Устройство ходовой части грузовых машин: конструкция, сервис, обслуживание

Устройство ходовой части грузовых машин: конструкция, сервис, обслуживание

Эксплуатация грузовых автомобилей сопровождается процессами изнашивания, физическим и моральным старением. Если не поддерживать машины в исправном состоянии, своевременно и качественно не проводить техническое обслуживание, пренебрегать «консервированием» при долгом простое грузовиков, то технико-экономические показатели использования машин будут стремительно снижаться.

Что такое ходовая

Обслуживание грузовика

Ходовой частью автомобиля считается сборочный узел, состоящий из рамы, к которой крепятся определённым образом передняя и задняя оси (передний и задние мосты), подвеска, амортизаторы и колёсные диски со смонтированными на них шинами.

Основным несущим элементом в большинстве конструкций грузовых машин является рама. Но существуют и безрамные транспортные средства, где несущим является кузов. Такие конструкции часто можно встретить в компоновке автобусов.

Рама автомобиля

Рамы грузовиков имеют в основном лестничную конструкцию. Схематично она представляет собой две продольные балки, называемые лонжеронами, которые соединены между собой поперечными перемычками.

Хребтовая конструкция рам является более сложной и дорогой и применяется она в тех моделях, где предполагаются значительные усилия на скручивание. Внутри хребта-трубы проходит карданный вал. Картер заднего моста является элементом рамы. Подвеска в такой компоновке независимая. Традиционно такая конструкция используется в чешских грузовиках Tatra.

Обычно для изготовления лонжеронов используется гнутый П-образный швеллер корытного типа. Каждый автопроизводитель выбирает материал, который, видимо, наилучшим образом отвечает эксплуатационным требованиям данного автомобиля. В ЗИЛах устанавливают лонжероны из стали 30Т, в ГАЗах используется сталь 25, КамАЗ делает их из стали 15ГЮТ, а МАЗ применяет сталь 19ХГС.

Обслуживание грузовика

Для поперечин, которые связывают лонжероны и усиливают конструкцию рамы, иногда применяют толстостенные трубы, но чаще гнутый профиль той же корытной конфигурации. В отличие от лонжеронов толщина листа поперечин обычно не превышает 8 мм. Места расположения, конфигурация и число поперечин увязываются с расположением различных агрегатов автомобиля. Обычно их монтируют в местах установки кронштейнов подвески и там, где устанавливается силовой агрегат машины.

Участки рам, подвергающиеся максимальным нагрузкам, обычно усиливают. Шасси, предназначенные для производства спецтехники, оснащаются более прочными, усиленными рамами, ведь они должны выдерживать большие нагрузки. Особенно это касается грузоподъёмной техники.

Элементы рам грузового транспорта соединяются заклёпками. Это значительно надёжнее сварного соединения и не требует периодической подтяжки креплений, как при болтовом соединении. Кроме того, применение заклёпок упрощает процессы заводской сборки и последующий ремонт рам.

Устройство мостов

Управляемые передние колёса передают раме через подвеску продольные и боковые силы, которые возникают в процессе движения автомобиля. Передняя ось представляет собой стальную кованую двутавровую балку с отогнутыми вверх концами. Такой прогиб балки вниз нужен для более низкой установки двигателя.

На концах оси-балки имеются проушины, в которые устанавливаются шкворни, соединяющиеся с поворотными цапфами колёс. На ось поворотной цапфы насаживается ступица колеса. Колесо должно свободно вращаться, что обеспечивается парой конических подшипников, установленных на оси поворотной цапфы. Фиксирует ступицу наружная гайка со стопорным шплинтом. Она же позволяет регулировать затяжку подшипников во время эксплуатации.

Для снижения нагрузки на подшипники концы цапф немного опущены вниз. Величина наклона относительно осевой линии является величиной развала колёс. А чтобы при движении не возникало проскальзывания колёс, концы осей поворотных цапф не только смещают по вертикали, но и выставляют под некоторым горизонтальным углом.

Передний край колёс как бы слегка поворачивают друг к другу, устанавливая определённую величину схождения. Параметры схождения и развала необходимо обязательно систематически проверять и, при необходимости, регулировать, т. к. в процессе эксплуатации, с износом отдельных деталей ходовой части, положение колёс меняется.

Обслуживание грузовика

Задняя ось сообщает раме, через подвеску, толкающие усилия, которые создают установленные на этой оси ведущие колёса. Их, а также значительные усилия от действия тормозной системы, задняя ось воспринимает в режиме движения. Ступица заднего колеса монтируется, как и ступица переднего колеса, на двух конических подшипниках и удерживается от сползания с оси шплинтуемой или стопоримой гайкой. Задние колёса устанавливаются на полуосях, выходящих из картера главной передачи заднего моста.

Подвеска грузовика

Подвеска, являющаяся неотъемлемой частью ходовой, представляет собой упругую промежуточную конструкцию, соединяющую несущий элемент с колёсами автомобиля. Зависимые подвески используются в двухосных грузовиках, а также в конструкциях подрессоривания 3-х и 4-осных шасси. Там, где мосты близко расположены друг от друга.

Более прогрессивной является независимая подвеска. В ней каждое колесо подвешено к несущей конструкции независимо от других колёс. Естественно, такая схема подвески значительно дороже, но существенно повышает устойчивость автомобиля в целом.

Пневматические и гидравлические подвески позволяют водителю регулировать высоту пола или дорожный просвет. Конструкции комбинированных подвесок, например, комбинация листовой рессоры и пружины, либо дополнительных резиновых или пневматических элементов, существенно корректируют упругие характеристики подвески.

Читать статью  Ремонт передней подвески

В конструкциях современных грузовиков рессоры и амортизаторы крепятся к раме совместно с кабиной. Это позволяет уменьшать влияние перекосов рамы на конструкцию кабины в процессе эксплуатации автомобиля. Кроме того, необходимо периодически проверять взаимное положение передней и задних осей. Паспортное взаимное положение элементов ходовой существенно влияет на работу грузового автомобиля, начиная от нормального вращения колеса на дороге и более устойчивого положения машины на трассе до снижения сроков износа шин и экономии ГСМ.

Рама – на что обратить внимание при обслуживании

На техническое состояние грузовых машин влияют, прежде всего, условия работы: характер дорожного покрытия, соблюдение требований эксплуатации, особенно в части, касающейся соблюдения максимальной грузоподъёмности. Немаловажное значение имеет и уровень технического сервиса при проведении ТО и ремонтов, а также квалификация водителей и работников сервисных служб. И, конечно же, качество используемых запасных частей.

Обслуживание грузовика

Главным элементом ходовой, безусловно, является несущая рама. Основные дефекты, которые возникают в процессе эксплуатации в элементах рам, – это погнутость, скрученность и трещины. Требования к конструкции очень жёсткие. Перекос полок рамы допускается не выше 7 мм на всю длину балки и не более 2 мм на 1 м. Отклонение перпендикулярности поперечин к лонжеронам не должно превышать 2 мм на 1 м.

Ремонт заключается в разборке рамной конструкции, полной или неполной. Частично раму разбирают, только если ослабло не более одного клёпаного соединения в каждом сопряжении, обнаружились отдельные незначительные трещины или же имеются небольшие местные прогибы полок. Во всех остальных ситуациях, когда рама требует ремонта, она разбирается полностью.

Заклёпки срезают газовой горелкой или срубают пневмозубилом. Прогибы балок устраняются путём правки в холодном виде на гидропрессе, контролируя рихтовку линейками или шаблонами. При ремонте трещин сначала определяют их границы. Если трещина короткая, незначительная, то её прорезают, разделывают ручной шлифовальной машинкой, а затем прорезанный участок наплавляют электродами постоянного тока, например, УОНИ 13/55. Важно при сварке не допускать местного перегрева ремонтируемого участка, чтобы раму «не повело».

Разбитые отверстия после удаления заклёпок заваривают, подкладывая снизу медную пластину, затем зачищают поверхность сварки и сверлят новые отверстия. Ремонтные отверстия нужно сверлить диаметром, на 1 мм меньшим требуемого, а затем, используя пресс, развивающий усилие 200-400 кН, раздавить до необходимого диаметра специальным инструментом – дорном.

Часто трещины оказываются значительного размера, да ещё и пересекают отверстия под заклёпки. В этом случае вырезается повреждённый участок полки или рамы, а вместо него вставляется новый фрагмент такой же формы и размера, как и вырезанный. Вваривается фрагмент только встык. Причём положенный шов не должен выступать более чем на 2 мм над плоскостью лонжерона. Установка дополнительных ремонтных деталей внахлёст не допускается.

На одной продольной балке соединение сварочным швом можно использовать не более 3 раз, в т. ч. и заваривание трещины. Считается, что лонжерон, имеющий трещины, выходящие на вертикальную стенку, ремонту не подлежит. Аналогично и лонжерон, уже имеющий накладку или корытообразную вставку, в случае возникновения потребности в установке других вставок, подлежит полной замене.

Обслуживание грузовика

Сборку рамы нужно производить на специальном стенде. При установке заклёпок формировать головку заклёпки лучше гидравлическим инструментом, но для выполнения этой операции есть и пневматические устройства. Используя пневматику, заклёпку необходимо нагревать, чтобы уменьшить необходимое усилие на расклёпывание. При использовании гидравлического инструмента заклёпки предварительно отжигаются.

Подвеска – одна из наиболее нагруженных частей машины

Интенсивному износу в подвеске подвергаются упругие элементы – листовые рессоры, цилиндрические пружины, торсионы, работающие на скручивание, а также различные неметаллические конструкции, обеспечивающие работу подвески за счёт упругости резины, сжатого воздуха или жидкости. Для гашения амплитуды колебаний кузова и колёс, при наездах на неровности дорожного покрытия, используются амортизаторы, которые тоже относятся к деталям, состояние которых необходимо систематически контролировать.

Передняя ось чаще всего дефектуется по причине погнутости балки, которая возникает либо при наездах на выступающие преграды на пути грузовика, либо в результате повышенной нагрузки, действующей при износе других элементов ходовой, контактирующих с передним мостом.

Для узла передней оси характерен износ шкворневых соединений, самих шкворней, отверстий под шкворни в кулаках балки, разбивка посадочных мест под обоймы подшипников в ступицах передних колёс. Всё это в конечном итоге ведёт к ухудшению управляемости автомобилем, повышенному износу шин и топлива.

К ускоренному износу колёс ведёт также возникновение трещин или разломов листов рессор. В таких случаях рессору разбирают и меняют листы с дефектами. При длительной эксплуатации с перегрузами рессора может вообще потерять свойства упругости. В этом случае листы, для восстановления свойств, отжигают, выгибают, затем закаливают и производят отпуск до требуемой твёрдости. Более эффективным является метод дробеструйной обработки. С его помощью можно восстанавливать жёсткость не только рессорных листов, но также торсионов и пружин. В специальной установке струя чугунной или стальной дроби Ø0,6-0,9 мм направляется на восстанавливаемую деталь со скоростью 100 м/с. Происходит упрочнение наклёпом, после чего срок службы рессор увеличивается, в среднем, в четыре, а спиральных пружин – в 2,5 раза.

При проверке крепления рессор, а это нужно делать регулярно, особое внимание следует уделять степени затяжки гаек стремянок, а также степени износа втулок, через которые крепятся рессоры. Рессора не должна иметь продольного сдвига, который чаще всего возникает при срезании центрального, стягивающего рессору, болта.

Читать статью  Устройство подвески автомобиля – описание и назначение основных элементов

Главной «бедой» амортизаторов является потеря герметичности, что выражается в появлении подтеков амортизаторной жидкости на корпусе и, как следствие, потере амортизирующих свойств. В основном причиной этого является износ сальников, шарнирных соединений, клапанов и пружин. Уплотнения, а также детали с трещинами и задирами восстановлению не подлежат и заменяются новыми.

Колёса – посредник между машиной и дорогой

Дефекты колёс на 99% являются следствием их неправильной эксплуатации. Треснутые диски, погнутости краёв обода, повреждения бортовых и замочных колец – всё это следствие невнимательной езды или небрежных действий при замене колёс. Продлить срок службы резины поможет и перестановка колёс с передней оси на заднюю, в соответствии со схемой перестановки, через каждые 7-10 тыс. км. Причём запасное колесо также должно участвовать в процессе перестановки.

«Разбитые» отверстия под шпильки или болты крепления являются следствием недостаточной затяжки резьбовых соединений при установке колёс, а биение колеса – результатом небрежного монтажа покрышки или установки шины на неисправный, повреждённый обод. Хотя это может быть вызвано и дисбалансом колёс. Дисбаланс – очень опасное явление, оно приводит к быстрому износу шин, «разбалтыванию» элементов подвески и рулевого управления, отрицательно сказывается на устойчивости машины, особенно при прохождении поворотов. Монтировать резину нужно на обод правильной круглой формы, не имеющий забоин или вмятин, а перед установкой колёс на машину необходимо производить их балансировку.

Наибольшее распространение получил метод балансировки с помощью установки на колеса грузиков. На балансировочном стенде задаются параметры колеса. После нескольких оборотов электроника выдаёт информацию о массе и месте, где необходимо установить грузики, а работник сервиса набивает или приклеивает их на обод. В большинстве сервисных центров колесо на балансировочных стендах устанавливается по центральному отверстию. Но немецкая компания Haweka разработала специальные адаптеры, позволяющие базировать его по крепёжным отверстиям. По мнению специалистов компании, такое центрирование более точно передаёт реальную работу колеса на дороге. Споры о том, какой способ – по не изнашиваемому центральному отверстию или по «разбитым» крепёжным отверстиям – правильнее, в среде автомобилистов идут уже не один год.

Некоторые сервисные центры предлагают балансировку, в основе которой – использование электростатических гранул. Балансировочный бисер – шарики до 1 мм диаметром – засыпается через стандартный вентиль без разбортовки колёс. При движении гранулы гибко реагируют на постоянно меняющиеся нагрузки в элементах колёсной системы и даже на появляющиеся дополнительные нагрузки, такие как «прилипающие» куски льда, грязи или камни в протекторе. Такая «автоматическая» регулировка позволяет водителю не думать о балансировке в течение всего срока эксплуатации колеса. По словам приверженцев данной технологии, она увеличивает срок службы автошин, уменьшает расход топлива, а также снижает износ деталей, вызываемый вибрацией, т. к. применение гранул существенно снижает это физическое явление. В Европе и Америке такие технологии работают на грузовом транспорте более 15 лет. Для широкого распространения у нас, видимо, нужно, чтобы цена на балансировку этим способом была сопоставима с традиционными методами. Экономию «по кругу» мы, видно, считать пока не научились. А скупой, как известно, платит дважды.

Ремонт мостов и ходовой части грузового автомобиля

Сервис-центр «Магистраль» производит ремонт, обслуживание и диагностику мостов и ходовой части практически любого грузового автомобиля и прицепа. Ремонт главной передачи от 6500 руб.

Сервис-центр «Магистраль» осуществляет ремонт мостов и ходовой части следующих производителей: DETROIT DIESEL, Cummins, Caterpillar, LVC, Volvo, Man, Magirus, Scania, Renault, Mac, Mercedes Benz, МАЗ, Iveco, Daf и др.

Сервис-центр

Диагностика и ремонт ходовой системы грузовика.

Ходовая часть любого грузового автомобиля – это совокупность механизмов опоры, обеспечивающих связь между корпусом и колесами автомобиля во время движения. Подвеска грузового автомобиля выполняет следующие функции:

  • Равномерно распределяет динамические нагрузки на опорные элементы;
    улучшает тяговые качества машины
  • Приспосабливает элементы ходовой части к различным видам рельефа дорожного покрытия
  • Приспосабливает элементы ходовой части к наклонам грузового автомобиля во время поворотов
  • Поглощает шумы и вибрацию, возникающие при трении колес грузовика о дорожное покрытие.

Сервис-центр «Магистраль» располагающий профессиональным оборудованием и способностью обслуживания нескольких автомобилей в день по работам связанным с диагностикой и ремонтом ходовой части автомобиля. Выполняя ремонт ходовой грузовых автомобилей мы используем высококачественные расходные материалы и запчасти.

Квалифицированный персонал быстро и качественно произведёт необходимую диагностику ходовой части грузового автомобиля. Далее мы выдаем необходимые рекомендации по ремонту и ТО. Все проводимые работы будут согласовываться с Вами.

Влияние ходовой части на работу грузового автомобиля

Ходовая часть грузовика подвержена наибольшему износу, так как постоянно испытывает значительные нагрузки. Исправная ходовая часть позволяет владельцу грузового автомобиля эксплуатировать его с полной отдачей, обеспечивая быструю окупаемость вложений в приобретение техники. Однако если возникшие проблемы в ходовой части вовремя не устранить, ущерб от поломки окажется гораздо больше, чем затраты на своевременный ремонт.

Вам будет интересно Honda Civic IX с пробегом: моторы, трансмиссия, ходовая часть — – автомобильный журнал

Диагностика ходовой части грузового автомобиля

Опытный водитель грузовика может на слух определить характер неисправности ходовой части автомобиля. Однако далеко не каждый водитель коммерческого грузового транспорта сегодня имеет подобный опыт. Поэтому, чтобы ремонт грузового автомобиля не ударил по карману, стоит регулярно проводить диагностику ходовой части, выявлять и устранять ее неполадки. По сути, качественный сервис по ремонту ходовой части уже включает в себя диагностику ее систем и узлов, позволяя правильно определить причину неполадки, и только затем выполнять необходимый комплекс технических работ. Сделанный вовремя ремонт подвески обеспечит надежную работу всех его узлов, хорошую маневренность и устойчивость, а также безопасность на автодороге.

Читать статью  Ходовая часть. АЗЛК 2141 (Москвич)

Этапы диагностики ходовой части

  • Проверка тормозных механизмов на усилие (используются осевые стенды);
  • Осмотр состояния пружин, амортизаторов, пневматики и пр;
  • Измерение допустимого предела люфта в местах крепления подвески;
  • Расчет правильного наклона колес на высокоточном компьютерном оборудовании (развал-схождение).

Если во время диагностики выявлены отклонения от норм нормального функционирования системы, обязательно необходимо произвести ремонт грузовой техники в комплексе или в отдельных деталях ходовой.

Ремонт ходовой части грузового автомобиля

Ремонт грузовых автомобилей, и в данном случае ремонт ходовой части – это ответственная задача, с которой могут справиться квалифицированные специалисты с необходимым опытом. От их мастерства зависит качество и сроки выполнения ремонта. Они помогут подобрать запчасти, посоветуют на что обратить внимание при дальнейшей эксплуатации грузовика. Однако решение об использовании тех или иных запчастей при ремонте грузового автомобиля остается за клиентом.

  • В качестве восстановительных работ предлагается замена дефектных деталей;
  • Обновление элементов, выработавших свой ресурс эксплуатации;
  • Ремонт подвески, передних и задних мостов;
  • Правка колес, балансировка, реставрационные работы.

Диагностика и ремонт ходовой части на в сервис-центре «Магистраль» осуществляется на специализированном оборудовании с помощью профессиональных специалистов с использованием оригинальных запасных частей и качественных расходных материалов.

Сервис-центр «Магистраль» обладает необходимым оборудованием и инструментом и гарантирует качество выполняемых работ по ремонту мостов и ходовой части грузового автомобиля.

Вам будет интересно Передняя подвеска: устройство, части, пружина, схема и стабилизатор

Обращайтесь к нам по т.: 8 (8482) 94-77-00 и по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, ул. Магистральная 9.

Ремонт ходовой части грузового автомобиля

Сход развал

Пропуск планового или периодического обслуживания может вызвать у вас много головной боли и будет стоить вам гораздо больше денег в будущем. В техцентре Сервис Групп мы стремимся предоставлять надежные и экономичные услуги по техническому обслуживанию грузовиков, которые позволят вам проводить больше времени в дороге.

Наши услуги по профилактическому обслуживанию включают в себя все: от замены масла и фильтров до настройки двигателя, смазки трансмиссии, регулировки углов установки колес, системных испытаний и многого другого.

Когда ходовая часть вашего грузовика нуждается в капитальном ремонте, правильный ремонт может продлить срок его службы на долгое время, сэкономив много денег. Наши специалисты способны выполнить полный ремонт ходовой части качественно и за короткое время.

Сервис полностью оборудован программным обеспечением и новейшими инструментами, чтобы каждый ремонт проводился правильно. Сервис групп уже несколько лет является официальным участником международной сети EUROREPAR CAR SERVICE. У нас есть знания и опыт, чтобы выполнить любой ремонт ходовой части грузовых автомобилей.

Признаки неисправностей ходовой части и их причины

По сути, ходовая часть — это набор механизмов, которые взаимодействуют с колесами и подшипниками транспортного средства. Это устройство, объединяющее в себе систему управления автомобилем, трансмиссию, систему демпфирования и подвеску. Все эти системы связаны между собой на общей основе, и их работа синхронизирована, так что вся машина может двигаться. Шасси также включает в себя раму и системы привода — двигатель, коробку передач и подвеску.

Основными элементами ходовой части автомобиля являются две подвески — передняя и задняя, ​​а также колеса. Подвески необходимы для смягчения или устранения вибраций при движении, благодаря которым автомобиль плавно преодолевает любые неровности на дороге.

Вот несколько факторов, которые помогут определить, пришло ли время ставить диагноз:

  • • стук из-под машины;
  • • труднее водить машину;
  • • вибрации в салоне усиливаются;
  • • колеса стучат;
  • • под машиной были протечки;
  • • проблемы с тормозами;
  • • трясется при разгоне или остановке;
  • • подвеска стала жестче обычного.

Вам будет интересно Ходовая часть на ваз 2110

Диагностика ходовой части в «Сервис Групп»

Ходовая часть каждого автомобиля подвергается наибольшей нагрузке на дороге. Любая езда по неровной поверхности, езда по грунтовым дорогам или в зимних условиях негативно сказывается на компонентах. В нашем автосервисе мы ремонтируем грузовики, у нас есть специализированное оборудование, позволяющее быстро и профессионально диагностировать проблему. Нужно потратить некоторое время и посетить наш сервис для проведения комплексной проверки узлов.

Наша команда профессионалов проведет полную диагностику любой части автомобиля. Такое мероприятие даст четкое представление о состоянии всех деталей, и при необходимости они будут заменены.

Как правило, процесс состоит из таких шагов проверки:

  • • Сначала машина поднимается на стойку и проверяет общее состояние шасси.
  • • Все элементы просматриваются визуально.
  • • Определяется, насколько изношены элементы.
  • • Затем проводится подробная диагностика.

Помимо состояния амортизаторов диагностируется состояние:

  • • эластичность и степень износа рессор и пружинных опор;
  • • ступичные подшипники, колодки, подшипники, диски, барабаны, шланги и т. д.
  • • зазоры на втулках подвески, колодках, шарнирах;
  • • тяги и стабилизатор поперечной устойчивости.

Что входит в ремонт ходовой грузовиков

Наши клиенты могут быть уверены, что работы выполнены качественно, и автомобиль не выйдет из строя долгое время. Мы можем заверить наших клиентов, что их грузовики находятся в надежных руках опытных профессионалов.

Наши обычные ремонтные работы ходовой части включают подвеску, тормоза, шасси, выхлоп, амортизаторы, колесные подшипники и многое другое. Сегодня мы имеет все возможности дать автомобилям новую жизнь на многие километры впереди.

Когда у вас возникнут проблемы с ходовой частью грузовика, вы можете положиться на наш сервис и первоклассное обслуживание специалистов. Мы предлагаем ремонт и обслуживание, поддержку клиентов, продажу запчастей.

Источник https://t-magazine.ru/pages/what_go/

Источник https://avtoataman.ru/diagnostika-i-remont-mostov-i-hodovoj-magistral/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *