Сгорело сцепление: признаки неисправности, способ ремонта

Сгорело сцепление: признаки неисправности, способ ремонта

Сцепление – это главный конструктивный элемент в трансмиссии любого автомобиля. Данный механизм служит для кратковременного отключения двигателя от коробки передач, а также для плавной передачи крутящего момента от маховика мотора на КПП. Таким образом, сцепление призвано защитить узлы трансмиссии от различных перегрузок. Находится данный механизм между ДВС и КПП. В сегодняшней статье мы рассмотрим признаки сгоревшего сцепления в автомобиле, а также пути решения данной проблемы.

Немного об узле

Сперва уделим внимание самому сцеплению. Если говорить кратко, данный узел может быть нескольких типов:

  • Однодисковым.
  • Многодисковым.

сгорело сцепление

На большинство современных авто устанавливается классический однодисковый механизм. Он состоит из следующих элементов:

  • Ведомый диск.
  • Нажимной диск.
  • Маховик.
  • Диафрагменная пружина.
  • Вилка и муфта выключения сцепления.
  • Выжимной подшипник.

Все эти элементы размещаются в картере КПП, который крепится болтами к двигателю. Часто автомобилисты называют это место «колоколом» КПП за столь характерную его форму. Что же, давайте рассмотрим признаки сгоревшего сцепления.

Симптомы

Первый и самый распространенный – это характерный запах. Именно по запаху гари можно определить, что ведомый диск прокручивается и трется о маховик с неимоверным усилием. Это говорит о том, что от силы трения существенно повысилась температура фрикционных накладок. В случае существенных нагрузок, запах может держаться еще продолжительное время. Причем гарь доносится прямиком в салон. Не обязательно для этого выходить на улицу. Определить сгоревшее сцепление сможет даже неопытный водитель.

сгорело сцепление что менять

Стоит отметить, что в редких случаях элемент может пробуксовывать без характерного запаха. Признаки сгоревшего сцепления здесь иные – машина просто теряет динамику. Все очень просто: маховик передает вращательный момент, который в полной мере не передается на ведомый диск. А все потому, что его износ критический, и он попросту не может войти в зацепление с маховиком. Таким же образом можно распознать, что сгорело сцепление на мотоцикле.

Иные признаки

Если износ фрикционных накладок уже критический, машина будет иначе себя вести. Ниже мы рассмотрим такие признаки сгоревшего сцепления:

  • Затрудненный старт. Автомобиль может стоять на месте, даже если отпустить педаль сцепления. Диску не хватает прижима, чтобы передать крутящий момент на коробку далее. В таком случае можно констатировать критический износ ведомого диска.
  • Рывки при движении. В данном случае еще можно тронуться на автомобиле с места, но старт будет создавать дискомфорт. Машина начинает сильно дергаться. С набором скорости эти рывки пропадают. Но они опять могут возобновиться, если водитель предпримет попытку начать движение с первой передачи. Также автомобиль будет нехарактерно разгоняться в момент переключения на повышенную скорость. Поскольку диск неплотно прижимается к маховику, то и вращательный момент будет передаваться с рывками. Машина теряет в динамике разгона. В ходе разборки, можно обнаружить люфты диафрагменных пружин. Именно они служат для компенсации и сглаживания нагрузок, что идут от маховика к коробке. В случае люфта демпферных пружин на ведомом диске сцепления, такой механизм меняется на новый целиком.
  • Ход педали сцепления. В случае, если сгорел диск, водитель заметит увеличенный свободный ход педали.
Читать статью  Какое сцепление ставить на 2114 SuperAvto с 124 двигателем?

Затрудненное включение скоростей

При выжатой в пол педали, водитель с трудом (или с характерным треском) включает передачу. Это говорит о том, что сцепление было выключено не полностью.

Замасливание

Кстати, пробуксовка может происходить и по причине замасливания фрикционных накладок диска. Масло из коробки по каким-то причинам попадает на рабочую поверхность сцепления.

сцепление менять

В итоге диск скользит в попытках зацепиться за маховик. Эта неисправность тоже сопровождается запахом гари. Но он будет похож на сгоревшее масло. Если это так, необходимо диагностировать коробку и выяснять причину, почему смазка из картера попадает на диск.

Сгорело сцепление: последствия

К каким последствиям может привести езда со сгоревшим диском? Если горит фрикционная накладка, в первую очередь страдает маховик. Так, заметно увеличивается его температура. Причем растет она неравномерно. Из-за этого одна часть маховика становится излишне твердой. Механизм деформируется из-за этого. А поскольку на рабочей поверхности образуются неровности (в идеале маховик должен быть ровным), площадь контакта существенно снижается. Из-за этого диск все чаще и чаще пробуксовывает. Фрикционные накладки не смогут нормально зацепиться с поверхностью и из-за этого подгорают. Диск свободно прокручивается, и температура из-за трения опять возрастает. Если водитель вовремя не предпримет меры, на маховике образуются микротрещины. А перед этим сам маховик покроется синими пятнами. Пример такого элемента читатель может увидеть на фото ниже.

сгорело сцепление что менять фото

Что самое интересное, определить эти пятна можно только после снятия коробки. Но можно заранее предотвратить серьезные последствия. Так, если признаки сгоревшего сцепления (характерный запах гари) наблюдаются часто, а сама машина дергается, стоит не откладывать с ремонтом. Эксплуатировать такой автомобиль не рекомендуется. Иначе можно попасть не только на замену сцепления (которая будет производиться в любом случае), но и на замену маховика. Хорошо, если он имеет простую конструкцию – одномассовый. Но на автомобилях марки «Фольксваген», «Шкода» и «Ауди» давно практикую двухмассовые маховики. Их стоимость составляет порядка 800 долларов.

Почему горит сцепление?

Первая и самая распространенная причина, по которой горит сцепление – это повышенные нагрузки на автомобиль. Что подразумевается под этим понятием? В первую очередь, это агрессивная манера езды. Из-за частых и резких стартов с места диск сцепления прокручивается и подгорает. При движении на более высоких передачах крутящий момент не такой существенный, а потому риск горения диска сведен к минимуму. Как показывает статистика, именно при резких стартах с первой передачи горит сцепление.

Но не только агрессивная манера может привести к подобным проблемам. Для примера приведем автомобиль «ГАЗель». Казалось бы, на этом грузовике вряд ли можно прибегать к агрессивной езде. Но здесь другая беда: перегруз. Именно из-за перегруза повышается нагрузка на сцепление и иные узлы. Водитель в попытках тронуться с места, прибавляет газ, тобишь увеличивает обороты двигателя. соответственно, растет и крутящий момент. Этот момент слишком большой, и потому диск при соприкосновении с маховиком начинает частично прокручиваться.

Аналогичная ситуация и с автомобилями, которые буксируют прицеп. Если последний существенно нагружен, есть большой риск сжечь сцепление. Конечно, при редких поездках полностью износить диск нельзя, но ресурс его однозначно снизится.

сцепление что менять

Еще одна ситуация, которая может привести к пробуксовке (а соответственно и горению) диска – это буксировка иного автомобиля. Согласно ПДД, масса первого транспортного средства должна быть выше или по крайней мерее не меньше того, который буксируется. В противном случае сцепление терпит повышенный износ, а иногда и сильно горит. Подобные случаи имеют место и при зимней эксплуатации. Яркий пример – машина засела в снегу. В попытках тронуться водитель жжет сцепление, не подозревая о последствиях.

Читать статью  Есть ли сцепление в автоматической коробке передач: можно ли его сжечь

Про АКПП

Как такового сцепления в автоматической коробке нет. Здесь эта роль отведена гидротрансформатору. Он включает в себя две турбины, через которые циркулирует масло под давлением. Ввиду этого сцепление на АКПП часто называют мокрым. То есть, крутящий момент передается посредством масла. Но может на автомате сгореть сцепление? Признаки неисправности в данном случае иные. Так, коробка будет вставать в аварийный режим, а передачи включаться с пинками. Все это говорит об износе фрикционных пакетов.

сгорело сцепление менять

Но рывки могут быть и по другим причинам (например, из-за соленоидов или забитого гидроблока). Поэтому в любом случае АКПП нужно детально диагностировать.

Сгорело сцепление: как доехать до сервиса?

В случае с автоматом, доехать до сервиса можно только на эвакуаторе. Электроника попросту может не позволить вам продолжать движение. Поэтому рассмотрим ситуацию на механической коробке. Итак, если сгорело сцепление, как доехать? Вспоминая школьный курс физики несложно догадаться, что для старта без пробуксовки диска нам нужен минимальный крутящий момент. Естественно, передаточные числа первой скорости не дадут нам это сделать. Включив первую скорость, машина будет стоять на месте. Поэтому трогаться нужно со второй, а иногда даже с третьей передачи.

сгорело сцепление что

Так, сила трения будет максимально низкой, и автомобиль сможет начать движение без пробуксовки диска. Если есть необходимость, можно переключиться на более высокую передачу. Для этого достаточно развить нужные обороты и включить скорость. Но чтобы переключиться обратно на низшую, не обойтись без перегазовки. Для этого переключаем рычаг в нейтральное положение и поднимаем обороты выше трех тысяч. Далее включаем низшую передачу.

Что под замену?

Многие автомобилисты задаются вопросом, что менять. Сгоревшее сцепление восстановлению и ремонту не подлежит. Поэтому на автомобиль устанавливается абсолютно новый ведомый диск. Кроме того, специалисты рекомендуют осмотреть состояние нажимного диска. Если лепестки согнуты, данный элемент тоже подлежит замене. Кроме того, нужно поменять выжимной подшипник. Его ресурс чуть выше, чем у диска. Но если уж разбирать коробку, то ставить новый подшипник. Иначе придется разбирать трансмиссию снова, через 10-20 тысяч километров пробега. А процедура эта достаточно трудоемкая и кропотливая.

Итак, мы выяснили признаки сгоревшего сцепления и причины данного явления.

Как определить, что пора менять сцепление, не разбирая машину

Сцепление (муфта сцепления) в автомобилях с ручным механическим переключением передач, а также на некоторых автоматизированных коробках, служит для разрыва потока крутящего момента от коленчатого вала двигателя к трансмиссии. Для этого его ставят сразу после маховика и там же располагается первичный вал КПП.

Являясь расходником, оно должно периодически заменяться, срок службы зависит исключительно от его размеров и условий эксплуатации, и все попытки вывести среднее значение не имеют смысла. Но проверить муфту инструментально без снятия агрегатов нереально, поэтому надо знать основные проявления неисправности.

Основные элементы механизма сцепления

Существует множество конструктивов муфты сцепления и её привода, есть смысл рассмотреть самый типичный, применяемые на большинстве автомобилей – сухое однодисковое с приводом от ножной педали. Все прочие отличаются исполнением и деталями.

В состав такого устройства входят:

  • ведущий диск, в роли которого выступает торцевая поверхность маховика двигателя;
  • ведомый с фрикционными накладками;
  • нажимной диск с центральной пружиной диафрагменного типа, обычно именуемый корзиной за некоторое внешнее сходство;
  • ступица со скользящими по первичному валу коробки шлицами;
  • демпфер крутильных колебаний, как и ступица входит в состав ведомого диска;
  • нажимная муфта с упорным подшипником;
  • вилка выключения;
  • гидравлический или тросовый привод от ножной педали.
Читать статью  Сцепление автомобиля. Диск сцепления

В нормальном состоянии ведомый диск надёжно зажат усилием пружины между корзиной и маховиком. Если нажать на педаль, то усилие будет передано через привод, вилку и муфту выключения на корзину, диск освободится, и передача вращения прекратится.

Переход между этими двумя состояниями может производиться с разной степенью плавности в зависимости от желания водителя при трогании с места и переключении передач.

Признаки неисправности сцепления

Всё должно работать плавно, без рывков и нежелательных пробуксовок, а вот их появление свидетельствует о необходимости ремонтного вмешательства. Существует набор типичных признаков предельного износа или поломок механизма.

Пробуксовывание

По мере наработки ресурса происходит износ трущихся поверхностей и ослабление диафрагменной пружины. В результате предельный выдерживаемый момент, снижается и становится равным тому значению, которое способен развивать двигатель. Начинается пробуксовка.

У кого хоть раз буксовало сцепление, тот уже не ошибется в диагнозе. Характерные симптомы:

  • букс начинается всегда при подаче газа на высших передачах, а по мере развития – и на всех остальных;
  • стрелка тахометра уходит в сторону больших оборотов, а скорость при этом адекватно не растёт;
  • в салон начинает проникать запах горелых накладок;
  • при трогании с места сцепление схватывает всё выше и выше по ходу педали.

Режим опасен, детали быстро перегреваются, объём разрушений и цена ремонта будут расти. Можно доехать до СТО, но при этом исключая резкие разгоны.

Неполное разъединение

Такой эффект называют «сцепление ведёт». Неполный выжим затрудняет включение первой передачи при неподвижном автомобиле и работающем моторе. Если заглушить, то рычаг пойдёт без сопротивления.

Когда после регулировки и прокачки привода ничего не меняется, несмотря на штатный ход вилки, то придется менять сцепление, у него скорее всего искривлены пружина, корзина и ведомый диск.

Шум и вибрация при включении сцепления

Во время старта, особенно при попытке сделать это плавно, сцепление начинает «дробить», то есть машина испытывает сильные вибрации.

Придержав педаль и добавив обороты можно избавиться от вибрации, но это ненадолго, процесс будет нарастать. Обычно виноваты накладки диска, поверхность маховика, дефекты корзины и демпфер. Решается заменой комплекта.

Рывки в начале движения и во время езды

Дополнительная причина рывков, которые могут и не давать вибрацию, заключается в неправильной работе выжимного подшипника, а также ступицы ведомого диска.

После выгорания смазки оба узла теряют плавность, начинаются заедания и подклинивания. Как и все прочие проблемы, без снятия коробки и ревизии сцепления это не решается.

Что может стать причиной неисправности

Есть несколько типичных проблем, сокращающих срок службы сцепления до неприемлемого:

  • злоупотребление пробуксовками сцепления в момент резкого старта с места;
  • привычка трогаться со второй передачи;
  • удержание машины на месте на небольших подъёмах и коротких остановках полувыжатым сцеплением;
  • нахождение ноги на педали, для этого есть специальная площадка;
  • при переключениях на разгоне попытка его ускорить преждевременной подачей газа, как и наоборот, отпускание педали со сброшенным газом, вызывающее клевок;
  • учебная езда;
  • установка дешевого комплекта сцепления недостаточного качества;
  • нарушения технологии замены узла;
  • частичная переборка муфты вместо замены комплектом, включая элементы привода;
  • пренебрежение диагностикой поверхности маховика.

Стоит добавить, что существует режим езды, в котором сцепление становится вечным и переживет все прочие элементы автомобиля.

Это если двигаться по ровной дороге, не останавливаясь и не переключая передачи. Все остальное будет снижать ресурс.

Но опытные водители способны снизить износ буквально до фантастических значений. Они понимают физику работы этого главного фрикциона автомобиля и не дают ему изнашиваться даже в обычной эксплуатации.

Описанные в технической литературе антирекорды по убиванию сцепления, сделанные умышленно, дают время жизни муфты в самом экстремальном режиме порядка одной минуты.

Источник https://fb.ru/article/385595/sgorelo-stseplenie-priznaki-neispravnosti-sposob-remonta

Источник https://autovogdenie.ru/kak-ponyat-chto-pora-menyat-sceplenie.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *