Система электрооборудования автомобиля
По аналитике, следующие неисправности встречаются чаще всего.
Автомобилисты считают настоящим врагом нормальной работы электроприборов скрутки, клеммы и спайке. Скрутки требуются обжимать качественно или вовсе избегать их наличия в автомашине. Тряска и вибрация доводят эти элементы до поломок. Лучше всего избегать нежелательных спаек, поскольку они окисляются при попадании влаги даже в минимальном количестве, вызывая короткие замыкания
Важно, чтобы клеммы были представлены качественного производства.
Приходится думать о неисправности генератора. В этом случае диагностика электрики авто – лучший выход
Аппаратура диагноста укажет на места поломки и пути их исправления. Генератор является источником питания, потому его обездвиживание приводит к дисфункции. В случае наличия неисправностей ток, идущий от генератора, увеличивается в разы, приводя к перезарядке батареи. Электролит выкипает и вскоре разрушается.
Неизбежны проблемы с аккумулятором. Работники сервиса отмечают распространенные случаи с коротким замыканием пластин батареи, нарушение герметичности аккумуляторных банок, химическое окисление клемм. Такие причины появляются из-за грубого нарушения эксплуатационных правил, несоблюдения сроков ТО и агрессивного вождения.
Дополнительное оборудование автомобиля предусмотренное заводом изготовителем.
Такое подключение нужно для дополнения штатного электрооборудования, не установленного на заводе изготовителе. Самое частое подключение противотуманных фар, магнитолы, сигнализации и т. д. некоторые из этих подключений могут быть произведены при помощи уложенных на заводе проводов. Это в большей степени относится к магнитолам, для подключения которых в 99% случаев провода уже уложены как для подключения питания, так и для подключения динамиков.
С другой стороны, подключение другого штатного оборудования, не установленного на автомобиль, зачастую сталкивается с большими проблемами. Заключаются эти сложности не только в отсутствии штатных проводов, но и в конструкции блоков предохранителей и переключателей. Чаще всего при подключении необходимо будет не только добавлять провода, но и менять или добавлять коммутационное оборудование, что не всегда хорошо отражается на интерьере.
Общая классификация
Само понятие подразумевает под собой комплекс условных обозначений, которые предназначены для определения каких-либо конструктивных элементов или частей. В соответствии с правилами и требованиями ГОСТ 2.701-84 выделяют несколько видов, отличающихся как сферой применения, так и типом устанавливаемых обозначений.
Разделение по видам приведено в таблице ниже:
Таблица: разновидности схема
№ | Вид схемы | Буквенное обозначение |
1 | Электрические | Э |
2 | Гидравлические | Г |
3 | Пневматические | П |
4 | Газовые (кроме пневматических) | X |
5 | Кинематические | К |
6 | Вакуумные | В |
7 | Оптические | Л |
8 | Энергетические | Р |
9 | Деления | Е |
10 | Комбинированные | С |
Так, для одного и того же устройства или объекта, при необходимости, могут разрабатываться сразу несколько схем, поясняющих принцип подключения, работы или реализации функций. Для электротехнического оборудования схемы подразделяются на несколько типов:
- Принципиальные или полные – обозначаются цифрой 3;
- Структурные – обозначаются цифрой 1;
- Функциональные – обозначаются цифрой 2;
- Общие – обозначаются цифрой 6;
- Монтажные или схемы соединений – обозначаются цифрой 4;
- Подключений – обозначаются цифрой 5;
- Расположения и объединенные – обозначаются цифрой 7 и 0 соответственно.
При составлении конкретной схемы используется, как правило, буквенно-цифровые обозначения, к примеру, для электрической функциональной маркировка будет выглядеть как Э2, для газовой структурной Х1 и т.д.
Принципы графического обозначения каких-либо элементов на схемах определяются отраслевыми и государственными стандартами. Они же устанавливают требования к расположению составных частей, их размеры, нанесение шифров, наименований или маркировок.
Электрическое оборудование
Состоит из следующих основных узлов:
- Аккумулятор.
- Генератор переменного тока.
- Электрическая проводка.
- Система для управления двигателем.
- Потребители электрической энергии.
Аккумулятор нужен для запуска двигателя и является источником энергии, который возобновляется. Когда двигатель не запущен, аккумулятор питает все энергопотребители автомобиля.
Генератор необходим для того, чтобы поддерживать постоянное напряжение в борт-сети и подзаряжать аккумулятор.
Проводка является множеством проводов, образующих бортовую сеть, которая соединяет между собой все потребители и источники электричества.
Система, управляющая двигателем, состоит из различных датчиков и электронного блока управления.
Потребители — это фонари, фары, система пуска и зажигания, стеклоподъемники и стеклоочистители.
Таким образом, строение автомобиля является не таким уж сложным, если не углубляться в детали. Ну а тем, кто хочет узнать более подробно обо всех деталях и узлах, рекомендуется искать специализированную литературу.
Классы электрооборудования
Электрооборудование всегда подразделялось на классы, основные из которых являются способы защиты людей от электрического поражения током:
- Нулевой класс занимается только минимальной изоляцией. Он обеспечивает воздушные промежутки.
- Первый класс соединяется с сетью электроэнергии трехжильными кабелями. Он выступает средством связи с защитным проводником.
- Второй класс обеспечивает предохранение и усиливает изоляцию за счет заземления. Это усиливает общую защиту в два раза.
- Третий класс занимается электрическим питанием от низкого напряжения и его разнообразных источников.
Для безопасного и продуктивного процесса взаимодействия с приборами, схемами, аппаратами и разумного потребления энергии, безусловно, помогут и выручат в случае возникновения проблем и неполадок такого рода базовые знания.
Краткий обзор видов моторов
Прежде всего, стоит отметить, что двигатель и мотор это одно и то же. Мотором чаще называют двигатели внутреннего сгорания или электрические. Не секрет, что двигатель служит источником энергии для передвижения транспортного средства. Большинство автомобилей предусматривает наличие двигателей внутреннего сгорания, которые условно можно поделить на:
• Поршневые, в которых расширяющиеся газы во время сгорания топлива заставляют двигаться поршень, который в свою очередь приводит в движение коленчатый вал автомобиля;
• В роторных двигателях те же газы приводят в движение вращающуюся деталь, собственно ротор.
Если углубляться, существует большое количество типов и подтипов двигателей. По типу топлива двигатели можно разделить на дизельные, бензиновые, газобаллонные и газогенераторные.
Также есть газотурбинные двигатели внутреннего сгорания, электрические, орбитальные, ротативные, роторно-лопастные и пр. На сегодняшний день наиболее распространенным является поршневой двигатель внутреннего сгорания.
Трансмиссия
Трансмиссия автомобиля — это совокупность механизмов и агрегатов для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Из составляющих трансмиссии можно выделить три основных узла:
- коробка переключения передач или просто КПП (механические, роботизированные, автоматические или вариаторные)
- ведущий мост или мосты (в зависимости от производителя)
- шарнир равных угловых скоростей или, если выразится проще, карданная передача
Для того чтобы обеспечить плавную передачу крутящего момента на автомобиле установлено сцепление, благодаря которому происходит соединение вала двигателя с валом коробки передач. Сама коробка переключения передача нужна для того чтобы изменять передаточное число, а также уменьшать нагрузку на сам двигатель. Карданная передача необходима чтобы соединять коробку переключения передач непосредственно с колёсами или с ведущим мостом. А сам ведущий мост монтируется в корпусе коробки передач, если у машины передний привод. Если у автомобиля задний привод то ведущий мост служит задней балкой.
Маршрут транспортировки электричества
Итак, как мы уже сказали, начальной точкой является электрическая станция, которая, собственно, и генерирует электроэнергию. На сегодняшний день основными видами электростанций являются гидро- (ГЭС), тепло- (ТЭС) и атомные (АЭС). Помимо этого бывают солнечные, ветровые и геотермальные эл. станции.
Далее от источника электричество передается к потребителям, которые могут находиться на дальних расстояниях. Чтобы осуществить передачу электроэнергии, нужно повысить напряжение с помощью повышающих трансформаторов (напряжение могут повысить вплоть до 1150 кВ, в зависимости от расстояния).
Почему электроэнергия передается при повышенном напряжении? Все очень просто. Вспомним формулу электрической мощности — P=UI, тогда если передавать энергию к потребителю, то чем выше напряжение на линии электропередач — тем меньше ток в проводах, при той же потребляемой мощности. Благодаря этому можно строить ЛЭП с большим напряжением, уменьшив сечение проводов, по сравнению с ЛЭП с низшим напряжением. Значит и сократятся расходы на строительство — чем тоньше провода, тем они дешевле.
Соответственно от станции электричество передается на повышающий трансформатор (при необходимости), а после этого с помощью ЛЭП осуществляется передача электроэнергии на ЦРП (центрально распределительные подстанции). Последние, в свою очередь, находятся в городах или в близком расстоянии от них. На ЦРП происходит понижение напряжения до 220 или же 110 кВ, откуда электроэнергия передается к подстанциям.
Далее напряжение еще раз понижают (уже до 6-10 кВ) и происходит распределение электрической энергии по трансформаторным пунктам, именуемым также ТП. К трансформаторным пунктам электричество может передаваться не по ЛЭП, а подземной кабельной линией, т.к. в городских условиях это будет более целесообразно. Дело в том, что стоимость полосы отчуждения в городах достаточно высокая и более выгодно будет прокопать траншею и заложить кабель в ней, нежели занимать место на поверхности.
От трансформаторных пунктов электроэнергия передается к многоэтажным домам, постройкам частного сектора, гаражному кооперативу и т.д
Обращаем ваше внимание на то, что на ТП напряжение еще раз понижается, уже до привычных нам 0,4 кВ (сеть 380 вольт)
Если кратко рассмотреть маршрут передачи электроэнергии от источника к потребителям, то он выглядит следующим образом: электростанция (к примеру, 10 кВ) – повышающая трансформаторная подстанция (от 110 до 1150 кв) – ЛЭП – понижающая трансформаторная подстанция – ТП (10-0,4 кВ) – жилые дома.
Советуем изучить Дезинфекционное освещение для обеззараживания и лечения заболеваний
Вот таким способом электричество передается по проводам в наш дом. Как вы видите, схема передачи и распределения электроэнергии к потребителям не слишком сложная, все зависит от того, насколько большое расстояние.
Наглядно увидеть, как электрическая энергия поступает в города и доходит до жилого сектора, вы можете на картинке ниже:
Более подробно об этом вопросе рассказывают эксперты:
Как электричество поступает от источника к потребителю
ЛЭП
Тут стоит рассказать о том, какие сети используются для передачи электроэнергии. От электростанции до конечного потребителя электричество проходит не только через повышающий трансформатор и высоковольтные линии. Если посмотреть на современный город с высоты, можно заметить целый клубок проводов, образующий единую сеть.
Чтобы попасть к потребителю, с высоковольтных линий ток заново поступает в трансформатор, но на этот раз напряжение понижается. После чего он подается на распределительную сеть и расходится на промышленные предприятия, которые имеют свою подстанцию для получения нужного им напряжения, на городские подстанции, которые расформировывают электричество по магистральным кабелям и на районные подстанции.
Вам это будет интересно Щупы для мультиметра
Городская подстанция
От районных подстанций через линии электропередач электричество подается в частные, многоквартирные дома и объекты инфраструктуры. В спальных микрорайонах кабеля от подстанций в основном прокладывают под землей, откуда они выходят уже на щиток подъезда, который дальше распределяет ток на каждую розетку и лампочку в доме.
Силовой ящик многоэтажки
Постоянный ток
Вторым способом передачи электрического тока потребителю, является постоянный ток. Подобный ток является выпрямленным. Он встречается в аккумуляторах, батарейках, зарядных устройствах. Такой ток и сейчас подается потребителям некоторых стран, но в очень малых количествах. Его вырабатывают солнечные батареи. Постоянный ток можно подавать по действующим ЛЭП и подземным кабелям. Плюсы такой передачи, следующие:
- С расстоянием нет потери мощности. Не придется завышать напряжение на электростанции.
- Статическая устойчивость не оказывает влияния на передачу и распределение.
- Не требуется настраивать частотную синхронизацию.
- Напряжение можно передать всего по одной линии с одним контактным проводом.
- Нет влияния электромагнитного излучения.
- Минимальная реактивная мощность.
Постоянный ток для потребителя не подается только по причине огромной себестоимости оборудования для электростанций.
Проводимость электрического тока и процент завышения в начале передачи, во многом зависят от сопротивления самой ЛЭП. Снизить сопротивление, — а тем самым нагрузку — можно при помощи охлаждения до сверхнизкой температуры. Это помогло бы увеличить расстояние для передачи энергии и существенно снизить потери. Сегодня нет технологии занижения температуры линии электропередачи. Такая технология является крайне дорогой и требует больших изменений в конструкции. Но в регионах крайнего севера этот способ вполне работает и намного занижает процент передачи мощностей и потери от расстояния.
Классификация электрооборудования грузовика
- небольшой продолжительности: включает такие приспособления, как структуры активации, направления сигнальных команд, прикуривателя, элементов накаливания и т.д.;
- продолжительной работы: механизмы в виде систем вентиляции, защиты, ориентирования в пространстве, освещения пути перед машиной, сигнализаций и т.д.;
- главной работы: относят приспособления, необходимые для полноценного функционирования транспортного средства. В частности, речь идет о механизмах начала работы, впрыска, контроля над двигателем, структуре перемещения топлива, электроусилителе, АКП и т.д.
При неполадках ремонт электрооборудования автомобиля не стоит производить работы самостоятельно, так как все компоненты взаимосвязаны и при отсутствии соответствующих знаний и навыков могут выйти из строя и не подлежать восстановлению.
Наиболее эффективный метод
Планета Земля является огромным конденсатором. Литосфера, в основном, проводит электричество за исключением небольших ее участков. Существует теория, что беспроводная передача энергии может осуществляться через земную кору. Суть такова: источник тока надежно контактирует с поверхностью земли, переменный ток определенной частоты перетекает с источника в кору и распространяется во всех направлениях, через определенные промежутки в земле размещаются приемники электротока, с которых он передается потребителям.
Суть теории в том, чтобы принимать и использовать ток только одной заданной частоты. Как в радиоприемнике настраивается частота приема радиоволн, так и в таких электроприемниках будет регулироваться частота принимаемого тока. Теоретически таким методом возможно будет передавать электроэнергию на очень большие расстояния, если частота переменного тока будет низкой, порядка нескольких Гц.
Подключение в электрической системе
Большинство из них подключены через выключатель зажигания, поэтому они работают только при включенном зажигании. Это предотвращает случайное оставление чего-либо, что может разрядить аккумулятор. Однако боковые и задние фонари, которые, возможно, придется оставлять включенными при парковке автомобиля, всегда подключаются независимо от выключателя зажигания. При установке дополнительных принадлежностей, таких как мощный обогреватель заднего стекла, всегда пропускайте его через выключатель зажигания. Некоторые вспомогательные компоненты могут работать без зажигания, переключая переключатель в положение «вспомогательные». Этот переключатель обычно подключает радио, чтобы его можно было воспроизводить при выключенном двигателе. Провода и печатные схемы. Соединения инструмента с этой печатной платой удаляются путем сжатия встроенных ловушек с каждого конца.
Проверка электрической системы
Когда это происходит, проверьте, нет ли короткого замыкания или обрыва, затем установите новый предохранитель с правильной силой тока (см. Проверка и замена предохранителей). Существует множество предохранителей, каждый из которых защищает небольшую группу компонентов, так что один взрыватель не отключает всю систему. Многие предохранители сгруппированы в блоке предохранителей, но в проводке могут быть линейные предохранители. Последовательные и параллельные цепи. Схема обычно включает в себя более одного компонента, например, лампочки в цепях освещения. Имеет значение, соединены ли они последовательно или параллельно друг другу. Например, лампа налобного фонаря имеет определенное сопротивление, так что она потребляет определенный ток для нормального свечения. Но в цепи есть как минимум две фары. Если бы они были соединены последовательно, электрический ток должен был пройти через одну фару, чтобы достичь другой.
Электрооборудование автомобилей ВАЗ
У таких автомобилей как ВАЗ-классика различных моделей (ВАЗ 2101- 07) схема электрооборудования самая простая, особенно у машин с карбюраторными двигателями. Особой сложностью не отличается и электрооборудование автомобилей ВАЗ-2108-09 (карбюратор).
На автомобилях ВАЗ 2101-07 ранних выпусков устанавливается электрооборудование с простейшей системой зажигания (СЗ), в состав которой входит:
- свечи зажигания;
- высоковольтные провода с наконечниками;
- трамблер (прерыватель-распределитель);
- катушка зажигания.
На подобной системе СЗ в прерывателе трамблера установлена контактная группа, а чтобы контакты меньше подгорали, в схему включен конденсатор. На более поздней «Классике» стала применяться бесконтактная СЗ – в схему был дополнительно включён коммутатор, а в трамблере вместо контактной группы прерыванием стал управлять датчик Холла.
На последних выпусках ВАЗ-классика зажиганием управляет электронный блок, в схеме СЗ есть датчики:
- холостого хода;
- положения дроссельной заслонки;
- положения коленвала;
- массового расхода воздуха.
На карбюраторных ВАЗ 2108-09 также применялась простая СЗ, но уже с первых выпусков машин в схему был включён коммутатор и трамблер с датчиком Холла.
В схеме электрооборудования автомобилей ВАЗ также присутствует генератор, стартер, замок зажигания, электрическая проводка, блок предохранителей и прочие элементы. В современных автомобилях ВАЗ, таких как Chevrolet Niva, Lada Калина, Ларгус, Приора, Гранта, Datsun Mi-Do или On-Do используется система зажигания с электронным блоком управления, но в целом схема электрооборудования в этих машинах от более старых моделей принципиально ничем не отличается.
Типы устройств электромобиля
Выделяют такие машины на электричестве:
- Внутригородские. Имеют невысокую мощность и скорость передвижения, на них установлены специальные ограничения по максимальной мощности. Небольшого диаметра колеса и малый вес позволяют двигаться в нормальном городском режиме;
- Микроэлектромобили. Созданы с учетом плотного городского транспортного потока, имеют батарею небольшой емкости. Используются для небольших переездов, поездок в магазин, на работу и назад и т.п.;
- Различные креативные варианты, типа трициклы;
- Обычные авто. Привычные легковушки, типа некоторых популярных моделей от Tesla;
- Грузовые. Пока еще не слишком распространены, но в перспективе могут использоваться в крупных городах для внутренних перевозок и уменьшения выбросов в атмосферу;
- Троллейбусы, трамваи, автобусы на электродвижках также являются довольно популярным видом транспорта в любом крупном городе.
Также стоит упомянуть гибриды – транспорт, на котором установлен как электрический, так и бензиновый двигатель.
КОНТРОЛЛЕР
Это прибор, соединяющий аккумулятор и электродвигатель, который приводит в работу колеса. Так как литий-ионные технологии считаются «hi-tech», то это может быть еще одним аргументом в пользу новых электромобилей с микропроцессорным управлением.
Для управления контроллером есть педаль акселератора, которая по сути то же самое, что и педаль газа в автомобиле с двигателем внутреннего сгорания. Работает она по принципу реостата, который регулирует свет в доме. Педаль крепится к особому типу резистора, потенциометру, который в конечном итоге постепенно посылает небольшое количество переменного тока контроллеру.
Контроллер, в свою очередь, определяет сколько тока нужно подать от аккумулятора в двигатель.
В большинстве современных автомобилей, которые используют мощные двигатели переменного тока, контроллер также меняет полярность аккумулятора с постоянным током в переменный.
Электрооборудование автомобилей ВАЗ
У таких автомобилей как ВАЗ-классика различных моделей (ВАЗ 2101- 07) схема электрооборудования самая простая, особенно у машин с карбюраторными двигателями. Особой сложностью не отличается и электрооборудование автомобилей ВАЗ-2108-09 (карбюратор).
На автомобилях ВАЗ 2101-07 ранних выпусков устанавливается электрооборудование с простейшей системой зажигания (СЗ), в состав которой входит:
- свечи зажигания;
- высоковольтные провода с наконечниками;
- трамблер (прерыватель-распределитель);
- катушка зажигания.
На подобной системе СЗ в прерывателе трамблера установлена контактная группа, а чтобы контакты меньше подгорали, в схему включен конденсатор. На более поздней «Классике» стала применяться бесконтактная СЗ – в схему был дополнительно включён коммутатор, а в трамблере вместо контактной группы прерыванием стал управлять датчик Холла.
На последних выпусках ВАЗ-классика зажиганием управляет электронный блок, в схеме СЗ есть датчики:
- холостого хода;
- положения дроссельной заслонки;
- положения коленвала;
- массового расхода воздуха.
На карбюраторных ВАЗ 2108-09 также применялась простая СЗ, но уже с первых выпусков машин в схему был включён коммутатор и трамблер с датчиком Холла.
В схеме электрооборудования автомобилей ВАЗ также присутствует генератор, стартер, замок зажигания, электрическая проводка, блок предохранителей и прочие элементы. В современных автомобилях ВАЗ, таких как Chevrolet Niva, Lada Калина, Ларгус, Приора, Гранта, Datsun Mi-Do или On-Do используется система зажигания с электронным блоком управления, но в целом схема электрооборудования в этих машинах от более старых моделей принципиально ничем не отличается.
Короткое замыкание и предохранители
Если используется провод неправильного размера, или если провод обрывается или ломается, это может привести к случайному короткому замыканию, чтобы обойти сопротивление компонента. Ток в проводе может стать опасно высоким и расплавить провод или вызвать пожар. Блок предохранителей часто находится в группе компонентов, как показано здесь. Коробка показана с закрытой крышкой. Чтобы предотвратить это, вспомогательные цепи имеют предохранители. Самым распространенным типом предохранителей является короткий отрезок тонкой проволоки, заключенный в термостойкий корпус, часто из стекла. Размер защитного проводника является самым тонким, который может выдержать нормальный ток цепи без перегрева и оценивается в амперах. Внезапный скачок сильного тока короткого замыкания приводит к расплавлению или «взрыву» провода плавкого предохранителя, что приводит к разрыву цепи.
Приборы электрооборудования автомобиля
В автомобиле вырабатывают и генерируют электрический ток комплекс приборов электрооборудования. В него входят:
Генератор – состоящий из трех фаз, агрегат с электрическим активатором. Он призван перерабатывать производимую мотором механическую энергию в электрический ток. При включенном двигателе, он обеспечивает направленный ток в приборы и заряжает аккумулятор. Он состоит из:
— статора, индуктирующего на катушке ток
— ротора. Он встроен в шарикоподшипниках, которые получают вращательный импульс от коленвала, проходящий по обмотке электрический ток создает магнитную силу, индуцирующую электриеский ток на катушке статора.
Аппарат регулировки вольтности. Коленвал работает с непостоянной частотой. Чтобы напряжение не скакало, нужен стабилизатор. При скачках напряжения, якорь вибрирует, заставляя электрическую цепь прерываться, включая и выключая из нее добавочное звено, стабилизируя необходимое постоянство в цепи. Для предотвращения искрения применяют дроссель. Поддержание постоянного напряжения может осуществляться с помощью микроэлектронных регуляторов.
Итак, с помощью генератора аппарата достигается независимость постоянного напряжения от переменчивости вращения коленвала.
Батарея аккумулятора. Он питает приборы при не запущенном моторе. В ней происходит преобразование энергии химических реакций в электрическую энергию. Благодаря низкому сопротивлению, он может быстро отдавать большой силы ток в стартер, для пуска двигателя.
Одна из основных параметров аккумулятора является его ёмкость – энергию, которую он отдает в период от полной зарядки до абсолютной разрядки. С возникновением изменений в батареи (изношенности, уменьшение количества кислоты и др.), ёмкость уменьшается.
Корпус представляет собой пластмассовый короб, со встроенными последовательно соединенными электродами, разделенными изолирующими стенками. Каждая секция снабжена резьбовой воронкой, для проверки и доливания аккумуляторной жидкости. Как и любая другая батарея, имеет два противоположных полюса (+ и -).
Химически активный элемент аккумулятора (кислота) требует соблюдения правила безопасности. Запрещается близко подносить источник открытого огня. Избегайте попадания электролита на кожу и в глаза.
Полярность в электрической системе
Положительная и отрицательная полярностьЭлектричество течет только от одной батареи в одном направлении, и некоторые компоненты работают, только если поток через них направлен в правильном направлении. Это принятие одностороннего потока называется полярностью. На большинстве автомобилей отрицательный () вывод батареи заземлен, а положительный (+) источник питания подключен к электрической системе. Это называется отрицательной системой заземления, и, например, когда вы покупаете электрооборудование, убедитесь, что оно подходит для системы вашего автомобиля. Вставка радио с неправильной полярностью повредит комплект, но большинство автомобильных радио имеют внешний переключатель полярности, чтобы соответствовать автомобилю. Перед установкой переключитесь на правильную настройку.
Виды
Чтобы лучше разобраться в многообразии, которое нам дарит авторынок, стоит рассмотреть существующие виды электродвигателей для электромобилей.
Их можно условно классифицировать по типу тока:
- устройства переменного тока;
- конструкции постоянного тока;
- решения универсального образца (способны функционировать от постоянного и переменного тока).
Электродвигатели переменного тока делятся на группы:
- асинхронные – скорость вращения магнитного поля статора выше скорости вращения ротора;
- синхронные – частоты вращения магнитного поля статора и ротора совпадают.
С учетом используемого количества фаз, электрические устройства разделяют на: одно-, двух-, трехфазные.
Если привести реальные образцы, используемые известными автопроизводителями, то хороший пример применения трехфазного агрегата асинхронного типа – Volt от Chevrolet. Он является гибридным автомобилем. Пример трехфазного синхронного двигателя — i-MiEV от Mitsubishi. А этот автомобиль является исключительно электрическим.
Силовая установка Chevrolet Volt
Следует отметить, что у разных производителей разные двигатели, отличающиеся массой, мощностью, габаритами и прочими параметрами.
Есть еще одна классификация – по конструкции щеточно-коллекторного узла. Такие агрегаты бывают:
- Бесколлекторными. Представляют собой замкнутую систему, в которую входят: преобразователь координат, инвертор и извещатель положения.
- Коллекторными. Щеточно-коллекторный узел играет роль в такой конструкции одновременно и извещателя положения ротора, и переключателя тока в обмотках. В основном используется ток постоянной частоты.
В конструкциях электромобилей зачастую задействуются коллекторные моторы, хотя есть примеры и с иными моделями. Как вариант — автомобиль «Санрейсер», в котором установлен как раз бесколлекторный двигатель от компании General Motors. При массе 3,6 кг его КПД составляет 92%.
Нельзя не отметить еще один тип двигателя, который используется в некоторых современных моделях авто. Это система мотор-колесо. Пример — спорт-кар Volage. В такой конструкции предусмотрена возможность регенерации энергии торможения. Для этого используется тяговый двигатель Active Wheel. Он весит всего 7 кг, что позволяет добиться приемлемой массы колеса – 11 кг.
Самой распространенной сегодня конструкцией является решение с питанием от аккумуляторной батареи. Она нуждается в регулярной зарядке, способной реализоваться за счет внешних источников, генератора в конструкции и рекуперации энергии торможения. Генератор действует от ДВС, поэтому такая схема работы уже не относится к чисто электрическим. Подобные машины называют гибридными.
Конструкция и маркировка
Устройство и принцип работы сигнализации Все элементы любой сигнализации можно разделить на три типа: исполнительные устройства; считывающие устройства (датчики); блок управления. Включение и выключение сигнализации (постановка на охрану) происходит с помощью брелка управления. В штатных системах управление сигнализацией совмещено с управлением центральным замком и выполнено в одном устройстве вместе с ключом зажигания. В нем же находится и метка иммобилайзера. Однако это совершенно разные системы и работают независимо друг от друга. Радиоприемник (антенна) принимает сигнал от брелка. Он может быть статическим и динамическим. Статические сигналы имеют постоянный код шифрования, поэтому подвержены перехвату и взлому. На данный момент они уже почти не используются. При динамическом кодировании пакеты передаваемых данных постоянно меняются, создавая высокую защиту от перехвата. Используется принцип генератора случайных чисел. Следующим развитием динамического является диалоговое кодирование. Связь между брелком и приемником осуществляется по двухстороннему каналу. Другими словами, реализуется функция «свой-чужой». Разнообразные датчики относятся к входным устройствам. Они анализируют изменения различных параметров (давления, наклон, удар, свет, движение и др.) и посылают информацию в блок управления. В свою очередь, блок включает в работу исполнительные устройства (сирена, маячки, мигание фар).
-
- Контрольно-измерительные приборы
- указывающие (указатели);
- сигнализирующие (сигнализаторы).
датчика и провода от источника тока
- Схема электрооборудования автомобиля.
источникипотребители токаотработавших газовавтомобиля на грязных разбитых дорогахнедостаточного уровня тормозной жидкости Йошкар-Ола, 2020
Электрооборудование автомобиля — состав, устройство и принцип действия
Электрооборудование автомобиля — предназначено для выработки и передачи электрической энергии потребителям различных систем и устройств автомобиля.
Устройство электрооборудования автомобиля:
- Источники тока;
- Потребители тока;
- Элементы управления;
- Электрическая проводка.
- Все перечисленные элементы электрооборудования объединены в единую бортовую сеть автомобиля.
- Электрообоурдование автомобиля можно разделить на две части цепь низкого напряжения и цепь высокого напряжения.
- Цепь низкого напряжения обеспечивает электричеством потребителей освещения и сигнализации, а также работу системы пуска.
Система пуска двигателя обеспечивает первичное проворачивание коленчатого вала и работу двигателя во время его пуска. Наиболее распространен пуск двигателя электрическим стартером. В качестве стартеров применяют высокооборотные электродвигатели постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением, конструктивно объединенные с шестеренным приводом. Для быстрого и конструктивного изучения устройства системы пуска двигателя воспользуйтесь схемой системы пуска. - Освещение и сигнализация – служат для освещения приборами дороги и обозначения габаритов автомобиля, сигнализации выполняемых маневров.
- Контрольно-измерительные и дополнительные приборы – служат для контроля работы и управления системами автомобиля.
- Цепь высокого напряжения служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах, за счет системы зажигания.
В системе электрооборудования автомобиля обязательно есть источник вырабатывания тока и его потребитель. Их взаимосвязанная работа реализуется с помощью электрической проводки.
- Кисточниками тока можно отнести: аккумуляторную батарею (АКБ) и генератор.
- АКБ служит для питания потребителей низкой цепи электрическим током при неработающем двигателе, запуске двигателя, а также работе двигателя на малых оборотах.
Генератор предназначен для подзарядки аккумуляторной батареи (АКБ) и питания всех приборов электричеством во время движения автомобиля. Поэтому генератор является основным источником электрического тока.
К элементам управления относятся щитки предохранителей, блоки реле, электронные блоки управления. Их основная задача это обеспечение согласованной работы приборов электрооборудования. На современных автомобилях используются блоки управления.
Блок управления служит для:
- контроль потребителей;
- контроль напряжения;
- регулирование нагрузки;
- управление системой комфорта;
- Потребители энергии бывают: Основные, длительные, кратковременные.
- Основные:
- — топливная система;
- — система впрыска;
- — система зажигания;
- — система управления двигателем;
- — автоматическая коробка передач;
- — электроусилитель рулевого привода;
- Дополнительные:
- — система охлаждения;
- — система освещения;
- — система активной безопасности;
- — система пассивной безопасности;
- — система отопления;
- — кондиционер;
- — противоугонная система;
- — аудиосистема;
- — система навигации.
- Кратковременные:
- — системы комфорта;
- — система пуска;
- — свечи накаливания;
- — звуковой сигнал;
- — прикуриватель.
Автомобиль и электрооборудование
Современный автомобиль является средством транспорта и состоит из таких основных конструктивных блоков как несущий кузов, ходовая часть, силовой агрегат с двигателем и трансмиссией, система управления и, конечно же, электрики.
Электричество и автомобиль – два неразделимых понятия, тесно взаимосвязанных уже на протяжении более чем ста лет, с самого момента создания первой самодвижущейся конструкции.
Любой автомобиль обладает функциями, осуществление которых возможно лишь при помощи электроэнергии.
К числу таких важнейших функций можно отнести воспламенение топливной рабочей смеси в цилиндрах карбюраторных и инжекторных двигателей внутреннего сгорания, запуск двигателя, освещение дорожного пространства перед машиной и внутреннее освещение в салоне, световая индикация шкал приборов и различных сигнальных устройств, габаритные огни и т.д.
Основные потребители электроэнергии в автомашинах дополняются разнообразными электротехническими устройствами вспомогательного назначения, такими, как «дворники», сигналы звукового оповещения, радиооборудование и многими другими.
Питание всех электрических устройств и приборов осуществляется от источников тока. Весь комплекс электрических механизмов и приборов, включая источники электроэнергии, в совокупности образует систему автомобильного электрооборудования.
Аккумуляторная батарея, или сокращенно АКБ, состоит из блока свинцово-кислотных модулей-аккумуляторов постоянного тока (обычно в состав АКБ входит шесть таких модулей), представляя собой химический источник электроэнергии, служащий как для запуска двигателя посредством электростартера, так и для питания электрооборудования при незапущенном либо работающем на малых оборотах коленчатого вала в двигателе.
Автомобильный электрогенератор предназначен для обеспечения током всех электротехнических и электронных приборов и устройств автомашины при работе двигателя в режиме как средней, так и высокой частоты вращения коленчатого вала.
Автомобильные двигатели карбюраторного типа оборудованы системой зажигания, которая может быть контактной или бесконтактной.
Современные автомобили оснащаются бесконтактной электронной системой зажигания, выгодно отличающейся целым рядом существенных преимуществ перед морально устаревшей контактной системой.
К основным из таких достоинств можно причислить: увеличенный потенциал напряжения, поступающего на вторичную обмотку катушки зажигания; увеличенную мощность и большую продолжительность искрового разряда; контакты прерывателя не подлежат износу; повышенный срок эксплуатации свечей зажигания; более полное сгорание рабочей топливной смеси в цилиндрах автомобильного мотора; облегченный запуск двигателя; значительно более высокая приемистость и экономичность.
Читайте также: Безлопастные турбины — новый вид ветрогенераторов
Надежный запуск двигателя может быть обеспечен лишь при частоте вращения коленчатого вала не менее 60-80 об/мин.
Достигнуть столь высокой скорости вращения вручную, при помощи давно ставшей достоянием истории заводной рукоятки, попросту невозможно, поэтому для запуска используется специальное устройство в виде электрического стартера, обеспечивающего водителю возможность пуска двигателя непосредственно из салона автомобиля.
Современные автомобили оснащаются специальными электрическими устройствами, препятствующими созданию в процессе работы систем автомобиля пульсирующих магнитных полей, генерирующих помехи, которые усложняют радио- и телевизионный прием. Минимизация воздействия помех обеспечивается посредством экранирования элементов в составе системы зажигания.
Кроме того, двигатель соединен с массой автомобиля через специальную плетеную из медных жил гибкую шину, а под головки болтов крепления устанавливаются шайбы – «звездочки», за счет чего обеспечивается хороший контакт между узлами и агрегатами.
С целью устранения радиопомех каждый провод высокого напряжения надежно «окутан» толстым слоем изолирующей оболочки из полихлорвинила, а система зажигания в целом комплектуется сопротивлением 6-12 кОм.
Надежность эксплуатации автомобиля, степень его экономичности, активной и экологической безопасности во многом зависят от безупречного функционирования системы электрооборудования.
Устройство автомобилей
Все элементы электрооборудования автомобиля можно разделить на две группы: источники электрического напряжения (или система электроснабжения), и потребители электрической энергии.
Система электроснабжения предназначена для питания всех электропотребителей, выполняющих функции, необходимые для нормальной работы автомобиля. Основу автомобильных систем электроснабжения составляют портативные источники электроэнергии – аккумуляторы и генераторы.
Современный автомобиль оснащен различными устройствами, использующими для своей работы электрическую энергию. Такие устройства называются электропотребителями, которые в совокупности с источниками или накопителями энергии образуют систему электрооборудования автомобиля.
Применение электрических и электронных устройств для функционирования различных систем, приборов, элементов и механизмов автомобиля очень удобно с технической точки зрения, поскольку электроэнергию можно накопить, она легко передается на расстояние, ее легко получить преобразованием других видов энергии, и, что немаловажно – без какой-либо обработки использовать по назначению.
Проблемным остается лишь вопрос накопления электроэнергии впрок, поскольку современные накопители – аккумуляторы (аккумуляторные батареи) – обладают ограниченной емкостью, и не способны обеспечивать функционирование потребителей длительное время.
По этой причине автомобили оборудуются электрическими машинами — генераторами, способными преобразовывать механическую энергию в электрическую, отбирая часть механической энергии у работающего двигателя.
Полученная таким образом электроэнергия используется для функционирования потребителей при работающем двигателе, а также для пополнения и поддержания необходимого запаса в аккумуляторной батарее.
Основными потребителями электроэнергии в автомобиле являются система зажигания, микропроцессорная система управления впрыском и зажиганием, система пуска двигателя, системы освещения и сигнализации, контрольно-измерительные приборы и различное дополнительное оборудование и устройства. Количество электрооборудования на автомобилях с каждым годом увеличивается, поэтому разработчикам и конструкторам приходится постоянно трудиться над усовершенствованием системы электроснабжения.
Как правило, для питания приборов электрооборудования автомобилей используется электрический ток постоянного напряжения 12 или 24 В.
В автомобилях используется параллельное подключение приборов, а поскольку основные элементы автомобиля изготовлены из металла, являющегося хорошим проводником тока, как правило, системы электрооборудования составляются по однопроводной схеме.
Вторым проводом в этом случае является металлические детали автомобиля, т. е. его корпус или так называемая «масса».
Для описания работы электрооборудования используется электрическая принципиальная схема (рис. 1.1, а), которая дает полное представление о взаимодействии всех ее элементов и облегчает поиск неисправностей. Главные питающие цепи в принципиальной электрической схеме располагаются горизонтально, а потребители электроэнергии – между ними и «массой» автомобиля.
Схема соединений (рис. 1) показывает действительное расположение элементов электрооборудования на автомобиле и фактическое подключение их в бортовую сеть автомобиля с указанием выхода из пучка каждого провода, расположения переходных колодок, элементов защиты цепи и т. д.
Как правило, к «массе» автомобиля подсоединены отрицательные выводы электросети.
Источниками электроэнергии на автомобиле являются генератор и аккумуляторная батарея, которые включаются параллельно друг другу.
При работающем двигателе генератор является основным источником электроэнергии и обеспечивает электроснабжение потребителей и подзарядку аккумуляторной батареи. При неработающем двигателе функция источника электроэнергии переходит к аккумуляторной батарее, которая также должна обеспечивать надежный пуск двигателя.
- Поскольку автомобильные генераторы работают в режимах переменных частот вращения и нагрузок, изменяющихся в широких пределах, для автоматического поддержания электрического напряжения на заданном уровне применяют различные регуляторы напряжения.
- ***
- Принцип работы свинцово-кислотного аккумулятора
Главная страница
Дистанционное образование
Специальности
Учебные дисциплины
Олимпиады и тесты
Назначение и общая характеристика электрооборудования
Электрооборудование автомобилей КамАЗ и Урал — это сложный комплекс приборов, объединенных в самостоятельную электрическую систему, состоящую в свою очередь из систем электроснабжения, пуска, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, звуковой сигнализации, отопления и вентиляции.
Читайте также: Принципы работы электрического двигателя для чайников
Система электрооборудования однопроводная, отрицательный полюс источников электроэнергии и потребителей соединен с «массой» автомобиля. Соединение отрицательного зажима аккумуляторной батареи с корпусом автомобиля производится дистанционным выключателем «массы».
Система электроснабжения предназначена для обеспечения электроэнергией потребителей. Источниками электроэнергии являются две аккумуляторные батареи повышенной емкости, соединенные между собой последовательно, и генератор, подключенный параллельно аккумуляторным батареям.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Соединяются агрегаты и приборы электрооборудования проводами различного сечения с полихлорвиниловой изоляцией. Провода, входящие в пучки, для облегчения их нахождения и удобства при монтаже имеют разные цвета. Соединение проводов между собой и присоединение к приборам осуществляются штепсельными разъемами.
Принципиальная схема электрооборудования автомобиля дана на рис. 3.1.
Особенностью схемы является наличие реле отключения обмотки возбуждения генератора при работе электрофакельного устройства.
Кроме того, в рабочем положении ключа выключателя приборов и стартера обесточивается кнопка 60 выключателя «массы», что предотвращает случайное выключение батарей автомобиля при работающем двигателе.
Выключать батареи можно только после отключения генератора от системы электрооборудования установкой ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение.
Система пуска и предпусковой подготовки двигателя состоит из стартера, дополнительного реле стартера, реле блокировки стартера (РБС) выключателя приборов и стартера, дублирующего выключателя стартера, розетки внешнего пуска и электрофакельного устройства.
Система световой сигнализации предназначена для оповещения водителей других транспортных средств о совершении маневра или торможения, а также для сигнализации о состоянии узлов автомобиля, влияющих на безопасность движения.
Включение указателей поворота осуществляется комбинированным переключателем при рабочем положении выключателя приборов и стартера. В цепи питания указателей поворота имеется контактно-транзисторное реле, обеспечивающее прерывистое свечение указателей поворота автомобиля и прицепа.
О работе указателей свидетельствуют лампы (отдельно автомобиля и прицепа) в блоке 36 контрольных ламп.
При включении аварийной световой сигнализации мигают все правые и левые указатели поворота, установленные на автомобиле и прицепе, а также контрольные лампы, вмонтированные в ручку выключателя аварийной сигнализации. Контрольные лампы указателей в блоке контрольных ламп при этом могут не гореть.
Сигнал торможения в лампах задних фонарей включается при срабатывании тормозных механизмов колес. В этом случае замыкаются контакты пневматического датчика 66 сигнала торможения, срабатывает промежуточное реле и загораются лампы сигналов торможения задних фонарей. Сигнал торможения включается и при включении стояночного тормоза.
При этом замыкаются контакты датчика, установленного в третьем контуре пневмопривода тормозов, и загорается контрольная лампа в блоке. В цепи питания контрольной лампы включения стояночного тормоза установлено реле-прерыватель, вследствие чего лампа горит прерывистым светом.
Одновременно через промежуточное реле замыкаются цепи ламп сигналов торможения задних фонарей. Эти цепи защищаются термобиметаллическим предохранителем и включены в цепь источника питания через амперметр, минуя выключатель приборов и стартера.
Сигнализация о состоянии тормозной системы выведена в общий блок контрольных ламп, установленный на щитке приборов, и защищается предохранителем.
- Система внутреннего освещения предназначена для освещения рабочего места водителя и приборов.
- Соединение всех потребителей с источником питания выполнено по однопроводной схеме, исключая плафон вещевого ящика (его отрицательный вывод подан на панель предохранителей), плафоны кабины, розетку переносной лампы.
- Цепи ламп освещения щитка приборов, плафонов, подкапотной лампы, плафона платформы, розетки переносной лампы и семиконтактной розетки на раме защищаются предохранителями.
Система наружного освешрния обеспечивает безопасность движения автомобиля. Ближний и дальний свет фар и габаритные огни включаются комбинированным переключателем непосредственно от источника питания через амперметр, противотуманные фары — отдельным выключателем ВК34. Цепи ближнего и дальнего света фар защищаются отдельными предохранителями ПР310.
Рис. 3.1. Принципиальная схема электрооборудования автомобиля:
1, 9— боковые повторители указателя поворота; 2, 8 — передние фонари; 3, 7 — фары; 4.6 — противотуманные фары; 5 — фонари аЕТопоезда; J0 — реле нагревателя топлива; 11 — транзисторный коммутатор высокого напряжения; 12 — пусковой подогреватель; 13 — термореле электрофакельного подогревателя; 14 — электрический сигнал; 15—подкапотная лампа; 16 — реле включения факельных свечей; 17—электродвигатель насосного подогревателя; 18 — реле включения сигналов; 19 — электродвигатель отопнтеля; 20—электромагнит включения пневмосигналов; 21 — реле сигнала торможения; 22. 84 — штепсельные розетки переносной лампы; 23 — реле включения стартера; 24 — зуммер; 25 — реле-прерыватель контрольной лампы включения стояночного тормоза; 26 — датчик указателя температуры жидкости; 28 — датчик контрольной лампы аварийного перегрева жидкости; 29 — контактор; 30 — реле-прерыватель указателей поворота; 31 — блок предохранителей; 32 — датчик указателя давления масла; 33 — датчик контрольной лампы аварийного падения давления масла; 34— реле отключения обмотки возбуждения генератора; 35 — электромагнит включения пневмосигналов; 36. 39 — блоки контрольных ламп; 37 — тахометр; 38 — спидометр; 40 — дублирующий выключатель стартера; 41— предохранитель; 42 — контактор электродвигателя подогревателя; 43— стартер; 44— включатель электромагнита моторного тормоза; 4S — включатель фонарей заднего хода; 46 — датчик указателя уровня топлива; 47 — датчик падения давления в воздушных баллонах передних тормозов; 48 — указатель температуры жидкости; 49— указатель уровня топлива; 50 — амперметр; 51 — указатель давления масла; 52 — лампа освещения шкалы манометра; 53—переключатель режимов работы двигателя отопителя; 54—переключатель; 55— регулятор напряжения; 56 — включатель фонарей автопоезда; 57 — включатель противотуманных фар; 58 — включатель плафона; 59— включатель аварийной световой сигнализации; 60 — кнопка дистанционного управления выключателем «массы»; 61 — выключатель приборов и стартера; 62 — реостат ламп освещения приборов; 63— выключатель электрофакельного подогревателя; 64, 71 — плафоны; 65 — датчик сигнализации блокировки межосевого дифференциала; 66 — включатель ламп сигналов торможения; 67, 70 — факельные свечи; 68 — электромагнит топливного клапана электрофакельного подогревателя; 69 — комбинированный переключатель света; 72 — выключатель предпускового подогревателя; 73 — выключатель «массы»; 74— аккумуляторная батарея; 75 — датчик сигнальной лампы стояночного тормоза; 76 — датчик падения давления воздуха в баллонах стояночного тормоза; 77— датчик падения давления воздуха в баллонах задних тормозов; 78— датчик падения давления воздуха в баллоне для питания потребителей; 79 — датчик тахометра; 80 — реле штепсельной розетки прицепа; 81 — датчик спидометра; 82 , 88 — задние фонари; 83, 87 — фонари заднего хода; 85 — штепсельная розетка прицепа с напряжением 24 В; 86 — штепсельная розетка прицепа с напряжением 12 В
Читайте также: Как устроены новогодние гирлянды
Рис. 3.2. Генератор Г288:
1 — шкив: 2 — вентилятор; 3,9 — крышки; 4 — статор; 5 — вал; 6— ротор; 7 — блок выпрямителей; 8 — контактные кольца; 10 — щетка; 11 — щеточный узел; 12 — обмотка возбуждения; 13 — полюсный наконечникРекламные предложения:
Читать далее: Устройство и работа генератора
Категория: — Автомобили Камаз Урал
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Электрооборудование автомобиля
Электрооборудование автомобиля (другое наименование – электрическая система автомобиля) предназначено для выработки электрической энергии и питания различных систем и устройств автомобиля.
Электрооборудование автомобиля объединяет источники и потребители тока, элементы управления, электрическую проводку. Все конструктивные элементы электрооборудования объединены в бортовую сеть.
Источниками тока в автомобиле являются аккумуляторная батарея и генератор.
Аккумуляторная батарея предназначена для питания потребителей электрическим током при неработающем двигателе, запуске двигателя, а также работе двигателя на малых оборотах.
Основным источником электрического тока является генератор. Он обеспечивает питание электрическим током всех потребителей, а также зарядку аккумуляторной батареи.
Емкость аккумуляторной батареи и мощность генератора должны соответствовать мощности потребителей электроэнергии на всех режимах эксплуатации автомобиля, т.е. в системе должен поддерживаться энергетический баланс.
Потребителей энергии условно можно разделить на три группы: основные, длительные и кратковременные. Основные потребители энергии обеспечивают работоспособность автомобиля. К ним относятся: топливная система, система впрыска, система зажигания, система управления двигателем, автоматическая коробка передач, электроусилитель рулевого управления.
Длительные потребители — это система охлаждения, система освещения, системы активной безопасности, система пассивной безопасности, система отопления и кондиционирования, противоугонные системы, аудиосистема, система навигации.
К кратковременным потребителям относятся большинство систем комфорта, система запуска, свечи накаливания, звуковой сигнал, прикуриватель.
Элементы управления обеспечивают согласованную работу источников тока и потребителей электроэнергии. В системе используются следующие элементы управления: щитки предохранителей, блоки реле, электронные блоки управления. Они расположены, как правило, децентрализовано.
На современных автомобилях многие функции реле и выключателей возложены на электронные блоки управления, но полностью отказаться от этих устройств пока невозможно. Например, на блок управления бортовой сетью возложены следующие функции:
- контроль потребления энергии;
- контроль напряжения на клеммах аккумуляторной батареи и при необходимости повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу;
- регулирование нагрузки за счет отключения отдельных потребителей, в основном из числа систем комфорта;
- управление системой освещения, стеклоочистителями, обогревателем заднего стекла и др.
В бортовой сети автомобиля помимо традиционной электрической проводки используются мультиплексные системы — т.н. шины данных, обеспечивающие соединение электронных блоков управления между собой и передачу сигналов управления в цифровом виде.
Источник https://yarllo.ru/electrical_equipment/elektrooborudovanie-avtomobila-ustrojstvo-i-rabota-osobennosti.html
Источник https://xn—-dtbchbawj2amueleii7b6i.xn--p1ai/akkumulyatory/elektrooborudovanie-avtomobilya-sostav-ustrojstvo-i-printsip-dejstviya.html