ОСАГО подорожало в 2023 году

ОСАГО подорожало в 2023 году

Согласно действующему российскому законодательству, каждый водитель обязан оформить полис обязательного страхования автогражданской ответственности — ОСАГО. Без действующего полиса управлять транспортным средством запрещено.

24.08.23 2979 0 Поделиться
Автор Бробанк.ру Елена Кокош
Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

Высшее экономическое образование в Поволжском государственном университете сервиса. Более 8 лет сотрудничает с финансовыми порталами, исследует экономические рынки, банковскую деятельность, анализирует финансовые показатели. Выступает в качестве независимого эксперта и дает комментарии СМИ. Открыть профиль

Стоимость страховки ежегодно пересчитывают по разным причинам: обновление законодательной базы, изменение тарифов, аккуратность вождения. Как и почему ОСАГО подорожало для автовладельцев в 2023 году, разобрался сотрудник сервиса Бробанк.

ОСАГО: как считают стоимость страховки

ОСАГО — обязательный вид автострахования под контролем государства и Банка России. Регулирует его Федеральный закон №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Страховые компании рассчитывают стоимость страховки индивидуально для каждого водителя. Для расчета используют коридор базовых тарифов и коэффициенты, которые могут повышать или понижать изначальный тариф.

Базовые тарифы

Банк России устанавливает базовые тарифы, на которые ориентируются страховщики, и ежегодно их пересматривает. На момент написания статьи действуют значения, которые закреплены в Указании Банка России от 08.12.2021 №6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Тарифный коридор

Банк России устанавливает тарифный коридор базовых ставок для разных категорий ТС

В документе указан тарифный коридор — это максимальные и минимальные значения базовой ставки страхового полиса. Он зависит от типа транспортного средства, собственника и назначения или цели использования ТС.

Коэффициенты

В приложении 2 указаны коэффициенты страховых тарифов. Всего их шесть:

  1. Коэффициент мощности двигателя ТС — КМ. Чем больше показатель, тем выше расчетный коэффициент.
  2. Территории — КТ. Водители в крупных городах чаще попадают в аварии, чем жители сельской местности, поэтому для них коэффициент выше.
  3. Возраст и стаж водителя — КВС. Чем моложе водитель и меньше стаж автовладельца, тем выше будет стоимость полиса.
  4. Коэффициент бонус-малус — КБМ. Определяет безаварийный стаж, чем он больше, тем выше скидка за аккуратную езду.
  5. Cрок использования ТС — КС. Чем меньше период использования транспорта, тем дешевле полис.

Практически все коэффициенты можно найти в Приложении от регулятора. КБМ удобно считать в сервисе от Российского Союза Автостраховщиков — РСА в разделе «Проверить КБМ».

Формула

Для расчета страховки нужно перемножить базовый тариф на все коэффициенты, которые применимы к ситуации водителя. Итоговая формула выглядит так:

БТ * КМ * КТ *КВС * КБМ * КС

Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать и иные факторы. Например: возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств. Все они должны быть указаны на официальном сайте страховщика.

Подорожание ОСАГО в 2023 году

Несколько лет назад регулятор начал постепенное реформирование системы ОСАГО. Цель изменений — установление справедливой цены за страховой полис, поощрение аккуратных водителей и повышение доступности услуг страховщиков для населения.

  1. 13 сентября 2022 года ЦБ РФ расширил коридор базового тарифа на 26% для большинства категорий автовладельцев. Это было сделано по причине значительного подорожания автомобильных запчастей.
  2. 1 апреля 2023 года Банк России ввел новые классы и обновил значения коэффициента бонус-малус. Тарифы КБМ пересматривают ежегодно, и автоматически обновляют для всех водителей. Минимальный коэффициент для аккуратных водителей с безаварийным стажем 10 лет и больше составил 0,46. Для водителей с большим количеством ДТП коэффициент повышен — 3,92. Тарифы действуют до 31 марта 2024 года.
  3. В июне 2023 года РСА обновил справочник средней стоимости автозапчастей по стране. Этот документ используют страховщики для подсчета выплаты по ОСАГО с учетом актуальных колебаний рынка.
Читать статью  Какие документы нужны для страхования автомобиля

Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя хранятся в автоматизированной системе — АИС РСА. В ней указаны сведения о договорах ОСАГО, которые заключены с 1 января 2011 года. Их передают сами страховщики.

Если в 2022 году водитель не попадал в ДТП по своей вине, и его страховщик не выплачивал страховое возмещение пострадавшей стороне, полис ОСАГО для него окажется дешевле. Максимально возможная скидка — 54%.

А если по вине водителя были аварии со страховыми выплатами, полис ОСАГО обойдется ему дороже. Подорожание происходит за счет увеличения КБМ и удорожания запчастей.

Для сохранения класса КБМ нужно покупать полис каждый год в соответствии с п. 6 Приложения 4 к Указанию ЦБ РФ. Если водитель не покупал страховку более года, его КБМ обнуляется — ему присваивают третий класс, что соответствует коэффициенту КБМ 1,17.

Расчет полиса ОСАГО

Страховые компании рассчитывают стоимость страховки в границах коридора базовых ставок страховых тарифов. Они могут использовать как минимальное значение базового тарифа, так и максимальное.

Именно от этого, в основном, и зависит стоимость ОСАГО, потому как коэффициенты устанавливает ЦБ РФ, и на них страховщики повлиять не могут. Для экономии на страховке выбирайте компании, которые для расчета используют минимальные или усредненные тарифы.

Найти их можно с помощью сервиса «Калькулятор ОСАГО», который размещен на портале Бробанк. Введите госномер авто и получите расчетную стоимость страхования сразу в нескольких компаниях. Сравните значения и выберите тот вариант, который окажется бюджетнее.

Онлайн-калькулятор ОСАГО

Рассчитать стоимость ОСАГО можно самостоятельно, без обращения в офисы

Если у транспортного средства еще нет государственного номера, проведите расчет по дополнительным параметрам. Для этого укажите данные водителя и марку автомобиля. Расчет бесплатный, оформление происходит на сайте страховщика, что делает использование сервиса безопасным. Ваши личные данные сервис не хранит.

Частые вопросы

Почему ОСАГО подорожало в 2023 году?

Полис ОСАГО подорожал за счет расширения коридора базовых страховых тарифов, обновления КБМ и изменения справочника запчастей.

Что изменилось в законе об ОСАГО?

В законе об ОСАГО нет существенных изменений: методика расчета стоимости полиса осталась прежней. Обновились только тарифы и размеры некоторых коэффициентов.

Насколько повысили коэффициенты по ОСАГО?

Коэффициенты повысили незначительно: минимальный коэффициент для аккуратных водителей с безаварийным стажем 10 лет и больше составил 0,46, для водителей с большим количеством ДТП коэффициент повышен до 3,92.

Кого коснутся изменения по ОСАГО?

В основном изменения в тарифах коснутся водителей, которые часто попадают в аварии по своей вине. Для них стоимость полиса значительно выше.

Насколько страховка в 2023 году стала дороже по сравнению с 2022 годом?

Страховка станет выше только для водителей, которые часто попадают в ДТП. Для них полис может оказаться на 20-30% дороже по сравнению с ценами прошлого года.

Читать статью  Сколько стоит страховка на авто в Украине 2021?

Источники:

Что происходит с ОСАГО? Учимся жить в новой реальности

События двух последних недель затронули практически любую сферу нашего общества. Казалось, что такая малозаметная на общем фоне вещь, как автострахование, должна была остаться неизменной, но нет — негативные последствия пришли и туда. Причем воздействие оказалось настолько сильным, что некоторые СМИ уже даже успели заявить, что ОСАГО перестало работать!

Что случилось?

Резкое подорожание запчастей — свершившийся факт, но только не для страховых компаний. А точнее — не для случаев, когда им приходится рассчитываться с клиентами, обратившимися за возмещением убытков после ДТП. И дело вовсе не в жадности конкретных страховщиков, а в том, что согласно закону «Об ОСАГО» величина компенсации пострадавшей стороне определяется по «Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». А стоимость запчастей в этом документе, в свою очередь, указана до подорожания, причем разница в цене на текущий момент — в 1,5-2 раза. Как следствие, автосервисы отказываются работать по направлениям от страховых, а сами страховщики предлагают автовладельцам денежные компенсации, рассчитанные с учетом старых цен. Именно из-за этого в Сети и пошли разговоры о неработающей системе ОСАГО, ведь назвать такую компенсацию справедливой довольно трудно.

ОСАГО больше не работает?

Нет, работает. Для начала не будем забывать, что полис ОСАГО покрывает не только ремонт автомобиля, но и компенсацию ущерба жизни и здоровья третьих лиц, повреждения имущества, жизнь диких животных и т. д. Так что говорить о том, что система «умерла», еще пока преждевременно! Но и дыма без огня не бывает. Разница между реальными ценами на запчасти и стоимостью, указанной в справочнике в рамках Единой методики, действительно существует. А тут еще наступающий дефицит самих запчастей. «Чудес не бывает, некоторые запчасти просто недоступны, а некоторые производители и вовсе ушли с нашего рынка. Ситуация подвижная, поэтому страховые компании действительно стараются не брать на себя обязательства по ремонту автомобилей, особенно новых — в возрасте до двух лет» — описывает ситуацию координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

При этом в страховых компаниях Дрому подтвердили, что в настоящий момент существуют трудности из-за заниженной стоимости запчастей по справочникам. «Страховые компании уже начали выражать беспокойство по этому вопросу. Но пока денежные компенсации вместо натурального возмещения не стали массовым явлением. Хотя все идет к тому, что либо запчасти будут слишком дорогими, поэтому если какой-то элемент ремонтопригоден, то его будут ремонтировать, а не менять (вмятины, потертости и пр.), либо запчастей не будет вообще. Очевидно, что в случае денежной компенсации ее размера не хватит для ремонта», — рассказал Дрому генеральный директор страхового агрегатора Prosto.Insure Артем Климов.

Так что хотя ОСАГО и продолжает выполнять свои функции, проблема при расчете величины компенсации действительно существует. И нельзя сказать, что виноваты в ней страховщики — они лишь выполняют то, что им предписывает закон. Кстати, ближайшая актуализация справочника Единой методики запланирована на 19 марта 2022 года. То есть менее через неделю ситуация должна измениться. А пока водителям лучше…

Не ездить на автомобиле?

Это был бы чересчур радикальный способ, хотя и эффективный. Но далеко не все могут отказаться от автомобиля, да и было бы странно призывать к этому со страниц нашего издания. Но что делать водителю, если по какой-то причине он станет участником ДТП в ближайшее время? Если вы обратились в страховую компанию и вам предлагают денежную компенсацию, лучше не отказываться. По крайней мере, вы гарантированно получите положенную по закону сумму, пусть и рассчитанную по старой методике. Как говорится, синица в руках! «Но если автовладельца не устраивает предложенная страховщиком сумма и стоимость ремонта с учетом износа действительно выше, эту разницу (в пределах до 400 000 рублей) надо требовать со страховой через финансового уполномоченного», — считает адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. Как пояснил юрист Дрому, в этом случае сначала автомобилисту нужно обратиться в страховую с претензией, а затем, в случае отказа или неполучения ответа — к финансовому уполномоченному. После вынесения им решения у водителя будет 30 дней на обращение в суд. Эксплуатировать и ремонтировать автомобиль при этом можно только после проведения экспертизы ущерба.

Читать статью  Учёт полисов ОСАГО и КАСКО в 1С: Бухгалтерии 8

Еще одним способом полностью компенсировать ущерб в случае ДТП в текущих условиях будет обращение в суд с исковым требованием к виновнику аварии. «Разницу между стоимостью ремонта и покрытием полиса ОСАГО можно взыскать с виновника ДТП. Еще в 2017 году Конституционный суд и пленум Верховного суда подтвердил законность такой практики. В данном случае у виновника ДТП нет шансов избежать подобной выплаты, поскольку это — его обязанность», — рекомендует координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов, добавляя, что страховые компании ограничены в своих возможностях по выплатам из-за политики ЦБ.

Что дальше?

Улучшения ситуации в ближайшее время ждать точно не стоит. Да, вероятнее всего, цены на запчасти в справочнике Единой методики будут подняты в соответствии с реальными. Но что потом? Скорее всего, стоимость полиса «автогражданки» в обозримой перспективе вырастет, причем существенно — минимум на 30%. «Повышение цен на каско и ОСАГО — один из шагов, который обсуждается в страховом сообществе», — признает генеральный директор страхового агрегатора Prosto.Insure Артем Климов, отмечая, что в перспективе систему обязательной «автогражданки» ждут новые сбои. — «Это уже очевидно, и это тот риск, который сейчас активно обсуждается в сообществе», — добавляет он.

Также сложившаяся ситуация со стоимостью запчастей фактически ставит крест на оформлении Европротокола без мобильного приложения «Помощник ОСАГО» и/или без фотофиксации. «Поскольку стоимость ремонта теперь уже вряд ли впишется в 100 000 рублей, которые можно получить при оформлении ДТП без сотрудников полиции — всегда лучше вызывать ГИБДД и оформлять происшествие там, — советует адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. — Если же нет разногласий и оба участника ДТП имеют возможность использовать соответствующее приложение для оформления ДТП, можно воспользоваться им, тогда можно рассчитывать на возмещение в пределах полной страховой суммы по ОСАГО — 400 000 рублей», — добавляет он.

Нельзя также исключать, что в сложившихся условиях вырастет число тех, кто предпочитает ездить вообще без полиса ОСАГО. Вряд ли таких людей остановит существующая кара в 800 рублей, ведь вопреки обещаниям рассылка штрафов с камер за отсутствие страховки так и не заработала. А еще в нынешних условиях проблемы с выплатами начинаются не только у обладателей ОСАГО, но и у тех, кто оформил себе полис каско. Впрочем, это — тема для отдельного материала.

Источник https://brobank.ru/osago-podorozhalo-v-2023-godu/

Источник https://www.drom.ru/info/misc/87394.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *