Сцепление: особенности устройства и эксплуатации

Сцепление: особенности устройства и эксплуатации

banner

Детали сцепления — основные в трансмиссии. Они принимают на себя главные ударные нагрузки и компенсируют их. Первоочередная задача — не просто предохранять двигатель и коробку передач, но и передавать крутящий момент от двигателя на трансмиссию. Технический специалист бренда Valeo, нашего партнера, ответил на частые вопросы о сцеплении.

Конструкция и устройство сцепления

Принципиально конструкция сцепления не изменилась за все время существования. Узел состоит из четырех элементов — маховика, ведомого диска, корзины сцепления и подшипника. Подшипник бывает гидравлический или механический, маховик — одно- или двухмассовый.

От этого зависит конструкция ведомого диска. Он может быть с демпфирующими пружинками — как большими, так и малыми — и преддемпферами.

Сами корзины могут быть оснащены различными механизмами, например, автоматической компенсацией износа. Отличаются и состав фрикциона, и материал пружин.

Отметим, что производители автомобиля не изготавливают самостоятельно детали — они обращаются с техническим заданием в другие компании, такие как Valeo. Valeo изготавливает деталь в соответствии с заявленными техническими характеристиками. Проектной документацией заложен в том числе определенный ресурс. Он зависит от сегмента: для грузовых автомобилей нагрузки больше, чем для легковых, и это отражается на размере готового изделия.

Ресурс сцепления

Можно ли увеличить ресурс сцепления? Да, и Valeo справляется с этим. Один из заказчиков — АвтоВаз. Компания поставляет детали для всех произведенных там автомобилей. При этом многие комплектующие поставляются самим АвтоВазом и дорабатываются на заводе Valeo.

Также было разработано уникальное решение — усиленный комплект сцепления. Визуально он почти идентичен обычному. Почему почти? Первое отличие — цвет краски на демпферных пружинах. Второе — буква R на лепестках диафрагменной пружины (в классическом варианте это R5).

Это маркировка для работников завода, и она означает, что усилена нажимная нагрузка. То есть усилие на педаль также другое — педаль более жесткая.

Отличается и фрикцион. Его энергоемкость, температурный режим и коэффициент трения иные, чем в стандартных дисках. Усиленное сцепление прошло испытание не только в заводских условиях. Специалисты протестировали его на бездорожье и убедились, что комплект справляется с экстремальными нагрузками.

Можно ли сделать усиленный комплект для каждого автомобиля, чтобы сцепление работало вечно? Теоретически — да, но практически это нецелесообразно. Во-первых, вопрос в упомянутом техническом задании (проектной документации). Во-вторых, это небезопасно, так как сцепление должно первым выходить из строя, защищая двигатель, коробку передач, синхронизаторы и так далее.

Если вы слишком часто меняете сцепление, следует задуматься, правильно ли вы его эксплуатируете. Обратите внимание, как вы работаете с педалью. Также проблема может быть связана с некачественным обслуживанием трансмиссии.

Читать статью  Как работает сцепление

Смотреть видео об устройстве сцепления

Принцип работы сцепления на автомобиле: устройство и назначение

Принцип-работы-сцепления

Приветствую всех! Сегодня говорим про принцип работы сцепления. Согласитесь, что это крайне важный механизм практически для любого транспортного средства. Ведь сцепление предусмотрено в конструкции мотоцикла, мопеда, , на автомобиле как типа ВАЗ, МАЗ и КАМАЗ, так и на современных легковых, спортивных машинах.

То есть это устройство считается одним из ключевых. Мы конкретно обсудим систему сцепления (СС) на автомобиле. Потому узнаем, что чего нужно такое устройство как сцепление, какие бывают виды, какую речь здесь играет выжимной подшипник и не только.

Многие знают про сцепление только то, что это специальная педаль на полу со стороны водителя, которая соседничает с педалями газа и тормоза. На машинах с АКПП педаль отсутствует, но вот само сцепление все равно выполняет свое назначение, пусть и без непосредственного участия водителя.

сцепление автомобиля

Особенности устройства

Важно понимать, что все системы и механизмы в машине тесно связаны друг с другом. И если вы не будете придерживаться правил эксплуатации своего транспортного средства, проблем не избежать. То придется менять тормозные колодки из-за нерационального распределения нагрузок на систему торможения. Либо же заставит долго жить система охлаждения ДВС, что также потребует внушительных финансовых затрат.

Чтобы минимизировать возможные проблемы, нужно как минимум понимать устройство той или иной системы. Сегодня мы говорим про сцепление. Потому обсудим, как выглядит его схема и какую роль играет СС в работе двигателя.

Выбор видеорегистратора с выходом в интернет

Выбор видеорегистратора с выходом в интернет

Если говорить коротко, то сцепление подключает мотор вашего автомобиля, будь то ВАЗ 2110, Приора или какая-нибудь Хонда, к примеру, к коробке переключения передач. По своей сути, это связующее звено двигателя и коробки. Но если точнее, то система сцепления автомобиля предназначена для плавного соединения между маховиком мотора со шкивом КПП в моменты, когда осуществляется переход с одной скорости на другую и машина постепенно, а может и быстро, трогается с места.

В буквальном понимании речь идет о выключаете крутящего момента. Плюс СС защищает машину от перегрузок и повреждений КПП при аварийных торможениях.

Теперь стоит пройтись более детально по компонентам сцепления, а также поговорить о разновидностях.

устройство сцепления

Виды

Всего существует несколько видов систем сцепления, которые отличаются между собой некоторыми свойствами, особенностями конструкции и характеристиками.

Подробно расписывать про каждый вид сцепления не вижу смысла. Но вот коротко пройтись по разновидностям стоит:

  • В зависимости от числа ведомых дисков, системы могут быть однодисковые или многодисковые. Причем первый тип, то есть однодисковое сцепление, является более распространенным. Хотя все чаще можно встретить такое понятие как двойное сцепление. Но пока это прерогатива дорогих автомобилей;
  • По принципу работы классификация подразумевает разделение сцеплений на сухие и мокрые системы. Здесь по популярности превосходство на стороне сухого сцепления;
  • В зависимости от принципа активации маховика, сцепление делится на механическое, самое популярное гидравлическое, более современное электрическое и комбинированное.
Читать статью  Что значит выключенное сцепление на автомобиле

Замечу, что для обеспечения надлежащей передачи усилия от ноги водителя, давящей на педаль, на сцепление зачастую на современных автомобилях используют гидравлический тип привода. Помимо того, что здесь присутствует специальный трус, муфта и датчик, особую роль в работе СС играет главный цилиндр. Чаще всего неисправности такой гидравлической системы сцепления обусловлены дефицитом рабочей жидкости, либо же проникновением в нее воздуха.

Чтобы понять, с каким именно сцеплением вы имеете дело, просто загляните в руководство по эксплуатации. Там указан диск, особенности работы маховика, а также принцип воздействия на прижимные диски. Это и даст ответ на вопрос о том, какое же сцепление стоит на вашем транспортном средстве.

сцепление принцип работы

А мы двигаемся дальше и продолжаем изучать мое авторское мини-руководство для чайников. Рассмотрим составные компоненты СС, чтобы еще детальнее разобраться в устройстве. Ведь именно это является нашей задачей.

Мы отдельно и коротко поговорим про:

  • нажимные элементы;
  • педаль;
  • привод;
  • выжимные элементы;
  • ведомый шкив.

Давайте узнаем, что чего нужно в конструкции гидравлического или иного сцепления использовать представленные компоненты.

Нажимные элементы

В простонародии такой специальный диск носит простое название корзина. Это особое устройство, имеющее округлую форму.

Пружины, предусмотренные в конструкции нажимного элемента, нужны для соединения с прижимными специальными площадками. Они, в свою очередь, также округлые по своей внешней форме.

педаль сцепления

Шкив

Форма ведущего шкива, как вы можете догадаться, также округлые. Конструктивно элемент состоит из:

Программа Трейд-ин: как она работает на самом деле

Программа Трейд-ин: как она работает на самом деле

  • Шлицевой муфты;
  • металлической основы диска;
  • Углепластиковых накладок. Из делают на основе керамического прочного материала или не менее надежного кевлара. Устройства монтируются на основание диска с помощью крепежного элемента;
  • Пружины. Это специальные толстые изделия, которые называют демпферными пружинами. Размещаются по периметру округлой основы. Их можно встретить вокруг муфты, помимо прочего. Основной задачей пружин является предотвращение возникновения вибраций.

Достаточно важный компонент, поскольку имеет непосредственное отношение к работе и правильному функционированию всей системы сцепления.

В случае выхода из строя в основном требуется замена. Компонент не самый дорогой, хотя ремонтные работы у новичков наверняка вызовут сложности.

сцепление автомобиля устройство

Выжимные элементы

На самом деле это просто подшипник. Одна из сторон этого элемента используется как площадка, расположенная на первичном шкиве. Ее монтируют на специальный защитный кожух сцепного вала.

Стоит заметить, что первичные шкивы обычно немножко выступают из трансмиссии.

Выжимные компоненты автомобильного сцепления активно приводятся в действие тогда, когда водитель осуществляет нажатие на соответствующую оправу. В зависимости от принципа действия, эти подшипники делятся на оттягивающие и выжимные.

выжимной подшипник сцепления

Привод

Для чего нужно сцепление, мы уже с вами разобрались. Также я успел отметить, что сцепление может иметь три разных типа привода. Но вот как они работают, я еще не рассказал.

  • Гидравлические системы включают в себя пару цилиндров, один из которых главный, а второй рабочий. Они объединяются специальными патрубками, предназначенными для высокого давления. Когда педаль нажимается, активируется шток от главного цилиндра, на одной из сторон которого предусмотрен поршень. Последний выжимает рабочую жидкость, что позволяет создать давление, передаваемое на рабочий цилиндр. В итоге мы получаем движение штока рабочего сцепного цилиндра, воздействующего на выжимную вилку;
  • При использовании электрического типа привода, давя на соответствующую педальку, включается специальный электромотор. Он имеет компактные размеры, но при этом играет ключевую роль. С помощью электромотора и соединенного с ним троса удается выжать сцепление;
  • Механическая сцепная система самая простая в этом плане. Когда водитель своей ногой нажимает на педальку, возникает необходимое усилие. Оно передается на выжимную вилку СС при помощи специального троса. Тросик, в свою очередь, помещают в защитный кожух.
Читать статью  Нексия замена сцепления без снятия коробки. Самостоятельная замена сцепления дэу нексия

В плане ремонта именно механическое сцепление является наиболее дешевым. Но большинство автопроизводителей давно отказались от таких систем. Сейчас в приоритете гидравлический привод, а также электрический тип сцепления. А тут уже стоит вспомнить про особенности прокачки сцепления .

устройство сцепления автомобиля

Как это работает

Напоследок немного разберем основные моменты функционирования сцепления.

Выглядит это примерно так:

  • при отпущенном водителем сцеплении его ведомый вал находится в зажатом состоянии между маховиком системы и самим нажимным сцепным диском;
  • нажимая на газ, образуется сила трения, из-за чего возникает тот самый крутящий момент (машина набирает скорость);
  • выжимая сцепление, элементы системы начинают взаимодействовать;
  • освобождается от ранее имеющегося прижимного усилия ведомых вал;
  • в этом процессе большую роль играет тросик;
  • на выжимной сцепной подшипник начинает воздействовать так называемая вилка, отвечающая за отключение;
  • в итоге подшипник совершает движения к маховику, следуя вдоль сцепного вала;
  • затем подшипник начинает давить на пластинки, имеющиеся у нажимной пружинки;
  • если лепестки пружинки начинают выгибаться в сторону маховика, пружинка отгибает его наружный край;
  • тем самым маховик освобождается;
  • параллельно пружинки начинают постепенно отпускать сцепной нажимной диск;
  • крутящий момент не передается от двигателя на коробку передач;
  • отпустив педаль сцепления, машина вновь может набирать скорость, то есть восстанавливается взаимодействие КПП и двигателя.

конструкция сцепления

Не обязательно вникать в сложную суть работы механизмов и взаимодействия всех систем. Но вы должны ознакомиться с устройством сцепления, двигателя, коробки передач и пр. Это позволит понимать, какие неисправности могут происходить, а также где искать причину поломки.

Не так давно мы с вами разбирали секвентальную и вариаторную коробку передач. Полезные устройства, довольно часто применяемые на автомобилях.

Только пусть вас не вводит в заблуждение факт отсутствия на некоторых машинах педалей сцепления. В действительности сама система присутствует на машине, но для ее работы участие водителя не требуется, как на автомобилях с механикой.

На этом у меня все. Можете также посмотреть полезное видео и узнать дополнительные сведения о сцеплении.

Источник https://euroauto.ru/blog/details/2023-08-11-osobennosti-scepleniya/

Источник https://pricep-vlg.ru/ustroystvo-avtomobilya/printsip-raboty-stsepleniya/