном режиме сразу же после запуска.

Сахс

LUK. При производстве данной продукции используются новаторские методы, которые гарантируют мягкое переключение и долговечность всех компонентов. Эти изделия имеют ресурс до 120 тысяч километров и оснащены усиленными пружинами фрикционной муфты. При этом, притирка занимает минимальное время. Данная продукция может быть установлена как на новые, так и на классические модели отечественных автомобилей, а также на автомобили иностранных марок.

Цены на комплект сцепления для Лада Веста коробка Renault JH3

Производитель Цена в $ за 1 шт Артикул
Luk 90-120 620 3427 09
Patron 105-120 PCE0029
Цена указана на апрель 2023

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Лук

Принцип работы сцепления автомобиля: видео

Твой автомобиль

На первом уроке практического вождения автомобиля новичка знакомят с расположением педалей в машине. В процессе обучения и дальнейшей практики вождения способность автоматически, не задумываясь, манипулировать органами управления авто, к которым относятся и педали, во многом определяет профессионализм водителя. Но на первых порах желательно не только знать, как расположены педали в машине, но и понимать, что происходит при их нажатии в механизмах – так легче выработать те качества, которые впоследствии можно охарактеризовать, как вы «чувствуете» свой автомобиль. И если вы их выработаете, то, может быть, это когда-нибудь спасёт не только вашу, но и другие жизни. Несмотря на то, что современные авто обладают системами активной безопасности, полагаться на них полностью не стоит. Более того, в авиации чрезмерное оборудование пассажирских самолётов, так называемой «защитой от дурака», приводит к тому, что в критической ситуации пилот не способен принять решение, которое бы могло избежать катастрофы. И даже, если бы такое решение было принято, автоматика просто блокирует действия пилота, лишая его способности управлять техникой.

Расположение педалей на «механике» — где какая педаль в машине

Использование педалей машины

Где же находятся педали газа, тормоза и сцепления? На авто с МКПП принято располагать педали следующим образом (слева направо): педаль сцепления, педаль тормоза, педаль «газа». Рассмотрим их работу чуть подробнее.

Читать статью  Сколько в среднем стоит замена сцепления на ВАЗ-2114

Где находится и функции педали сцепления

Педаль сцепления находится слева. Служит она для разъединения двигателя и КПП. Для плавного трогания с места нужно поступить следующим образом (двигатель работает):

Читайте также: Как сжечь сцепление. Советы новичку: как не сжечь сцепление

При трогании с места плавно отпускаете педаль сцепления, нажимая при этом аккуратно на педаль «газа».

  • выжимаете педаль, при этом ведущий и ведомый диски муфты сцепления, прижатые друг к другу, разъединяются и крутящий момент от двигателя перестаёт передаваться на КПП. То есть первичный вал КПП, соединённый с ведомым диском, останавливается;
  • включаете первую передачу;
  • плавно отпускаете педаль сцепления, нажимая при этом аккуратно на педаль «газа».

Если авто стоит на стояночном тормозе, «навстречу» склону дороги, то задача усложняется тем, что в момент начала движения нужно снять машину с тормоза. Нарабатывается подобный навык практикой. А вообще, для того, чтобы лучше почувствовать, как работает сцепление при трогании с места первый раз, потренируйтесь на дороге с небольшим склоном вниз – тогда можно не трогать педаль «газа» при начале движения – двигатель не «заглохнет», если вы будете осторожны. Педаль сцепления служит также для плавного переключения передач в движении. В таких случаях, наоборот, нажимать и отпускать эту педаль необходимо быстро – чтобы в момент соединения дисков сцепления избежать их проскальзывания относительно друг друга – иначе «подгорят» фрикционные накладки.

Что делает и где находится педаль тормоза

Педаль тормоза расположена в центре – между двумя другими. Для чего она предназначена, рассказывать будет излишним. Добавить можно только то, что тормозная система авто оснащается усилителем тормозов, и, если для торможения требуется значительное усилие нажатия на эту педаль, то необходимо проверить авто на СТО.

Педаль «газа» — с какой стороны расположена и ее функции

Расположена она с правой стороны. Служит для увеличения подачи топлива в камеры сгорания, что позволяет увеличивать или уменьшать их на усмотрение водителя. Наиболее распространён тросовый привод управления дроссельной заслонкой, которая, будучи установлена во впускном тракте, открывает или закрывает его. Как заслонка, так и педаль «газа» снабжены возвратными пружинами, которые возвращают механизм управления в исходное положение, когда водитель перестаёт нажимать на педаль.

Расположение самих педалей в праворульной машине то же, что и в «обычной», с «левым» рулём.

Для того, чтобы научиться умело управлять этой педалью, «поработайте» ей, когда мотор запущен, а авто стоит на стояночном тормозе. Педаль «газа», как правило, не оказывает большого сопротивления ноге, поэтому обращаться с ней нужно осторожно. Инструкторы по вождению раньше советовали представлять, что между педалью и ногой лежит сырое куриное яйцо – для того, чтобы нагляднее продемонстрировать ученику, насколько нужно быть осторожным. Итак, с порядком расположения педалей в машине мы разобрались. Если вам придётся сесть за руль праворульного авто, то изменится только то, что вы сядете справа от пассажира. Скорости переключать придётся не правой, а левой рукой. А расположение самих педалей в праворульной машине то же, что и в «обычной», – с «левым» рулём. Но на наших дорогах езда на таком авто причинит вам немало неудобств – вся дорожная инфраструктура не предусматривает такого положения водителя. Особо неприятной станет процедура обгона.

Принцип работы

Принцип работы сцепления автомобиля

Принцип работы такого сцепления довольно прост: корзина вместе с ведущим диском жестко закреплена на маховике коленчатого вала. Сам диск может перемещаться относительно корзины, но он подпружинен. Между ведущим диском и маховиком помещен ведомый диск. На этот диск нанесены фрикционные накладки, значительно повышающие трение. По центру ведомого диска расположена ступица. В ней проделано отверстие со шлицами. В ступицу входит ведущий вал коробки передач, а шлицевое соединение обеспечивает надежное, но подвижное соединение – диск может перемещаться по валу, но при этом вращение будет передаваться постоянно.

Когда необходима передача вращения от мотора на КПП, сцепление отпущено. В таком положении ведущий диск за счет давления пружин поджимает ведомый диск к маховику. Наличие фрикционных накладок обеспечивает значительную силу трения, ведомый диск не проскальзывает относительно ведущего диска и маховика. А поскольку ведомый диск связан с валом КПП шлицевым соединением, то производится передача вращения.

Нажимной диск (в просторечии – корзина сцепления) справа, и ведомый диск, слева. Нажимной диск крепится болтами к маховику двигателя

Чтобы отсоединить КПП от мотора, водитель нажимает на педаль сцепления. При помощи привода он воздействует на выжимной подшипник. Тот, перемещаясь, начинает давить на выжимные рычаги или диафрагму, в результате чего ведущий диск отходит внутрь корзины, преодолевая усилие пружин. Он перестает поджимать ведомый диск к маховику, из-за чего передача вращения прекращается, что дает возможность переключить передачу на КПП.

Сцепление также помогает плавно начать движение. При постепенном отпускании педали, ведущий диск плавно увеличивает давление на ведомый диск. При малом усилии ведомый диск начинает принимать вращение, но из-за недостаточного поджатия, он проскальзывает. По мере отпускания педали и поджатия ведомого диска, он все больше принимает вращение, а проскальзывание уменьшается.

Читайте также: Страна производитель автомобилей марки Honda (Хонда)?

Как расположены педали в машине с «автоматом»

Расположение педалей в машине с коробкой «автомат»

На авто с АКПП (автоматом) отсутствует педаль сцепления, педали тормоза и «газа» расположены так же, как и на «механике», но для удобства педаль тормоза имеет больший размер. Концевой выключатель, расположенный на педали тормоза, у «автомата» устроен несколько сложнее – он служит не только для включения стоп-сигналов, информация о воздействии на педаль передаётся также и на ЭБУ двигателя и ABS, а также на различные другие системы активной безопасности (например, ESP).

Запуск двигателя блокируется, если на авто с «автоматом» не нажата педаль тормоза.

Запуск двигателя блокируется, если на авто с «автоматом» не нажата педаль тормоза. Трогание с места, по сравнению с «механикой», упрощается – достаточно перевести селектор в положение «D» или «R» (для движения задним ходом) и отпустить педаль тормоза. При трогании на подъём можно просто чуть сильнее нажать на «газ». В любом случае, авто назад не покатится, просто не будет двигаться вперёд, если сопротивление качению немного выше определённого значения. Немаловажной представляется и удобная посадка водителя – так, чтобы управление педалями не доставляло неудобств. Кроме того, педали желательно отрегулировать так, чтобы они располагались на одной высоте. Не забывайте и о безопасности – иногда бутылка из-под «минералки», закатившаяся под педали, становилась причиной аварии. Также и внимательно выбирайте салонные коврики – их рисунок может «цепляться» за обувь, что будет раздражать и отвлекать внимание. То же самое относится и к попаданию жевательной резинки или смазки на поверхность педалей. Как говорится, «в технике мелочей нет».

Как правильно пользоваться сцеплением – принцип работы, как выжимать сцепление и отпускать педаль

Как правильно управлять автомобилем и как правильно нажимать на педали управления, учат в автошколах, но бывает такое, что и долгие годы шоферского опыта не приучают бережно относиться к сцеплению в машине – оно просто быстро изнашивается и требует замены (а без сцепления, пока его не заменишь авто не сможет ездить)

Для того чтобы понять, как правильно пользоваться автомобильным сцеплением, нужно хорошо представить схему его работы и предназначение отдельных составляющих, например, нажимного диска, который автомобилисты давно окрестили «корзиной».

Что такое автомобильное сцепление

Конструктивно сцепление (фрикционная муфта) в автомобиле предназначено для соединения и разъединения вала двигателя с автоматической или механической коробкой передач.

Это позволяет трогаться с места без резких рывков и обеспечивает плавное переключение скоростей на ходу, предотвращая перегрузку составляющих трансмиссии из-за изменения числа оборотов коленчатого вала.

Существуют разные конструкции приводов для передачи усилия от педали на нажимные механизмы, такие как механический, гидравлический и электрический.

Читать статью  Когда нужно менять сцепление в автомобиле и сколько это стоит

Как работает сцепление автомобиля с МКПП

Устройство автомобиля с механической коробкой передач в обязательном порядке предполагает наличие механизма сцепления в устройстве трансмиссии. При этом следует отметить важность данного узла, так как именно благодаря сцеплению передается крутящий момент от мотора на колеса, а также удается мягко и плавно трогаться с места и далее переключать передачи КПП.

Читайте также: Эур гранта неисправности и способы устранения

Если просто, сцепление связывает коробку и двигатель, позволяя передавать усилие ДВС на трансмиссию. При этом, если возникает такая необходимость, сцепление позволяет «размокнуть» жесткую связь ДВС и КПП. В этой статье мы подробно рассмотрим, для чего нужно сцепление и как работает сцепление автомобиля, а также на что обратить внимание в рамках эксплуатации машины с МКПП.

Читайте в этой статье

Где находится сцепление в автомобиле

Назначение сцепления заключается в передаче крутящего момента с коленчатого вала двигателя к коробке передач, то конструктивно оно находится между двумя этими агрегатами.

Конкретное расположение может зависеть от компоновки базовых узлов, переднего или заднего привода трансмиссии, но в любом случае это будет спереди автомобиля под капотом.

Устройство сцепления автомобиля

Являясь соединительным узлом для передачи вращения, конструкция фрикционной муфты в автомобиле не отличается особой сложностью.

Конструкция сцепления

Привод

Для того чтобы лучше понять принцип работы сцепления, необходимо подробно рассмотреть основные конструкционные узлы устройства. Начнём с основного. Для передачи усилия необходим целый ряд взаимосвязанных механизмов. Чтобы понять принцип работы привода сцепления и коробки передач нужно представить следующую ситуацию. Вам постоянно нужно что-то открывать и закрывать. Для передачи усилия проще всего использовать обычную палку или же определённый дистанционный механизм.

Автомобиль с автоматической коробкой передач

В автоматическом варианте сцепление происходит по «мокрому» типу с помощью трансмиссионного масла, заключенного в гидротрансформатор и двух крыльчаток. Лопасти маховика увлекают за собой поток масла, которое закручивает насосное колесо – вот по такой схеме передается вращение в автоматической коробке передач (АКПП)

У такого автомобиля с автоматикой отсутствует педаль сцепления, поэтому в целом сам процесс вождения будет проще и легче (особенно много поклонников автоматической коробки среди женщин).

Типы сцепления — какой вариант лучше выбрать для себя?

Сразу скажем, что нет особого значения, какое сцепление стоит на вашем автомобиле. Одна конструкция несколько надежнее, вторая немного дешевле, третья окажется чуть легче. У всех вариантов есть свои преимущества и недостатки. Тем не менее, современные производители все чаще используют сухие дисковые сцепления, которые сегодня считаются наиболее надежными и долговечными. Тем не менее, даже дисковые сухие сцепления бывают разными по другим классификациям.

Существует несколько параметров, которые могут быть использованы для классификации видов сцепления. Это конструкция, размер, тип работы, материал механизмов и прочие особенности. Справедливости ради заметим, что для водителя нет особой разницы от того, какое сцепление установлено под капот автомобиля. Ни в стоимости эксплуатации, ни в удобстве использования особых отличий вы не почувствуете. Различают же такие виды сцепления:

  • сухое и влажное — последнее работает в масляное ванне, а для сухого не используется обильная смазка;
  • однодисковое и многодисковое — различие, которое понятно из названия, сегодня используют чаще однодисковое сцепление;
  • электрическое, механическое, гидравлическое или комбинированное сцепление различают по типу привода всей конструкции в действие;
  • сцепление с центральной диафрагмой и круговым расположением пружин — это различие по типу нажатия на выжимной диск;
  • для механической и автоматической коробки передач — это различие определяет лишь способ инициирования работы механизма.

Какой бы тип сцепления ни использовали на вашем автомобиле производители, это решение было принято после профессиональных испытаний. Так что менять что-либо для достижения более качественной работы конструкции не стоит. Лучше отдать предпочтение качественному уходу за существующими механизмами. Это позволит продлить эксплуатацию сцепления и удешевить общее обслуживание вашего автомобиля в процессе использования.

Меняют сцепление зачастую в спортивных автомобилях, ведь при такой эксплуатации штатный вариант быстро сгорает. Потому для профессионального спорта есть усиленные варианты механизмов. Тем не менее, спортивное сцепление достаточно сложно использовать в обычных условиях, потому его установка на обычный автомобиль выглядит не слишком разумным решением. Используйте штатный вариант сцепления, который был установлен производителем на ваше авто. Предлагаем посмотреть небольшое видео о принципе работы сцепления и коробки переключения передач:

Автомобиль с механической коробкой передач

Фото: педаль сцепления – с левой стороны

В автомобиле педаль сцепления расположена в самой левой позиции из трех педалей – педаль в центре – это тормоз, педаль с правой стороны это – газ, левая педаль – это сцепление, – и с её помощью водитель управляет подключением двигателя к коробке передач.

Ручной режим работы требует большего внимания по сравнению с «автоматом», но для многих пользователей это дело привычки и вопрос цены.

Автомобиль с автоматом (АКПП) будет гораздо дороже при покупке и обслуживании, по причине которой, многие водители выбирают автомобили, с ручным управлением где есть педаль сцепления.

Правильное использование педали сцепления

Новичку будет полезно узнать, как правильно пользуются автомобильным сцеплением опытные автомобилисты и как работает сцепление.

Применяя простые рекомендации в повседневных поездках, новичок гораздо быстрее достигнет мастерства, если научится правильно переключать передачи и включать нужную скорость, снижая нагрузку на резину и тормозные диски.

Это касается таких моментов вождения, как кратковременные остановки, например, на светофоре и на поворотах.

Как правильно выжимать сцепление

По сути, правильное использование фрикционной муфты подразумевает четкое выполнение двух взаимосвязанных операций – педаль нужно нажать, а затем отпустить.

Простые советы подскажут вам, как правильно выжимать сцепление:

Педаль нажимается до упора и без задержек. Так как главное – это опыт, лучше не жалеть времени на тренировки, найдя для этого подходящую площадку и взяв в компанию опытного водителя.

Читайте также: О двигателях Mitsubishi Lancer 10 поколение (2007 — н.в.)

В самом начале обучения важное значение имеет обувь – чтобы ощущения были более выраженными, она должна быть на тонкой подошве и без каблуков.

Как правильно отпускать сцепление

Ослабляя нажатие на педаль, водитель начинает соединять маховик двигателя и ведомый диск для передачи вращения на коробку передач.

Три верных друга

Теперь самое время познакомиться с педалями на «механике». Слева находится сцепление, посредине – тормоз, а справа – газ. Скажу, что такое расположение одинаково как для праворульных, так и для леворульных автомобилей. Поэтому запоминать придется один раз, даже если впоследствии понадобится пересесть на другой автомобиль с механической КПП.

В машине, работающей на «механике», сцепление отвечает за:

  • плавное трогание с места;
  • отключение мотора от КПП;
  • переключение передач.

Убедитесь в том, что вы полностью выжимаете сцепление. Для этого просто нажмите на него левой ногой. Переключать передачи можете только тогда, когда сцепление полностью выжато.

Как делал я? Вначале я нажимал педали по очереди, затем вразброс, стараясь запомнить и привыкнуть к их расположению. Газ и тормоз нажимал правой ногой поочередно. В самом начале, главное, запомнить правильное расположение и не путаться.

Работа с педалями

Как пользоваться педалью сцепления на «механике»? Попробуйте выжать сцепление «в пол» и переключить рычаг КПП в положение одной из скоростей. После того как включили передачу, плавно отпустите педаль. Никаких резких рывков и резких движений. Я так делал несколько раз подряд, пока не запомнил свои ощущения.

Прежде всего, обязательно убедитесь, что тормоза в вашем автомобиле исправны. Тренироваться на неисправных тормозах – пустое занятие, которое не даст никаких результатов. Да и учиться управлять таким автомобилем довольно рискованно.

Очень важно запомнить и почувствовать, какой должна быть педаль, ее жесткость, чтобы вовремя заметить неисправность. Если она:

  1. Слишком мягкая и при небольшом нажатии резко уходит в пол.
  2. Излишне жёсткая, когда следует прилагать большие усилия, чтобы выжать тормоз.

Это говорит о наличии неисправностей. Если при нажатии вы испытываете подобные ощущения, то это серьезный повод обратиться в автосервис. Педаль тормоза в машине на «механике» расположена по центру. Чтобы привести ее в действие нажмите на нее правой ногой. Чтобы затормозить, при включении скорости одновременно нужно выжать тормоз и сцепление. По собственному опыту скажу, что сцепление надо нажимать на некоторую долю секунды быстрее, чем тормоз.

Педаль газа расположена справа. Нажимая или отпуская ее правой ногой, вы даете команду топливной системе автомобиля увеличить или уменьшить подачу топливной смеси. В результате подобных действий ваш автомобиль будет набирать или сбрасывать скорость. Чем сильнее нажимаете на газ, тем выше будет скорость движения. На видео выше ещё раз всё подробно расписано — стоит посмотреть.

Расположение педалей на «механике» можно посмотреть на фото выше. Так вам будет понятно, что к чему. Уверен, что уже после нескольких занятий вы легко сможете управлять своим автомобилем.

Источник https://carservic.ru/transmissiya/stseplenie

Источник https://protvoeavto.ru/korobka/rabota-scepleniya-video-2.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *