Износилось сцепление в авто: как понять, что его пора менять

Содержание

Признаки и причины неисправности сцепления

Мы собираем самые частые вопросы о запчастях, которые покупатели задают нашим продавцам, и отвечаем на них вместе с экспертами торговой сети AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Спрашивайте в комментариях.

Вопрос: Как понять, что сцепление неисправно?

«Самые очевидные признаки неисправности сцепления — это посторонние шумы, свист, лязг, хруст, рывки при переключении передач. К неочевидным признакам может относиться потеря динамики при разгоне. Так бывает, если сцепление пробуксовывает. В любом случае, если сцепление стало вести себя не так, как обычно, я рекомендую не затягивать с обращением в сервис. Проблемы сцепления влияют на работу всей трансмиссии и если упустить момент, можно столкнуться с более серьёзными проблемами»

Владельцы автомобилей с механической коробкой передач рано или поздно могут столкнуться с проблемами со сцеплением. Чтобы знать, какие шаги следует предпринять, желательно знать, какие признаки говорят о неисправности сцепления и какие у них причины.

В этой статье расскажем, что делать, если:

• Сцепление буксует;

• Сцепление ведёт;

• Сцепление шумит или свистит;

• Сцепление тугое;

• Сцепление мягкое.

В конце статьи дадим рекомендации по профилактике неисправностей сцепления.

Устройство сцепления

Схематичное устройство сцепления. С двигателем через сцепление соединена трансмиссия. Через карданный вал на дифференциал передаётся крутящий момент, который, затем, передаётся на корпус заднего моста и заднюю полуось.

Сцепление — это элемент трансмиссии, который передаёт крутящий момент от
двигателя на колёса, и может менять его величину и направление.

Детальная схема устройства сцепления. Состав всего блока показан по узлам.

Основные детали сцепления: маховик, ведомый диск (диск сцепления) и корзина
сцепления (состоит из кожуха, диафрагменной пружины и подвижного нажимного
диска), выжимной подшипник, привод сцепления.

Сцепление буксует

Когда говорят, что сцепление буксует, это означает, что между ведущим и ведомым диском нет достаточной силы трения. То есть прижимной силы недостаточно, чтобы полностью передать крутящий момент от двигателя на коробку передач.
В норме при отжатой педали сцепления ведомый диск плотно зажат между маховиком и нажимным диском в корзине сцепления. Возникающая сила трения обеспечивает работу трансмиссии. Если диски изношены, загрязнены или прижимная сила неотрегулирована, они начинают пробуксовывать друг относительно друга.

Признаки буксующего сцепления:

• потеря динамики на разгоне — если во время движения нажать на газ, машина ощутимо не ускорится (недостаточно крутящего момента);

• машина практически не реагирует на торможение двигателем;

• более позднее срабатывание сцепления — водитель всё больше и больше отпускает педаль сцепления, а машина не трогается;

• запах гари в салоне — от избыточного трения горит фрикционная накладка ведущего диска.

Причины
Диски быстро изнашиваются, если во время вождения не убирать ногу с педали сцепления и всё время немого на неё нажимать. При выжатой педали сцепления ведомый диск отодвигается, сцепление выключается, и крутящий момент не передаётся на колёса. Если всё время немного нажимать на педаль, диски полностью не отодвигаются друг от друга, и фрикционная накладка начинает гореть от избыточного трения. Чаще всего сцепление сжигают на подъёмах в гору или при резких перегазовках на больших оборотах.

Читать статью  Что такое сцепление: типы и основные функции

Впрочем, так как сцепление — это трущееся между собой элементы, от естественного износа никуда не деться. В этом случае первые признаки пробуксовки начинают появляться приблизительно после 60-100 тысяч километров пробега. Проблему можно решить заменой ведущего диска.

Один из способов определить износ — по скорости срабатывания сцепления. Если при переключении передач обороты двигателя растут и по мере отпускания педали начинают снижаться, скорее всего, сцепление изношено. Необходимо отрегулировать его или заменить диск сцепления.

Сцепление может буксовать не только из-за износа. Может, например, потечь задний сальник коленвала. Тогда масло попадает на рабочие поверхности сцепления, и диски начинают проскальзывать. В этом случае нужно снять сальник, устранить течь и промыть все соприкасающиеся элементы.

Проверка
Проверить, буксует ли сцепление, можно двумя способами. В первом, более щадящем, нужно разогнаться на четвёртой передаче до скорости 60-70 километров в час, отпустить педаль газа, не трогать педаль сцепления и тормозить двигателем. На скорости около 20 километров в час нужно резко нажать на педаль газа. Если стрелки тахометра (оборотов двигателя) и спидометра поползут вверх практически синхронно, значит, пробуксовки сцепления нет. Если стрелка тахометра взлетит вверх, машина заревёт, а скорость будет набираться медленно или не набираться совсем, значит, у сцепления есть проблемы, необходимо обратиться в сервис.

Второй способ используется, когда негде разогнаться. Нужно поставить машину на ручник, включить любую передачу и плавно начать отпускать педаль сцепления. В нормальном случае интервал включения сцепления где-то на половине траектории. Чем ближе к концу хода педали оно включается, тем больше износ диска.

Снимок с экрана, на котором открыт раздел каталога онлайн-магазина запчастей AUTO3N Диски сцепления. Вверху экрана строка поиска дисков сцепления по VIN. В центре экрана четыре карточки товаров. В левой части экрана меню с фильтрами, по которым можно отсортировать товар.

Купить диски сцепления можно в разделе нашего каталога Сцепление → Диски сцепления.

Сцепление ведёт

Когда говорят, что сцепление ведёт, это означает, что при выжатой педали, сцепление не выключается, тогда как в норме, как мы говорили выше, при выжатой педали сцепления ведомый диск должен отодвигаться, и сцепление должно полностью выключаться из работы, чтобы водитель спокойно переключил передачу.

Признаки того, что сцепление ведёт:

• затруднённое включение передач, особенно первой и задней, так как при их включении передаётся больше всего крутящего момента;

• невозможность включить передачи;

• включение с хрустом или характерным рывком, как если бросить педаль сцепления;

• Отсутствие свободного хода — 1-2 сантиметра педаль должна абсолютно свободно ходить без нажима (можно проверить рукой).

Причины
Чаще всего неисправность возникает из-за плохой работы приводов сцепления. Например, если распушился или вытянулся тросик сцепления, при нажатии на педаль силы нажатия будет недостаточно и детали узла сцепления продолжат работать. Распушившийся тросик можно только поменять. Вытянувшийся — попробовать отрегулировать.

В сцеплении с гидравлическим приводом в систему может попасть воздух. Так как воздух, в отличие от жидкости, сжимается, на сцепление передаётся недостаточное усилие, узел не до конца разъединяется с двигателем и появляются признаки того, что сцепление ведёт. Чтобы решить проблему, нужно осмотреть все элементы управления и убедиться, что нет утечек, после чего прокачать систему.

«Если сцепление не включается, в него, скорее всего, уже попала критическая масса воздуха. Придётся прокачивать систему автомобиля на месте, либо вызывать эвакуатор и ехать в сервис. Важно знать, что для прокачки сцепления необходимо два человека. Один прокачивает систему, нажимая на педаль сцепления, второй открывает прокачные штуцеры для удаления воздуха» — Андрей Нюхтиков, начальник торговой сети AUTO3N Москвы.

Если видны следы утечки тормозной жидкости (в гидропривод сцепления заливают именно тормозную жидкость, DOT-3 или DOT-4) или в бачке уровень жидкости ниже нормы, необходимо долить её и немедленно ехать на сервис для поиска неисправности.

Читать статью  Как отрегулировать педаль сцепления

Если утечки нет, воздуха в системе нет, тросик исправно работает, но сцепление всё равно ведёт, возможно погнулась вилка, которая давит на выжимной подшипник. В этом случае необходимо её заменить.

Снимок с экрана, на котором открыт раздел каталога онлайн-магазина запчастей AUTO3N Вилки сцепления. Вверху экрана строка поиска вилки сцепления по VIN. В центре экрана четыре карточки товаров. В левой части экрана меню с фильтрами, по которым можно отсортировать товар.

Купить вилку сцепления можно в разделе нашего каталога Сцепление → Вилки сцепления.

Сцепление шумит

Сцепление может шуметь из-за неисправности выжимного подшипника или демпфирующей пружины диска сцепления.

При неисправности подшипника при нажатии на педаль сцепления появляется характерный свист ближе к центру торпеды в районе педали газа. Также на педаль сцепления может передаваться вибрация. При появлении этих признаков желательно как можно быстрее обратиться в сервис для замены подшипника, так как со временем он может развалиться.

Второй очень страшный, лязгающий звук может говорить о том, что перегрелась или лопнула нажимная демпфирующая пружина ведущего диска, или разваливается сам демпфер. Звук может сопровождаться стуками или рывками при переключении передач. В этом случае необходимо срочно обратиться в сервис. Для устранения неисправности потребуется замена корзины сцепления.

Снимок с экрана, на котором открыт раздел каталога онлайн-магазина запчастей AUTO3N Подшипники выжимные сцепления. Вверху экрана строка поиска подшипника сцепления по VIN. В центре экрана четыре карточки товаров. В левой части экрана меню с фильтрами, по которым можно отсортировать товар.

Купить выжимной подшипник сцепления можно в разделе нашего каталога Сцепление → Подшипники выжимные сцепления.

Сцепление тугое

Причины тугого хода педали сцепления могут быть разными в зависимости от привода сцепления.

В сцеплении механическом приводе сцепления тугой ход педали чаще всего вызван тем, что тросик распушился и начал задевать рубашку. В этом случае его надо заменить. Также может быть, что внутрь тросика попала грязь, пыль или следы естественного износа. Тогда можно отсоединить тросик и побрызгать его WD-40.

Тугой ход педали сцепления с гидравлическим приводом чаще всего говорит об износе корзины сцепления, когда после пробуксовки она перегревается, и прижимная пружина становится жёсткой. Решить такую проблему можно только заменой корзины. В некоторых случаях тугой ход сцепления может быть вызван тем, что в гидравлический привод попала грязь. Проблема решается прокачиванием системы.

Снимок с экрана, на котором открыт раздел каталога онлайн-магазина запчастей AUTO3N Корзины сцепления. Вверху экрана строка поиска корзины сцепления по VIN. В центре экрана четыре карточки товаров. В левой части экрана меню с фильтрами, по которым можно отсортировать товар.

Купить корзину сцепления можно в разделе нашего каталога Сцепление → Корзины сцепления.

Сцепление мягкое

Аналогично с тугим ходом педали сцепления, причины слишком мягкого хода зависят от типа привода сцепления.

В сцеплении с механическим приводом мягкая педаль, скорее всего, будет означать, что тросик вытянулся или на нём порвались несколько волосков. Можно попробовать его отрегулировать, но лучше заменить.

В сцеплении с гидравлическим приводом, мягкая педаль сигнализирует о том, что в систему попал воздух. В этом случае необходимо прокачать сцепление.

Снимок с экрана, на котором открыт раздел каталога онлайн-магазина запчастей AUTO3N Тросики сцепления. Вверху экрана строка поиска троса сцепления по VIN. В центре экрана четыре карточки товаров. В левой части экрана меню с фильтрами, по которым можно отсортировать товар.

Купить трос сцепления можно в разделе нашего каталога Сцепление → Тросики сцепления.

Профилактика

Чтобы своевременно заметить признаки износа сцепления, необходимо регулярно осматривать его, особенно после 60 тысяч километров пробега.

В системе с гидравлическим приводом необходимо регулярно проверять уровень тормозной жидкости в бачке. Жидкость необходимо менять раз в 2 года, так как она гигроскопична, то есть со временем впитывает влагу из окружающей среды. Набранная влага окисляет металл внутри узла, из-за чего неправильно работают манжеты или совсем выходят из строя без достаточной смазки.

Также важно проверять уровень трансмиссионного масла в коробке передач. О том, как это сделать, писали в отдельной статье. Читать →

Тросик сцепления необходимо смазывать силиконовой или тефлоновой смазкой хотя бы раз в год. WD-40 лучше не пользоваться, так как жидкость вымывает ранее нанесённую смазку. В хорошем сервисе мастера смажут тросик без дополнительной просьбы, но можно попросить об этом самостоятельно и потом проверить в заказ-наряде, была ли работа выполнена.

Читать статью  Как работает сцепление на ВАЗ 2110: подробное объяснение и принцип работы

Если сцепление стало работать непривычно, с задержкой, появились посторонние шумы, которых раньше не было, с обращением в сервис лучше не затягивать. Неисправности сцепления влияют на работу всей трансмиссии, и если вовремя не устранить проблему, можно попасть на очень дорогой ремонт.

Простой подбор сцепления

Купить запчасти для ремонта сцепления в AUTO3N можно в два клика. Подберите в нашем онлайн-каталоге комплект сцепления, корзины, диски, подшипники и другие детали узла, а мы доставим заказ в любую точку России.

Износилось сцепление в авто: как понять, что его пора менять

Износ сцепления на автомобилях с механической коробкой обычно происходит постепенно, поэтому его не всегда просто отследить. Часто водители замечают, что сцепление вышло из строя только тогда, когда автомобиль перестает ехать.

Сцепление – один из важнейших компонентов трансмиссии автомобиля, передает обороты двигателя на трансмиссию и далее – на колеса. Этот механизм очень важен для правильной работы автомобиля, и износ или повреждение сцепления может привести к более серьезным проблемам с трансмиссией. Следовательно, важно знать признаки износа сцепления и понять, когда его нужно менять.

Ощутимые изменения в работе сцепления

Одним из первых признаков износа сцепления есть изменения в работе механизма. Если вы замечаете, что педаль сцепления стала менее жесткой, или наоборот – очень тугой, или имеет больший отклон при нажатии, это может быть признаком того, что диск или корзина сцепления изношены. Также вы можете ощутить вибрацию при выходе на рабочий режим после отпускания педали.

Так выглядит сожженное сцепление

Запах горелого

Если во время вождения вы замечаете неприятный запах жженого, особенно при движении на подъеме или во время активного пользования педалью сцепления, это может быть связано с его износом. Изношенные детали сцепления могут создавать чрезмерное трение, вызывающее нагрев и горение материалов.

Проблемы с переключением передач

Изношенное сцепление может вызвать проблемы с переключением передач. Зачастую тяжело включается первая передача или задний ход, а также может возникнуть скрежет или стук во время переключения передач. Это может свидетельствовать о проблемах с выжимным подшипником или другими компонентами сцепления.

Тяжелое переключение передач (особенно первой и задней) является одним из признаков износа сцепления

Усиленные вибрации во время движения

Если вы замечаете увеличение вибраций во время движения или изменения передачи, это может быть признаком неисправности прививки. Изношенные или поврежденные компоненты сцепления могут вызвать неравномерное распределение оборотов и создавать вибрации.

Замена сцепления

Обычно рекомендуется менять комплект сцепления, содержащий диск, корзину и выжимной подшипник. В некоторых случаях к этому прибавляют еще и демпферный маховик (если он изношен). Также попутно предлагают менять задний сальник коленчатого вала.

Изношенный диск сцепления имеет меньшую толщину, чем новый

Если вы заметили какие-либо из признаков износа сцепления, обратитесь к квалифицированному автомобильному мастеру для проверки и замены деталей сцепления. Своевременная диагностика и обслуживание сцепления поможет сохранить трансмиссию автомобиля в хорошем состоянии и избежать более серьезных проблем на дороге.

Евгений Гудущан

Редактор Авто24

Образование – Киевский транспортно-экономический профессиональный колледж НТУ, Киевский Национальный Университет Технологий и Дизайна. Более 20 лет за рулем, более 10 – в автомобильной журналистике. Протестировал сотни автомобилей и мотоциклов, посетил десятки стран мира.

Источник https://auto3n.ru/statii/2398-priznaki-i-prichiny-neispravnosti-sczepleniya

Источник https://auto.24tv.ua/ru/iznosilos_sceplenie_v_avto_kak_ponyat_chto_ego_pora_menyat_n47078

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *