Летние шины для автомобиля: как выбрать правильно?
Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!
Оглавление
- Чем отличается летняя резина от зимней?
- Нужна ли специальная резина для лета?
- Как выбрать летнюю резину?
- Какие шины выбрать на лето: конкретные примеры
Шины автомобиля, как и человеческую обувь, нужно менять в зависимости от сезона. К сожалению, многие автовладельцы – по забывчивости или незнанию – не спешат «переобуваться» на летний вариант. В итоге сталкиваются не только со штрафами (езда на покрышках «не по сезону» в России запрещена), но и с высоким риском вреда своему транспортному средству, а также себе и своим близким. Но и просто переобуть авто в летние шины недостаточно – далеко не все из них качественные или соответствуют конкретным условиям эксплуатации и индивидуальному стилю вождения. Рассказываем, как правильно выбрать резину для езды летом и не прогадать.
Чем отличается летняя резина от зимней?
А есть ли вообще разница между шинами, рассчитанными на эксплуатацию в различные сезоны? Определенно да, и это различие закреплено на законодательном уровне. Наиболее заметные отличия между летней и зимней резиной заключаются в следующих характеристиках:
- Мягкости материала. В зимних покрышках используется более мягкая и менее износостойкая резина, рассчитанная на эксплуатацию при отрицательных температурах. За счет своей эластичности она лучше прижимается к дорожному полотну, увеличивая пятно контакта и, следовательно, сцепление колес с трассой. Летние покрышки, напротив, более жесткие – они теряют эластичность при отрицательных температурах, зато меньше изнашиваются на раскаленном летнем асфальте
- Рисунок протектора. Зимние шины имеют более глубокий протектор – это необходимо для обеспечения курсовой устойчивости автомобиля на рыхлом снеге или снежно-водяной каше, покрывающей дороги зимой. Для лучшего сцепления с дорожным покрытием в них могут быть предусмотрены мелкие поперечные насечки, создающие эффект «липучки», или твердые стальные шипы. У летней резины протектор менее глубокий (за исключением двух центральных каналов) и более разнообразный, рассчитанный на сцепление с шероховатой поверхностью.
Переходить с зимней резины на летнюю необходимо при достижении определенных климатических условий в регионе. Хотя точных ограничений нет, при температуре ниже +3°С рекомендуется (а при отрицательной – обязательно) переобуть автомобиль. Если в холод на обледенелой дороге вас остановит сотрудник ГИБДД, а на вашем транспорте будет установлена летняя или демисезонная резина, то он имеет право выписать штраф.
Нужна ли специальная резина для лета?
У неопытных автовладельцев часто возникает заблуждение, что использование зимней резины летом имеет массу преимуществ, и покупка летних шин необязательна. Действительно, раз она рассчитана на движение по покрытой льдом или снегом дороге, то на шероховатом свободном асфальте должна вообще создавать максимальное сцепление. В реальности все как раз наоборот – использование зимней резины летом не просто нерационально, но и опасно. Тому есть несколько причин:
- Быстрый износ шин. Зимние покрышки изготавливаются из более мягкой резины. Из-за этого при эксплуатации летом она быстрее стирается, что приводит к резкому уменьшению глубины протектора. В результате при контакте колес с мокрой дорогой возникает явление аквапланирования, нарушающее сцепление автомобиля с дорожным покрытием, снижение его управляемости.
- Прорыв шин. По причине той же большей мягкости и меньшей прочности зимней резины ей опасны препятствия, которые летники покрышками преодолеваются без труда. Известны случаи, когда зимние шины рвались из-за наезда на небольшие камешки, осколки стекла, мелкие гвозди.
- Взрыв шин. Мягкая зимняя резина также менее устойчива к температурным нагрузкам. Производители шин не гарантируют ее сохранность уже при +4…+10°С. Более того, из-за размягчения резины и расширения в них нагретого воздуха они могут просто взорваться во время езды.
- Увеличение тормозного пути. Даже на сухой летней дороге зимние шины обеспечивают недостаточное сцепление с дорожным покрытием. Это значительно увеличивает тормозной путь автомобиля, из-за чего возрастает риск столкновения с пешеходом или других транспортным средством, внезапно оказавшимся перед ним.
- Увеличение расхода топлива. Так как зимняя резина обеспечивает худшее сцепление с дорожным полотном, автомобиль «компенсирует» это увеличенной работой двигателя. В среднем езда на таких покрышках летом приводит к перерасходу топлива на 5-10%. С учетом частоты заправок расходы на дополнительное горючее многократно перекрывают стоимость летних шин.
- Повышенный шум. Это недостаток свойственен шипованной резине. Твердые шипы, цепляясь за асфальт, создают шум, который сильно снижает комфортабельность поездки. Кроме того, шиповка может просто вылететь из покрышек, создав весьма опасную ситуацию для пешеходов и других участников дорожного движения.
Очевидно, что езда на зимней резине в летнее время вполне может привести к различным печальным последствиям – от необходимости замены разбитых фар на новую автомобильную оптику до серьезных травм и увечий (в том числе смертельных) водителя, пассажиров и пешеходов. Именно высокими рисками обусловлен законодательный запрет на использование шин не по сезону.
Как выбрать летнюю резину?
Итак, если вы все же решили «переобуть» свой автомобиль в шины, соответствующие сезону, то сделать это особого труда не составит. Главное, правильно подобрать подходящие покрышки, потому что они тоже бывают разными. Для удобства выбора нужно ориентироваться на несколько показателей.
Типоразмер. Этот параметр представляет собой соотношение ширины, высоты и внешнего диаметра покрышки. Типоразмер наносится на боковую сторону шины и выглядит как последовательность чисел и букв, написанных через косую черту (слэш) – например, 185/65R14. Типоразмер необходимо учитывать, чтобы не просто обеспечить себе комфортную и безопасную езду на автомобиле, но и саму возможность поставить выбранную резину на него. Неправильно подобранная покрышка просто не поместится в арку колеса. По профилю резина делится на 3 типа:
- Низкопрофильные (до 55%) обеспечивают превосходную управляемость и ездовые качества, но их эксплуатация на разбитых дорогах отрицательно сказывается на состоянии подвески, особенно жесткой.
- Высокопрофильные (60-75%) и полнопрофильные (более 80%) шины рассчитаны на использование в условиях бездорожья или низкокачественного дорожного покрытия. Из-за большой высоты они компенсируют небольшие ямки и кочки на пути, а также продлевают срок жизни подвесной системы автомобиля. внедорожной эксплуатации и езды по плохим дорогам.
Ширина шины напрямую влияет на размер пятна и качество сцепления с дорожным полотном, что, в свою очередь, влияет на предсказуемость управления автомобилем. Но чем шире покрышка, тем хуже становится управляемость и маневренность транспортного средства, на мокрой дороге возрастает риск аквапланирования. Поэтому широкая резина используется преимущественно на тяжелых грузовиках, спецтехнике и дорогих премиальных легковых авто, которые своей массой придавливают колеса к дорожной поверхности.
Выбирая автомобильные шины на лето, уделите внимание тому, чтобы профиль и ширина обеспечивали наилучшее сочетание управляемости и комфортабельности езды. Не жертвуйте одной характеристикой ради другой, лучше предпочесть компромиссный вариант.
Рисунок протектора. Протектор – это канавки и углубления в шине, обеспечивающие сцепление с дорогой, отведение лишней влаги из зоны контакта с дорожным покрытием, а также защиту внутренней части от повреждения при наезде на препятствия, острые предметы и т. д. По характеру протекторного рисунка летние шины делятся на следующие виды:
- С симметричным ненаправленным рисунком. Такие покрышки считаются классическим, наиболее распространенным вариантом протектора.На них можно ездить как по дорогам, так и бездорожью. Чаще всего покрышки с симметричным ненаправленным протектором относятся к низшей ценовой категории. Летние шины этого типа обладают рядом преимуществ – предсказуемой управляемостью, износостойкостью, комфортабельностью езды, устойчивостью к аквапланированию. Колеса с такими покрышками можно переставлять с одной стороны транспортного средства на другую. Шины с симметричным ненаправленным рисунком идеально подойдут для автовладельцев, придерживающихся неагрессивного стиля вождения и пока не определивших, какую именно резину они хотят использовать летом.
- С симметричным направленным рисунком. Шины этого типа хорошо стабилизируют транспорт на влажном дорожном покрытии и эффективно отводят воду из пятна контакта, тем самым снижая риск аквапланирования. Поэтому они идеально подходят для эксплуатации в дождливую погоду и для езды на большой скорости. Но у них есть и определенные минусы – шины с симметричным направленным рисунком протектора нельзя переставлять с задней оси на переднюю и использовать в качестве запаски. Устанавливать такие покрышки нужно в строгом соответствии с направлением стрелки, указанном на резине.
- С ассиметричным. Шины с таким рисунком – универсальный вариант, совмещающий достоинства двух предыдущих. Они хорошо себя проявляют как в сырую, так и в сухую жаркую погоду. Рисунок их протектора имеет наружную, внутреннюю и среднюю зоны. Первые две обеспечивают отзывчивость управления, улучшают сцепление с дорожным покрытием на поворотах. Средняя зона ответственна за отведение воды из пятна контакта и снижение вероятности аквапланирования. К преимуществам покрышек с ассиметричным рисунком относятся повышенная в сравнении с предыдущими вариантами управляемость и возможность менять покрышки местами.
Выбирая рисунок протектора для своей летней резины, ориентируйтесь на климатические условия и качество дорог в вашем регионе. Если у вас много дождливых дней в году, то имеет смысл приобрести покрышки второго и третьего типа. При равном распределении пасмурных и солнечных дней можно остановиться на первом и третьем вариантах. В засушливых регионах целесообразно будет приобрести покрышки первого типа.
Скорость и нагрузка. Маркировка летних покрышек включает индекс скорости – буквенное обозначение максимальной разрешенной для данной резины скорости. Например, на шинах с маркой М можно ехать со скорость до 130 км/ч, с индексом N – до 140 км/ч, P – до 150 км/ч и т. д. Выбирая резину по этому параметру, ориентируйтесь на собственный стиль вождения и скоростные характеристики своего авто. Если машина рассчитана на движение со скоростью до 150 км/ч, то нет смысла приобретать покрышки с маркой выше P. Тем, кто управляет более скоростными авто и любит полихачить (в пределах разумного) на пустынной трассе, рекомендуются шины класса H и выше.
Индекс нагрузки – это числовая характеристика, определяющая наибольшую массу, которую способно без последствий для себя выдержать одно колесо автомобиля. Например, покрышки с индексом 70 выдерживают вес в 335 кг, с маркировкой 75 – 387 кг и т. д. Для более точного определения подходящей нагрузки используйте повышающий коэффициент 1,2.
Шумность шины. Этот показатель не влияет на ходовые характеристики авто, но определяет комфортабельность езды. Уровень производимого покрышкой шума определяется геометрическим рисунком протектора. Самостоятельно его выявить в момент покупки невозможно – только при езде. Поэтому при выборе резины ориентироваться приходится на заверения продавцов, отзывы других автовладельцев или мнение своих знакомых.
Какие шины выбрать на лето: конкретные примеры
Итак, ознакомившись с важнейшими характеристиками автомобильной резины, можно составить примерные сценарии выбора летних шин для различных ситуаций. При этом учитываются не только параметры самих покрышек, но и стиль езды, условия эксплуатации и т. д.
- Езда преимущественно в черте города. В этом случае подойдут покрышки с профилем до 65% с симметричным и ассиметричным протектором и индексом скорости S или T.
- Скоростное движение. Если вы любите быструю езду и агрессивный стиль вождения, то лучший вариант – низкопрофильные (до 55%) покрышки с симметричным или ассиметричным рисунком и индексом скорости H-W.
- Езда по бездорожью. В этом случае стоит обратить внимание на высоко- или полнопрофильные (для внедорожников) модели с соответствующим весу вашего авто индексом нагрузки.
Решение выбрать летние шины на авто – ответственный шаг, к которому необходимо отнестись со всей серьезностью. Как и качественные заводские фары, хорошие покрышки обеспечат безопасное и комфортное управление транспортным средством. Безответственное отношение к данному вопросу в лучшем случае обернется проблемами с сотрудниками дорожно-постовой службы, а в худшем – увечьями и даже летальным исходом.
Как выбрать летние шины?
С приходом весны перед достаточно большим числом автолюбителей встаёт непростая и очень ответственная задача – выбор летних шин. Ведь именно от качества резины во многом зависит безопасность водителя и пассажиров. И тянуть с этим не стоит. Ведь не секрет, что дорожные условия зимой и летом кардинально отличаются. Как следствие, применение зимней (речь идёт не только о шипованных моделях) резины летом опасно, неразумно и расточительно – мягкий зимний протектор при высоких температурах изнашивается крайне интенсивно.
Зачем нужны летние шины
Перво-наперво попробуем разобраться, почему мы вынуждены два раза в год «переобувать» свой автомобиль. Помимо того, что зимние и летние шины имеют разный рисунок протектора (и поверьте, что он «нарисован» не только для красоты), они изготавливаются из разного материала. Зимние шины производятся из более мягких сортов резины. Поэтому в летнюю жару, размягчаясь, они утрачивают большую часть эксплуатационных качеств и очень быстро изнашиваются.
Протектор же летних шин – наоборот, гораздо более жёсткий. Как следствие, при отрицательных температурах летняя резина «дубеет» и становится не в силах обеспечивать нормальное сцепление колёс с поверхностью дороги. Существуют, правда, и так называемые всесезонные шины, которые, по идее, пригодны к круглогодичной эксплуатации. Но их универсальность таит в себе некоторое количество «подводных камней». Во-первых, такие модели заведомо хуже справляются со своей задачей, нежели специализированные изделия, предназначенные для определённого сезона. Во-вторых, покупая такие шины, стоит обратить внимание на то, не изготовлены ли они для стран с жарким климатом, где разница температуры воздуха летом и зимой не такая значительная как в наших широтах.
При выборе шин нужно обратить внимание на несколько вещей:
1. В зависимости от состава резины шины могут иметь разные положительные и отрицательные качества: более износостойкие чуть хуже держат дорогу, и наоборот – мягкие цепкие шины быстрее снашиваются. Нужно понять, что для вас важнее – долгий пробег, экономия топлива или уверенное управление на высоких скоростях.
Оптимальной температурой для смены зимних шин на летние является +7°С по среднесуточным показателям. Если вы уже «переобулись», а температура упала, то имейте в виду, что холодные летние шины увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость.
2. Выбор рисунка протектора зависит от вашего стиля вождения и дорожных условий вашего региона.
3. Установка шин правильного типоразмера важна для того, чтобы избежать поломок автомобиля.
4. Для того чтобы сэкономить время на изучении рынка при выборе шин мировых брендов можно ориентироваться на тесты институтов безопасности и испытания авторитетных изданий, бюджетным шинам посвящены обсуждения на различных форумах.
Отличия летних шин
У шин есть несколько характеристик, от которых зависит их способность к сцеплению с дорогой, износостойкость, цена, то, для какого автомобиля они подходят, и другие данные.
Основными компонентами резиновой смеси шин являются каучук, сажа и другие химические соединения. В современных моделях различного назначения добавляются силикаты, масла (даже растительные), крахмалы и другие секретные вещества, которые могут сделать колесо более цепким, повысить контактные свойства на мокрой дороге или снизить коэффициент сопротивления качению. Обычно все эти качества специально подчёркнуты производителем, и при выборе шин стоит обратить на них внимание. Шины с повышенными сцепными характеристиками подойдут тем, кто предпочитает активный стиль вождения. Низкое сопротивление качению сократит расход топлива во время дальних поездок.
Статья по теме
Рисунок протектора
От того, как близко находятся друг к другу выступающие части резины, насколько глубоки разрывы между ними, какую площадь они занимают в пятне контакта, зависят эксплуатационные свойства шин. Самый разреженный орнамент и массивные шашечки встречаются на шинах повышенной проходимости для внедорожников. И в противоположность им – шины для спортивной езды имеют максимальную площадь сцепления в пятне контакта. Первые лучше подходят для движения по пересечённой местности, но на асфальте снижают управляемость, ограничивают максимальную скорость движения, создают акустический дискомфорт и быстро изнашиваются. Вторые же отлично держат автомобиль на виражах и почти не шумят, хотя также быстро снашиваются. В промежутке между этими двумя крайностями находится большая часть шин, в которых сбалансированы сцепные свойства и износостойкость.
Симметричный ненаправленный протектор
На сегодняшний день самым универсальным рисунком протектора является симметричный ненаправленный (чаще всего его имеют так называемые бюджетные шины). Основным достоинством симметричного протектора считается независимость рабочих характеристик шин от направления вращения и особенностей условий работы (ведущая ось, управляемые колёса) и, соответственно, возможность безболезненной перестановки колёс в пределах одного автомобиля. Недостаток – продолжение достоинств, основанных на универсальности. Такого типа резина лучше всего походит для использования на не слишком мощных и скоростных автомобилях. При этом желательно, чтобы их владельцы отличались размеренным стилем вождения. Особенно в дождливую погоду.
Симметричный направленный рисунок
При установке шин с симметричным направленным рисунком протектора важно соблюдать «конструкционное» направление вращения. В противном случае все достоинства «направленности» (в частности, способность хорошо сопротивляться аквапланированию) будут фактически перечёркнуты. Более того, они начнут работать во вред, и при неблагоприятном стечении климатических и дорожных условий неправильная установка шин может стать просто опасной.
Асимметричный рисунок протектора (направленный и ненаправленный)
Асимметричный рисунок протекторов наилучшим образом ведёт себя как в сухую погоду, так и в дождь. Причина проста – ещё большая специализация, выражающаяся в разделении протектора шин такого типа на «внешнюю» и «внутреннюю» части. Для шин такого типа правильная установка ещё более важна, а последствия «шиномонтажных ошибок» в данном случае более заметны. При этом установленная в правильном месте, шина с асимметричным протектором имеет несколько лучшие рабочие характеристики. Не вдаваясь в технические тонкости, можно сказать, что установка на автомобиль шин с асимметричным рисунком наделяет его более высокой курсовой устойчивостью и даёт более надёжное поведение при выполнении манёвров.
Вне зависимости от направленности рисунка протектора разные шины имеют разную глубину канавок. Чем больше глубина рисунка, тем увереннее будет чувствовать себя автомобиль на мокрой дороге. На протекторе подавляющего большинства летних моделей шин имеются специальные канавки (такая резина имеет маркировку Rain – дождь или Aqua – вода), по которым происходит отвод воды из зоны контакта, что уменьшает эффект аквапланирования. Что же касается шин с V-образным рисунком протектора, то они лучше подходят для сухого асфальта, безопасная скорость движения в сырую погоду будет заметно ниже, чем на «дождевых» шинах.
А теперь коротко о том, как маркируются шины и что, собственно, обозначают загадочные цифры и буквы, написанные на их резиновой боковине.
Европейскими стандартами закреплено, что у легковых автомобилей высота протектора должна составлять не менее 1,6 мм. Это легко проверить, вставив в углубление 10 копеечную монету – если её край заметно выступает, шины пора менять.
Например, маркировка 225/60 R16 означает следующее: 225 – ширина шины в миллиметрах, 60 – высота (профиль) шины в процентах от ширины, R – указывает, что данная шина имеет радиальную конструкцию (если буквы «R» нет, то шина диагональная), 16 – посадочный диаметр в дюймах.
Важно понимать, что все допустимые типоразмеры шин указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля, и в большинстве случаев пренебрегать этими рекомендациями не следует. Например, если вы установите на автомобиль шины большего внешнего диаметра, пострадают динамические качества, снизится ресурс некоторых узлов, а «распухшие» колёса могут начать цеплять за крылья.
Что же касается экспериментов с высотой профиля (при сохранении внешнего диаметра), то нужно понимать, что установка низкопрофильной резины делает управление автомобилем более острым, но вместе с тем все неровности дороги начинают передаваться на кузов более подробно, а «спортивные» колёса с дисками большого диаметра и низкопрофильной резиной более подвержены повреждениям. Не стоит увлекаться и излишне широкими шинами (они тяжелее и могут цеплять за детали подвески). Правило простое – и в этом параметре придерживаться рекомендаций производителя (летом, как правило, используется более широкая резина).
Кроме этих основополагающих геометрических значений, указывается индекс скорости, допустимая нагрузка, сезонность и прочая информация.
Индекс нагрузки и скорости обозначается на боковой поверхности шины.
Индекс нагрузки рассчитывается из максимально возможной массы автомобиля, поделённой на количество колёс. Например, полная масса Lada Kalina до 1600 кг – делим на 4, получаем 400 кг. Индекс нагрузки – 80.
Индекс нагрузки
Источник https://wesem-light.ru/stati/letnie-shiny-dlya-avtomobilya-kak-vybrat-pravilno/
Источник https://aif.ru/auto/support/kak_vybrat_letnie_shiny