В России серьезно ограничат параллельный импорт машин. Кто под угрозой

В России серьезно ограничат параллельный импорт машин. Кто под угрозой

Hongqi E-HS9

С 1 октября 2023 года в России меняются правила ввоза автомобилей по параллельному импорту. У тех брендов, кто не прекращал официальные поставки в Россию, появится возможность запретить серый импорт. Сейчас такие машины завозятся небольшими компаниями и стоят дешевле, чем в официальных автосалонах.

Что меняется в правилах

Существует два основных способа прохождения таможни при ввозе автомобиля в Россию. Физические лица могут оформить Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

С 1 августа для таких покупателей изменились правила, что связано с увеличением утилизационного сбора. Дело в том, что при оформлении через СБКТС действует льготная ставка утильсбора для физических лиц. И теперь нельзя ввозить более одного автомобиля в год и продавать его раньше, чем через год. Эти меры направлены на борьбу с перекупщиками.

Toyota стала лидером июльского рейтинга автомобилей, ввезенных дилерами в частном порядке

BMW X3

Второй способ — оформление на автомобиль Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Это сложнее и дороже, так как требует проведения сертификационных испытаний, в том числе краш-тестов за счет импортера. Зато ОТТС действует не на один автомобиль, а на модель в целом, что позволяет дистрибьюторам завозить машины массово.

Наконец, с 2022 года действует третий способ с получением Заключения о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС). Оформить его проще, чем ОТТС, при этом машина ввозится и оформляется юридическим лицом, после чего продается клиенту уже в российском шоуруме.

Главное, что для получения ЗОЕТС не требуется согласия правообладателя. Предполагалось, что это позволит поставлять машины и запчасти к ним ушедших из России автомобильных брендов. Это и называлось параллельным импортом.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Такая возможность будет ограничена с 1 октября 2023 года, подтвердили Autonews.ru в Минпромторге. С этого дня получить ЗОЕТС можно будет не на любой автомобиль, а только на машины тех брендов, которые ушли с российского рынка. Остальные автомобили придется либо брать у официальных дистрибьюторов, получивших ОТТС, либо завозить в частном порядке по СБКТС, что возможно только для физических лиц.

Какие машины оказались под угрозой

Большинство автомобилей, ввозимых в Россию по параллельному импорту, относятся как раз к ушедшим европейским, японским и корейским брендам. Однако есть исключения, и это премиальные китайские машины. До 2023 года их возили только серые дилеры, однако теперь многие из них уже представлены официально.

Привезти по параллельному импорту китайский автомобиль массового сегмента по цене ниже, чем у официального дистрибьютора не получается, потому так завозят именно премиум, говорит основатель компании Rucars Роман Рассудков. Такие машины выходят дешевле. Однако на них не распространяется официальная гарантия и поддержка, добавляет директор китайского дивизиона China Car Club Александр Сероштанов.

Так, сейчас в России можно найти объявления о продаже Geely Monjaro с китайского рынка за 4,35 млн руб. при том, что ввезенные официально машины стоят от 4,515 млн руб.

Geely Monjaro

Geely Monjaro (Фото: Geely)

С конца 2022 года в Россию начались поставки автомобилей Voyah силами дистрибьютора «Моторинвест». При этом те же машины продолжают завозиться и по параллельным каналам. Так, в фирменных шоурумах Voyah гибридный кроссовер Free стоит от 7,99 млн. рублей. Серые дилеры предлагают такие же машины по параллельному импорту из Китая за 5,6 млн руб.

С лета 2023 года российское представительство концерна FAW начало официальные поставки автомобилей премиальной марки Hongqi. Их также возят и неофициальные дилеры. Цены у последних ниже. Так, официальная цена кроссовера E-HS9 составляет 9,49 млн руб., у неофициалов можно найти машину на миллион дешевле, при этом в стоимость даже будет входить гарантия в форме страховки от поломок.

Hongqi E-HS9

Hongqi E-HS9 (Фото: autohome.com.cn)

Параллельные машины запретят не сразу

Опрошенные Autonews.ru участники рынка считают, что 1 октября не произойдет резких изменений в параллельном импорте, но постепенно альтернативные каналы поставок будут сужаться.

«Официально присутствующие в России китайские бренды (и их материнские компании) не рады альтернативным поставщикам, однако реальных рычагов для противодействия параллельным импортерам у них нет. К тому же пока официальные дилеры и альтернативные поставщики практически не пересекаются по модельному ряду. Однако власти постараются создать такие условия, чтобы альтернативный импорт автомобилей, официально представленных в России, стал не выгоден», — говорит Сероштанов.

По мнению Рассудкова, для запрета поставок нужна сначала инициатива со стороны официальных дистрибьюторов, которые отдельные модели могли сами оформлять по ЗОЕТС.

«Если компания, именующая себя официальным дистрибьютором, оформляет машины по ЗОЕТС, то и после 1 октября любой может продолжить поставки по той же схеме. Иное дело, если официальный поставщик проведет сертификацию и получит ОТТС. Тогда неофициально возить такие машины с ЗОЕТС будет уже нельзя», — считает Рассудков.

По его словам, сейчас так ввозятся машины, которые нужно регистрировать на юрлиц, в частности для лизинговых компаний. Если правообладатель оформит ОТТС, то ввозить по параллельному импорту можно будет только с получением СБКТС, а значит формально такой автомобиль при перепродаже юрлицу будет считаться подержанным. К тому же в таком случае льготная ставка утильсбора для физического лица не будет действовать, так как в течение года произошла перепродажа.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

Тем не менее, сейчас основная масса машин из параллельного импорта поставляется именно по СБКТС, рассказывает Сероштанов.

«Оформление по ЗОЕТС — непопулярная схема, а после повышения утильсбора такой способ оформления документов не выгоден ни продавцам, ни покупателям. Пока у поставщиков есть альтернативы: заключения СБКТС выдает целая плеяда юридических лиц», — говорит эксперт.

Читать статью  Какие документы нужны для регистрации ГБО

По мнению учредителя компании «Автодегустатор» Арарата Мардояна, после 1 октября возможна ситуация, когда между поставщиками и представителями таможни будут возникать недопонимания.

«К примеру, китайские концерны очень часто обновляют свои модельные ряды. В итоге импортеру невыгодно получать ОТТС, так как через несколько месяцев машина обновится и надо будет начинать с начала. Но такой импортер является официальным представителем правообладателя и может попробовать повлиять на параллельный импорт», — говорит Мардоян.

С другой стороны, не совсем понятно, по какому принципу бренды считаются ушедшими, задается вопросом эксперт. Он приводит в пример корейские концерны, которые сохранили в России представительства и на их машины еще действуют старые ОТТС, но сами поставки автомобилей они сейчас не осуществляют и в списке Минпромторга их продукция для параллельного импорта разрешена.

В любом случае, постановление о параллельном импорте автомобилей в Россию действует только до 1 февраля 2024 года. Если его еще раз не продлят, то оформление автомобилей в России через ЗОЕТС после этого станет невозможно.

Изменения ПДД с 1 марта: новые знаки, электронные права и приоритетный заезд на круг

В ПДД теперь сказано, что водители могут предъявлять на устройстве документы, которые оформлены электронно «в соответствии с законодательством». Что это значит — неизвестно.

Сейчас водительское удостоверение и СТС можно предъявить через приложение «Госуслуги Авто», но пока непонятно, соответствует ли это поправкам в ПДД. Мы будем следить за разъяснениями МВД и сообщим о них дополнительно.

Обложка статьи

Рассылка Т—Ж для автомобилистов

Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Подписаться
Ваша почта будет в безопасности. Детали — в политике конфиденциальности

Новые дорожные знаки

Появятся два запрещающих знака: 3.34 «Движение автобусов запрещено» и 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено». Знак, запрещающий движение автобусов, использовали и раньше — во время чемпионата мира по футболу 2018 года, но после окончания турнира убрали. Теперь его вернули.

В ПДД внесли понятие «средство индивидуальной мобильности», СИМ. Поэтому появится табличка 8.4.7.2 «Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности». Она будет уточнять, в каком случае действие того или иного знака ПДД распространяется только на водителей СИМ.

Также появится табличка 8.26 «Зарядка электромобилей». Она будет указывать на место, где можно зарядить автомобиль.

Преимущество при въезде на круг отдадут автомобилям с главной дороги

При въезде на перекресток с круговым движением водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые уже находятся на перекрестке. Это правило касается равнозначных перекрестков, которые обозначены знаком 4.3 «Круговое движение». Если перед кругом такого знака нет, водители разъезжаются по тем же правилам, что и на других перекрестках.

Бывают и неравнозначные перекрестки. Перед въездом на такой круг могут стоять знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу». Но эти знаки в нынешней версии ПДД противоречат пункту 13.11(1).

Например, если водитель подъезжает к перекрестку по главной дороге, то по пункту 13.1(1) ПДД он все равно обязан пропустить машины на перекрестке. Из-за этого складывалась неоднозначная ситуация: у водителя на кольце был приоритет по ПДД, а у водителя на главной дороге — приоритет по знаку.

В ГИБДД рассказали, что предыдущая формулировка этого правила многими водителями воспринималась «не вполне адекватно». «Люди исключали иной порядок проезда круговых перекрестков, кроме тех, когда круг является главным», — уточнили в ведомстве.

Теперь, если водитель движется по главной дороге, которая упирается в кольцо, его должны пропустить машины на круге. Круг всегда будет считаться главным, если не установлено иных знаков приоритета.

Скорее всего, это изменение в основном отразится на турбоперекрестках, где некоторые съезды загружены больше остальных. Большинство перекрестков в России и так приведены к общему правилу: приоритет отдан машинам на круге.

Вот что стоит запомнить:

  1. На равнозначном перекрестке приоритет у автомобилей на круге.
  2. Если водитель въезжает на перекресток по второстепенной дороге, он уступает автомобилям на круге.
  3. Если водитель въезжает на круг по главной дороге, его должны пропустить.

Самокаты, моноколеса, электровелосипеды и гироскутеры получили статус средств индивидуальной мобильности, СИМ

До 1 марта люди на этих средствах передвижения считались по ПДД пешеходами. Теперь им дали отдельный статус. СИМ — это средства, у которых есть как минимум двигатель и колесо. В определении есть перечень устройств, которые считаются средствами индивидуальной мобильности: электросамокат, электроскейтборд, гироскутер, сегвей и моноколесо. Но этот перечень открытый, к СИМ могут отнести и другие похожие средства.

Обложка статьи

Теперь СИМ — транспортное средство, его водитель должен соблюдать все соответствующие ПДД. Но есть и особые правила эксплуатации:

  1. Перемещаться на СИМ можно со скоростью до 25 км/ч.
  2. Можно ездить по тротуарам, велодорожкам и пешеходным дорожкам, но только если СИМ весит до 35 кг.
  3. Для пересечения дороги по пешеходному переходу нужно спешиваться.
  4. Людям старше 14 лет можно ездить на электросамокате по правому краю дорог, но только если максимальная разрешенная скорость передвижения по этим дорогам не превышает 60 км/ч. У самоката должны быть тормоза, фары белого и красного цвета.
  5. При совместном передвижении с пешеходами приоритет у пешеходов.

КоАП пока не предусматривает отдельных наказаний для управляющих такими средствами. Они все еще будут считаться «другими лицами, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения». За нарушение ПДД им грозит штраф 800 ₽, а если оно было совершено в состоянии опьянения — от 1000 до 1500 ₽.

Другие изменения ПДД

Перевозить пассажиров на мопеде теперь запрещено. До 1 марта на мопеде можно было перевозить пассажиров, если это предусматривала конструкция. Теперь запрещено во всех случаях.

Читать статью  Какие документы нужны в ГИБДД для регистрации ГБО

Нельзя ездить, останавливаться и стоять на направляющих островках и островках безопасности. Это было запрещено и раньше, но теперь норму прописали в отдельном пункте ПДД.

Специальных штрафов за нарушение этого правила пока нет. А значит, водителя могут оштрафовать по действующим статьям: например, за нарушение правил остановки или стоянки в неположенном месте. В зависимости от нарушения штраф составит 500—3000 ₽.

Уточнили правила стоянки в зоне действия знаков, запрещающих стоянку по четным и нечетным дням. Изменения касаются только времени перестановки машины. Это период, когда разрешена стоянка на обеих сторонах проезжей части, если на улице применяются сразу оба знака.

Раньше машины могли стоять на обеих сторонах проезжей части с 19:00 до 21:00, а теперь — с 21:00 до 00:00.

Водителям нужно будет обращать внимание на табло трамвая «Внимание, пассажир!». Если такой световой сигнал горит, водитель, приближающийся сзади, должен остановиться перед разметкой или трамваем. Начинать движение можно только при отсутствии пешеходов и после того, как этот сигнал погас. За нарушение этого требования водителю грозит штраф 1500—2500 ₽.

Зоны с платной парковкой смогут обозначать синей разметкой, но это не обязательно. Платная парковка может быть обозначена и белой краской, как сейчас. Синяя разметка будет лишь вспомогательным признаком. Такая краска уже используется для обозначения платной парковки в некоторых городах, например в Санкт-Петербурге.

Диагональная разметка для пешеходов на перекрестке. Пешеходы смогут официально переходить перекресток по диагонали, но только при наличии соответствующей разметки и сигналов светофора.

Знак «Инвалид» теперь можно размещать на автомобиле, только если он в федеральном реестре. Раньше такой знак можно было размещать, если у водителя был с собой документ, подтверждающий установление инвалидности. Теперь этого недостаточно, нужно зарегистрировать автомобиль в реестре. Это можно сделать через госуслуги.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Обложка — ID1974 / Shutterstock

Артём Мазанов

Артём Мазанов
Как вы считаете, какие еще изменения нужно внести в ПДД?

Загрузка

С приоритетом на кругу надоели регулярно менять правила и народ путать!

Максим Шатилов

Aleksandr, вот это надоело каждый раз:

Максим, насколько помню, поворот направо выполняется из крайнего правого ряда, а не из середины. В равнозначной ситуации приоритет у тех, кто справа.
Тут либо заранее перестраиваться в крайний правый ряд кольца, либо пропускать

Aleksandr, ощущение что специально всё усложняют ради повышения статистики аварий

Отредактировано

Aleksandr, по факту сейчас ничего не поменяли, просто уточнили про знаки приоритета. Все и так руководствовались вариантом, который сейчас уточнили.

Денис Некий

Aleksandr, никакие правила проезда перекрёстков с круговым движением не менялись

Aleksandr, согласен, под Оленегорском в Мурманской области , главная дорога на кольце, теперь узаконили.

Денис Некий

user2443447, а в чём была незаконность? неутверждённый подд?

Денис, да, это региональные решения были, теперь государственный закон

Отредактировано

Роман, очень интересно, какой такой закон?) ПДД в обоих редакциях утверждены постановлением правительства, в обоих случаях не регионального, а РФ.
законом регулируется дорожная деятельность и безопасность дорожного движения. «законность» ОДД в моём понимание означает наличие утверждённого подд в порядке, определённом 443-фз и приказом минтранса 274.
порядок проезда круговых перекрёстков в старой и новой редакциях пдд эквивалентен.
не очень понимаю Вашу мысль на этот счёт.

Aleksandr, согласен. Кто на круге имеет приоритет, вьезжающий уступает.

Если я еду по кругу, то откуда я могу знать с какой дороги въезжает на круг другой автомобиль: с главной или равнозначной? На круге будут установлены соответствующие знаки?

Евгений, эти «эксперты» не удосужились даже опросить в интернете водителей…считают себя слишком умными…

Геннадий, Ой,блин,мне в пятницу сдавать теорию,у меня совсем голова закружилась. Кстати,ехала на учебном автомобиле по городу,по главной,на скорости 40км/ч,разрешённая,два раза снизу и сверху выехали авто,из за них мне пришлось значительно снизить скорость.Скажите,это нормально?Просто на будущее..то есть я сяду за руль на свой авто, будет ли это считаться тем,что меня подрезают?

Максим Шатилов

Оксана, в ПДД написано, что нужно ехать со скоростью потока.
Если в зоне действия знака ограничения скорости в 40 км/ч поток движется около 55 км/ч, безопаснее всего в этой ситуации ехать со скоростью потока и не провоцировать водителей вас опережать. (Кто не согласен — это вопрос из экзаменационного билета, можно в этом убедиться)

Вы получили права?:) Поделитесь впечатлениями.

Отредактировано

Евгений, они уже и сейчас стоят. Кольцо АДА рядом с Мегой Химки , уже с 2019 года

AY, ооо, это наше химкинское очко дьявола возле Меги никому не переплюнуть!

Отредактировано

Евгений, да, знак и разметка

Отредактировано

Евгений, да, перед каждым съездом с круга

Евгений, а что, у Вас не ставят? У нас и знаки стоят и на дороге треугольнички, и было это всегда.

Денис Некий

Евгений, эти знаки ставятся на каждом подходе к круговому перекрёстку

Какая это по счёту попытка унифицировать круговые перекрёстки? Я уже сбился со счёта

Александр, за 10 лет 3 раз )) в 2012 в автошколу пошел учил одни правила, потом переучивался в 2018 были уже другие правила и с 2019 я водитель вот уже снова изменения ))

Нелогично регистрировать инвалиду автомобиль в реестре , логичней регистриравать в реестре инвалидский знак и класть его на портприз на парковке для инвалидов.
А если инвалид передвигается на нескольких авто которые ему предоставляют знакомые или родственники, по доверенности или без доверенности ,тогда он их все должен регистрировать?
А если инвалид работает в организации, в которой на юрлицо оформлены несколько авто , и инвалиду директор разрешает перемещаться по городу на любой свободной машине ?
Тогда и эти авто нужно регистрировать?
А если нет то он не сможет парковаться на парковке для инвалидов?
Тогда нарушаются его права!

Читать статью  Стоит ли переводить автомобиль на газ

user2442828, Видимо, за регистрацию КАЖДОГО☝ такого автомобиля, будут брать пошлину. Вот и мотив, как говорил Глеб Егорыч

user2442828, может быть парприз.

Вопрос к редакторам:
Если перекресток нерегулируемый, откуда там светофор?

Диагональная разметка для пешеходов на перекрестке. Пешеходы смогут официально переходить нерегулируемый перекресток по диагонали, но только при наличии соответствующей разметки и сигналов светофора.

Anastasiya, к редакторам вообще много вопросов.
«Круг всегда будет считаться главным, если не установлено иных знаков приоритета.»
Зачем, например, тут слово «всегда»? И т.д. Такие разъяснения только запутывают.

Автор статьи

Anastasiya, да, это моя опечатка, спасибо. Поправим

Максим Шатилов

Ольга, сдайте свои права обратно в ГИБДД, если вы всерьёз считаете, что с круга в данной ситуации можно съезжать со второй полосы, тараня всех, кто едет по кругу в правой полосе.

Ola, я бы не рискнула пересекать НЕРЕГУЛИРУЕМЫЙ по диагонали. Там дай сил без потерь в одной плоскости перейти

Опять что-то намудрили с круговым движением, для чего, непонятно. Много лет в СПб существует Северная площадь, со стороны Гражданского проспекта — главная, со стороны Северного проспекта — второстепенная, перед въездом на круг просто поставлена схема движения и все — никаких проблем, на кольце уступаешь всем кто заезжает с Гражданского.

Нужно сделать везде приоритет на круге и не путать водителей.

В случае ДТП с участием пешехода в месте, где на проезжей части у пешехода нет преимущества, взыскивать ущерб за повреждение ТС с такого пешехода, исключив понятие, что источник повышенной опасности (ТС) всегда виноват. За долгие годы мы приучили население, что пешеход всегда прав, вот они и перестали боятся транспортного средства (ТС), прыгают под колёса, переходят проезжую часть, как хотят и т.п. Поверьте, если пешеходы будут знать, что за переход проезжей части в неположенном месте они не только рискуют получить ущерб здоровью, но ещё и будут выплачивать за ремонт ТС, количество ДТП с участием пешеходов сократится в разы, что и является целью ПДД.

Ни в одной стране мира не меняются так часто ПДД. Только водители привыкли- изменения.Дополнения- понимаю…Сейчас будут штрафы, проблемные ДТП с СИМ…Лучше бы ввели серьезные штрафы к пешеходам по вине которых происходят ДТП…Вплоть до обязательств ремонта авто если ДТП по вине пешехода…Задолбали они перебегая через дорогу там , где им нравится…

Максим, Однажды в Германии я по российской привычке перебегал улицу и чуть не угодил под авто. Мне объяснили, что мог налететь на материальные потери. Для меня был всего один урок и я стал дисциплинированным пешеходом. Поэтому там в сравнении с Россией ДТП с участием пешеходов очень редки. Я хочу такого же для всех наших уважаемых пешеходов России.

Максим Шатилов

Отредактировано

Давайте уже отменим +19 км/ч.

Меньше бы изобретали велосипед, толку было бы больше. Зачем переделывать и усложнять то, что до вас придумали умные головы. А менять надо менталитет вождения и быть по отношению друг к другу повежливее, терпимее, и поверьте будет всем счастье. 30 лет езжу за рулём и каждый день одна и та же картина, хамство, наглость.

Дмитрий, очень опасная у вас практика. В результате едущий за вами водитель не видя пешехода и не понимая чего вы вдруг встали, начинает вас объезжать и если пешеход тоже не видит это авто, то почти 100%, что пешеход будет сбит. А по сути виновник — вы. Создали аварийную ситуацию на ровном месте.

Максим Шатилов

Александр, съезд с круга только с крайней правой полосы, причём по этой же полосе можно ехать до следующего съезда.

Дмитрий Витюк

Ольга, а вы опасная женщина. надеюсь не встретимся с вами на дороге.

давайте прикинем следующий срок изменения правила проезда перекрёстка с круговым движением.

Сколько можно путать людей? Если даже в круге 1 машина, то поток на главной не бывает как очередь на футбол. Круг должен быть в приоритете. Одно правило на всех и меньше будет аварий в круге.

То есть, если инвалид двигается на машине родственника, теперь он не имеет право воспользоваться знаком «Инвалид» и припарковать автомобиль на месте стоянки для инвалидов, потому что машина не в реестре. Супер. Мозгов нет, своих не дашь.

user2442592, ну точно не идеально. Это значит, что круг без знаков второстепенный (при правостороннем движении). С ростом количества машин в городах круги просто начали забиваться.

Денис Некий

user2443223, пешеход тоже должен соблюдать ПДД. Каким образом подтверждаются знания правил пешеходом?

Тимофей, у меня сосед инвалид. Боевой инвалид, 2 группы. Без ноги. Министерство Обороны его содержит и помогает. У него в семье 6 машин. Его, жены, детей, внука. Плюс дальние родственники ему помогают. И тут всплывает одна подробность — в реестре на бесплатную парковку он может оформить только один свой личный автомобиль. Раньше, он имел право, садясь в автомобиль иного собственника, получив заранее, карточку Инвалида, с его данными, степенью и печатью, просто занимать парковочное место и выкладывать сей документ на парприз и выходить по месту. Он инвалид и ему трудно ходить, кто мог, тот его возил. Но он все равно держится за жизнь, выезжает в магазины, прогуляться и т.д.. А сейчас? Чью машину регистрировать? Свою? Жены? Детей? Внука? И где гарантия что именно повезет тот, чья машина в реестре? Почему на инвалидов регистрация идет не на Личность и Гражданина, а на металлолом? Тебе нравится полис ОСАГО не на тебя, а на мыльницу? Но если сядет левый человек, все равно в ответе ты будешь. Или всех устраивает, парковка пустых Роллс-Ройсов на инвалидное место, а в 10 метрах пустая стоянка? Спортивная ходьба это олимпийский вид спорта. Просто, мимолетное замечание про пользу ходьбы.

Редакция ТЖ, не вводите народ в заблуждение!
Пункт 22.2(1) по прежнему говорит, что перевозка людей на мопеде возможна при наличии стажа 2+ лет в любой категории.

Аптечко, т.е. теперь эта машина даже без инвалида может пользоваться ПДД как инвалид?

Источник https://www.autonews.ru/news/6501a9ec9a794705e42162ba

Источник https://journal.tinkoff.ru/news/pdd-march-2023/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *