Как работает сцепление автомобиля с МКПП
Устройство автомобиля с механической коробкой передач в обязательном порядке предполагает наличие механизма сцепления в устройстве трансмиссии. При этом следует отметить важность данного узла, так как именно благодаря сцеплению передается крутящий момент от мотора на колеса, а также удается мягко и плавно трогаться с места и далее переключать передачи КПП.
Если просто, сцепление связывает коробку и двигатель, позволяя передавать усилие ДВС на трансмиссию. При этом, если возникает такая необходимость, сцепление позволяет «размокнуть» жесткую связь ДВС и КПП. В этой статье мы подробно рассмотрим, для чего нужно сцепление и как работает сцепление автомобиля, а также на что обратить внимание в рамках эксплуатации машины с МКПП.
Как работает сцепление и что делает педаль сцепления
Итак, как уже было сказано выше, сцепление можно считать основным связующим звеном между ДВС и коробкой передач. Давайте разберем его назначение и устройство. В первую очередь, механизм сцепления служит для соединения коробки передач с мотором. Также данный узел позволяет не только передавать, но и прерывать поток мощности от двигателя на коробку передач.
Фактически, это становится возможным благодаря прижатию и разжиманию дисков с фрикционными накладками. Если максимально упростить информацию, чтобы было понятно, одна сторона узла сцепления крепится к маховику двигателя. К другой стороне присоединен вал коробки передач. Когда водитель не нажимает на педаль сцепления, диски плотно прижаты друг к другу, что и позволяет передавать крутящий момент от маховика на вал КПП.
Если же водитель нажимает на педаль сцепления, диски сцепления размыкаются, тем самым прекращается передача крутящего момента. Так вот, размыкание дисков и прекращение передачи усилия от ДВС на КПП необходимо для включения передач.
Следовательно, принцип действия является таковым: во время нажатия на педаль сцепления диски между собой разводятся, вследствие чего можно переключиться на нужную передачу. После того, как водитель включил нужную передачу, педаль сцепления отпускается, диски смыкаются и мотор снова передает усилие, вращая колеса через трансмиссию.
Становится понятно, что механизм сцепления является немаловажным составляющим. Без сцепления автомобиль попросту не сможет начать свое движение, а в процессе езды переключать передачи будет достаточно сложно или невозможно. Например, без использования педали сцепления удается понизить передачу, что под силу опытному водителю.
Однако переключение на ступень выше без сцепления становится намного более сложной задачей. Также не следует забывать и о том, что такие переключения будут жесткими, в значительной степени возрастает риск повредить зубья шестерен коробки передач.
Как видно, эксплуатация авто с МКПП предполагает активное использование сцепления. Каждый водитель автомобиля с механической коробкой передач имеет ряд наработанных привычек. Например, выжим сцепления перед запуском двигателя служит гарантией того, что если водитель забыл поставить автомобиль на нейтральную передачу, не произойдет неожиданного движения машины в момент запуска ДВС. Это повышает безопасность и позволяет избежать ДТП.
Для управления сцеплением используется исключительно левая нога. Еще возле педали сцепления есть площадка, куда левая нога убирается для отдыха в том случае, если нет необходимости выжимать сцепление. Данное решение позволяет исключить дискомфорт и онемение ноги, если ее удерживать над педалью в случае преодоления больших дистанций на 4-ой или 5-ой передаче, которые используется на трассе после набора скорости.
Также не рекомендуется держать ногу над педалью сцепления или ставить ногу на педаль, не нажимая на нее. В этом случае срок службы узла сцепления значительно сокращается, так как даже легкое нажатие приводит к тому, что сцепление смыкается не до конца и изнашивается.
Зачем сцепление необходимо для начала движения автомобиля с места
Начнем с того, что сцепление можно выжимать резко, однако отпускать педаль нужно плавно. При этом в самом начале движения, чтобы автомобиль максимально плавно тронулся с места, необходимо деликатное отпускание педали сцепления.
Если иначе, чем плавнее водитель отпускает педаль, тем «мягче» смыкаются диски, тяга от двигателя передается не резко, а постепенно, не создается ударных нагрузок и т.д. В дальнейшем, когда автомобиль начал движение, сцепление можно отпускать быстрее, однако слишком резко бросать педаль также не стоит.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как ездить на «механике» правильно. Из этой статьи вы узнаете о том, как переключать передачи МКПП, на что обратить внимание при трогании с места и т.д.
В случаях, когда при трогании водитель отпускает педаль слишком резко, автомобиль дергается вперед и двигатель обычно глохнет. Если же в этот момент вместо тормоза сильно нажать на газ, есть риск, что мотор не заглохнет и машина может рвануться вперед, что часто становится причиной ДТП.
Как правило, водители-новички, а также те, кто раньше ездил только на АКПП, определенное время учатся правильно отпускать сцепление. Важно контролировать педаль, выжимать сцепление до упора перед включением передачи, а также чувствовать момент начала смыкания дисков сцепления и тот момент, когда диски полностью сомкнулись. Это позволяет правильно стартовать с места, дозировать тягу педалью газа, не изнашивать мотор, сцепление и коробку.
Подведем итоги
Как видно, сцепление представляет собой важный и ответственный узел, который позволяет не только эффективно взаимодействовать с КПП, но и значительно увеличить ресурс самой коробки, двигателя и других элементов, агрегатов и узлов. При этом правильная работа водителя со сцеплением позволяет свести к минимуму рывки, удары и повышенные нагрузки при езде на автомобиле, который оборудован механической коробкой переключения передач.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как работает сцепление в коробке автомат и как оно устроено. Из этой статьи вы узнаете о принципах работы сцепления АКПП, а также особенностях, преимуществах и недостатках подобного решения по сравнению с механическим сцеплением.
Также следует отметить, что именно благодаря сцеплению и возможности самостоятельно им управлять механическая коробка считается единственным агрегатом, который дает водителю полный контроль над автомобилем. Другими словами, водитель на МКПП сам дозирует тягу, выбирает и включает передачи, раскручивает двигатель до нужных оборотов, может использовать специальные приемы торможения двигателем и коробкой и т.д.
В результате формируются уникальные навыки, которыми попросту невозможно овладеть при эксплуатации машины с коробкой автомат, робот или вариатор. По этой причине опытные водители и инструкторы рекомендуют с самого начала обучаться вождению на «механике» даже при условии того, что сегодня имеется отдельная возможность получить права на АКПП.
Читайте также
Как работает сцепление в устройстве трансмиссии. Сцепление автомобиля: назначение, виды, устройство, принцип работы. Частые неисправности сцепления в устройстве трансмиссии автомобиля, признаки неполадок.
Регулировка педали сцепления: как выполняется. Как отрегулировать педаль сцепления, для чего нужна регулировка: функции сцепления, регулировка педали сцепления (свободный ход и общий ход).
Сцепление АКПП: есть ли сцепление в коробке автомат Как реализовано сцепление в устройстве трансмиссии на автомобилях с АКПП по сравнению с механической или роботизированной КПП. Особенности и отличия.
Корзина и диск сцепления в устройстве сцепления. Сцепление: корзина, выжимной, диск сцепления. Назначение и устройство, принцип работы корзины сцепления. Как увеличить срок службы сцепления.
Нажимной диск сцепления в устройстве сцепления. Сцепление автомобиля и обзор конструкции: нажимной диск сцепления, ведомый диск, выжимной подшипник. Виды приводов сцепления на МКПП и коробках-робот РКПП.
Замена диска сцепления автомобиля: что нужно знать Диск сцепления: назначение и устройство. Как выполняется замена диска сцепления, самостоятельная замена данного элемента. Рекомендации.
Выжимать или не выжимать сцепление перед запуском двигателя?
Выжим сцепления при запуске мотора – предмет постоянных споров между владельцами автомобилей с механическими КПП. Одни водители убеждены, что это бесполезная и даже вредная привычка. Другие, напротив, приводят обоснованные аргументы в пользу выжима педали перед пуском. В действительности правы и те, и другие. Все зависит от конкретных условий: состояния машины, погоды, водительского опыта и других факторов. В одних случаях педаль лучше не выжимать без особой надобности, а в других ситуациях это становится полезным и даже необходимым. Предлагаем более детально рассмотреть все «за» и «против».
Преимущества выжима педали сцепления перед пуском
Привычка выжимать сцепление перед запуском распространилась среди автомобилистов несколько десятилетий назад. Если сейчас рынок переполнен качественными синтетическими маслами разных классов вязкости, то раньше ассортимент был более ограниченным, и водителям зачастую приходилось пользоваться минеральными автомаслами с густой консистенцией. В зимнее время такие материалы становились чересчур вязкими, что затрудняло запуск ДВС. Выжим сцепления позволял облегчить эту процедуру. Кроме того, в прошлом выпускались менее качественные АКБ с относительно малыми пусковыми токами и повышенной чувствительностью к низким температурам, что также создавало трудности при пуске двигателей.
В нынешних условиях выжим сцепления перед запуском актуален по другим причинам. Во-первых, это важно для старых автомобилей, которые не всегда заводятся с первого раза. Когда приходится подолгу крутить стартер, любая лишняя нагрузка лишь ускорит разряд аккумулятора и вызовет более интенсивный нагрев силовых кабелей. Чем дольше заводится мотор, тем больше увеличивается температура проводки, через которую подается пусковой ток от АКБ на стартер. При нагреве увеличивается их электрическое сопротивление, что лишь усложняет процесс запуска, поскольку из-за этого уменьшается ток. Если через холодные провода, например, проходит 400 ампер, то через горячие пройдет меньший ток – условно 380–390 А. При нажатом сцеплении стартер выполняет меньшую работу, поэтому для запуска ДВС понадобится меньший пусковой ток.
Во-вторых, нажимать сцепление перед пуском рекомендуют начинающим водителям. Неопытные автомобилисты часто забывают переводить КПП с рабочей передачи на нейтральную, из-за этого в момент пуска машина может дернуться. Если это происходит на парковке или в дорожной пробке, из-за такого рывка можно случайно ударить чужой автомобиль. Когда педаль выжата, такая ситуация не возникнет, даже если водитель забыл включить нейтральную передачу.
Негативный эффект от нажатого сцепления при запуске мотора
Если машина легко заводится с первого раза и аккумулятор находится в отличном состоянии, а водитель уже имеет достаточный опыт и не допускает ошибок, упомянутых выше, в выжиме педали сцепления нет острой необходимости. В иных случаях такая процедура может лишь навредить. Основные последствия таковы:
- ускоряется износ деталей сцепления;
- сокращается ресурс упорного подшипника коленвала;
- заняты обе ноги.
Рассмотрим эти пункты более детально. В первом случае речь идет о таких деталях, как муфта сцепления, выжимной подшипник, а также рабочий и главный цилиндры сцепления. Каждое нажатие на левую педаль постепенно сокращает ресурс этих узлов. Особенно интенсивно изнашивается выжимной подшипник, поскольку при нажатом сцеплении он постоянно находится под нагрузкой. Чем дольше педаль пребывает в таком состоянии, чем быстрее сокращается ресурс подшипникового узла. Срок службы муфты и цилиндров зависит в большей степени от количества нажатий, а не их продолжительности.
Во втором пункте списка – упорный подшипник коленчатого вала. Эта деталь располагается сбоку двигателя, поэтому при запуске ДВС масло доходит до нее с некоторой задержкой. При выжатом сцеплении подшипник находится под нагрузкой и работает без смазки в первые секунды после пуска мотора. Из-за этого он быстрее портится, что в итоге может привести к появлению осевого люфта коленвала и усиленным вибрациям при работе двигателя. При отпущенной педали подшипник по-прежнему работает «всухую», прежде чем до него дойдет смазка. Но он становится менее нагруженным, поэтому изнашивается медленнее.
Третий негативный момент заключается в том, что выжимать сцепление перед запуском может быть неудобно и даже опасно, если при пуске мотора приходится подгазовывать. В некоторых случаях, особенно на старых авто, двигатели с трудом заводятся без подгазовки и могут глохнуть, не раскрутившись до нормальных холостых оборотов. При этом одна нога обязательно должна быть на педали тормоза, даже если машина стоит на ровной поверхности. Большинство водителей при запуске ДВС смотрят на приборную панель, отвлекаясь от дороги. В этот момент можно не заметить, как машина при отпущенном тормозе начнет катиться вперед или назад. Если машина не заводится без подгазовки, одна нога будет занята тормозом, а вторая – педалью акселератора. Соответственно, чтобы нажать педаль сцепления, придется убрать ногу с тормоза, из-за чего машина может укатиться и столкнуться с соседним авто, забором, стеной гаража и др. В таких случаях можно пользоваться ручным тормозом, но он может быть неисправным или слишком слабым, чтобы удержать автомобиль на дороге с большим уклоном.
В каких случаях выжим сцепления действительно полезен для автомобиля
Выжимать третью педаль рекомендуется в зимнее время, когда масло в двигателе и коробке передач становится более вязким из-за мороза. В таких условиях смазочная жидкость оказывает дополнительное гидродинамическое сопротивление, затрудняя ход подвижных деталей. Когда КПП отсоединена от двигателя (при выжатом сцеплении), сопротивление оказывает только моторное масло. Если педаль не нажата, то дополнительное противодействие стартеру оказывает еще и загустевшая трансмиссионная жидкость. При этом неважно, какие масла используются в моторе и трансмиссии: синтетические, минеральные или полусинтетические. Все они густеют в морозную погоду. Разница лишь в том, что для маловязких синтетических масел этот эффект менее выражен, но он все равно присутствует.
Выжим сцепления при запуске мотора особенно уместен, если в машине используется старый изношенный аккумулятор. Если возраст батареи превышает 4–5 лет, с высокой вероятностью она потеряла значительную часть номинальной емкости и уже не способна отдавать большие токи. Аккумулятор может быть настолько слабым, что при запуске двигателя стартер с трудом проворачивает коленвал. Это можно понять по характерному звуку: вал проворачивается настолько медленно и неуверенно, будто батарея почти разряжена. Именно в таких случаях следует нажимать сцепление перед пуском двигателя. Остаточного заряда старой АКБ может хватить всего на 2–3 секунды работы стартера. Если сцепление не выжато, некоторое количество заряда аккумулятора израсходуется на прокрутку первичного вала КПП. При выжатой педали со стартера снимается лишняя нагрузка, что повышает шансы на успешный пуск ДВС, прежде чем батарея окончательно разрядится.
Также педаль следует нажимать, если нужно «прикурить» от другого автомобиля. В машине с разряженным аккумулятором нужно максимально облегчить работу стартера, чтобы сократить время запуска, не навредить автомобилю-донору и не перегреть провода для прикуривания. В этом случае выжим сцепления действительно имеет большое значение.
Вывод
Выжимать левую педаль в автомобиле с МКПП следует при холодном пуске двигателя, прикуривании и других ситуациях, когда мотор запускается с трудом. Также это полезно для водителей-новичков, которые могут забывать о включении нейтральной передачи перед запуском мотора. В остальных ситуациях, когда двигатель нормально заводится без особых усилий, в подобных действиях нет никакой нужды.
Источник http://krutimotor.ru/dlya-chego-nuzhno-stseplenie-avtomobilya-mkpp/
Источник https://avtomotoprof.ru/v-pomoshh-avtomobilistu/vyizhimat-ili-ne-vyizhimat-stseplenie-pered-zapuskom-dvigatelya/